{"id":10642,"title":"\u0411\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u043e\u0442 \u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u0430\u0442\u0430\u043a \u0438 \u0432\u0438\u0440\u0443\u0441\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0440\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=10642&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305439-reshenie-dlya-biznesa-zashchitit-rabochie-kompyutery-i-tratit-menshe-na-tehpodderzhku&placeBit=1&hash=92cac90aee476dcf6c798d57554c147c48c9992484e9b9517cc9679e918eca49","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Slava Likh

Перестаньте уничтожать свой рынок

Российскому бизнесу сегодня присуща одна мысль: «Нашей аудитории недостаточно, нам необходимо выходить на новые рынки, привлекать новую аудиторию». Многие топ-менеджеры убеждены, что вся суть ограниченного роста бизнеса кроется в невозможности достучаться до новой аудитории. Самая частая фраза 2018-го года: «Нам срочно нужны новые покупатели, нам нужно сосредоточиться на молодежи».

На мой взгляд, проблема лежит в другой плоскости. Рынок всегда имеет предельную насыщенность, которая складывается из общего числа потребителей и их желания и возможности потребить ограниченный объем продуктов. Следовательно, рынок может быть неспособен усвоить услуги или товары, которые в него вбрасывают.

Откатимся немного назад и вспомним времена становления необузданного капитализма в России, все бизнесы погрязли в борьбе друг с другом. Главной метрикой успеха, помимо денег, была рыночная доля. Логично, что главными инструментами борьбы стали ценовые войны и масштаб. Бизнес был убежден, что лучший способ развития — резкое наращивание рыночной доли и экономия на масштабе производства. И данные действия не могут не быть верными, ведь рынок растет сам собой, открылись огромные возможности, занимай рыночную долю, и в будущем будет тебе счастье.

Но то были лихие 90-е и начало 00-х, бизнес к 2019 году должен был стать более осознанным. Но правда в том, что никто за это время не научился создавать реальную ценность для клиента, поэтому сейчас мы видим гигантские скидки в FMCG, повсеместные рассрочки, невероятные бонусы среди банковских карт и многое другое.

Рынок разрушен, и редкие стервятники пытаются откусить от него еще кусочек. Воспринимаемая ценность 99% продуктов и услуг, созданных в России, равняется или стремится к нулю. В тягостных попытках экономии, больше всего страдали сотрудники, средняя месячная ЗП в России 39085 ₽ (670$) [1], с нами соседствуют: Ботсвана (680$), Ливан (652$), Словакия (712$). При этом ВВП России на 11 месте в мире по версии Всемирного Банка, Ботсвана 115, Ливан 85, Словакия 63 [2]. Получается, что страна с огромным объемом ВВП не может обеспечить сотрудников нормальным уровнем оплаты труда. Китай также является одним из лидеров по объему ВВП, но ЗП там низкая (746$), но там проживают 1,39 млрд. человек, в России 0,145 млрд. Поэтому вывод о разнице между ВВП Китая и ЗП напрашивается сам собой. Другие страны, например Япония, США, Германия логично располагаются в топах по ВВП и средней ЗП [3].

Какой вывод из этого можно сделать? Или какой вопрос мы должны задать? Вопрос в следующем — где деньги, где Российское ВВП всего лишь для 145 млн. человек? Я не хочу поднимать тему коррупции, неравномерного распределения богатств и все это нытье. Хочу заострить внимание на двух причинах: разрушенный рынок и крайне низкая эффективность бизнеса.

Разрушенный рынок

Начнем с разрушенного рынка. Возможный выход из этой ситуации — осознанный подход к рынку. Под осознанностью я подразумеваю понимание рынка с точки зрения его максимальной насыщенности. Простая аналогия разумного подхода к рынку — это ловля рыбы в пруду. Если 100 рыбаков одновременно решат выловить всю рыбу, то в результате останется критически малое число рыб, которые в дальнейшем не смогут возродить популяцию. Так, в следующий рыболовный сезон все останутся без рыбы, а деревня впадет в голод. Если говорить о рыбе как о рынке, то ее переизбыток в деревне (высокий спрос) понесет за собой резкое падение цены на эту рыбу: товар портится, и его надо срочно продавать. В следующий год рыбы не будет, пруд пустой, а потребность у людей есть. Для тех, кто легально действует, открывается новый путь — идти на пруд соседней деревни. Конечно, там тоже есть рыбаки, и это их пруд. Но рыбы ведь всем хватит, и теперь на другом пруду вместо 30 рыбаков становится 130. Пруд держится один сезон, и рыба заканчивается. Что тогда? Да, новый пруд… Я думаю, тут аналогия уже становится очевидной. Новый пруд, новая аудитория, молодежь, забрать кусок рынка у конкурентов…

Усилия же прикладывать надо совсем к другому, необходимо вылавливать обдуманно, не нарушая экосистему пруда и давать популяции восстанавливаться. Рынок — это точно такая же экосистема, а деньги покупателей — это рыбки. В какой-то момент деньги становятся заемными, растет кредитный пузырь, и начинается кризис. Развитие рынка, развитие потребителей и финансового благосостояния жителей — это абсолютно естественная и органичная роль бизнеса. Это не какой-то социально ответственный бизнес, а просто бизнес как он должен быть. Если бизнес хочет быть успешным, то он должен развивать рынок а не разрушать его, и бизнес от этого не становится Робин Гудом, он просто действует разумно.

Низкая эффективность бизнеса

Второе — низкая эффективность бизнеса. Что такое эффективность? Эффективность — это соотношение результата (эффекта) и ресурсов, затраченных на его достижение. Ресурсами выступают: время, рабочая сила, производственные мощности и многое другое. В российской бизнес культуре можно встретить следующую картину, условный завод и офис оборудованы по последнему слову техники: новые компьютеры, европейское оборудование, хороший ремонт, — и на всем этом оборудовании работают 1000 человек, которые заняты минимум 8 часов в день, а кто-то и больше. Но, примерно 50% своего времени они тратят на ненужные совещания, согласования, подписание бумажек и другие бюрократические процедуры. Если бизнес складывается из простых процессов, то наши менеджеры еще могут справиться, а если развитие происходит в условиях неопределенности, то все ломается, а неопределенность есть всегда. Все эти пробуксовки превращаются в издержки, а если к этому прибавить рынок, на котором мы конкурируем ценной, а не ценностью, то получаем низкую ЗП и отсутствие инновационной среды.

В итоге картина следующая: бизнес пытается отжать рынок как губку и, при этом, отжимает себя изнутри, чтобы на этом рынке как-то бороться. Картина одновременно комичная и ужасная.

0
2 комментария
Популярные
По порядку
Еврейский кот

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Slava Likh

Рынок - любая коммерческая деятельность в России. В пример я привёл fmcg, погрязший в скидках. Но говорю я об общем, а не о частном.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
«Не мошенник, а фантазёр»: история афериста Коровко, ставшего прототипом для героя Ильфа и Петрова Статьи редакции

У миллионера Корейко из романа «Золотой телёнок» есть реальный прообраз — Константин Коровко, торговавший в дореволюционном Петербурге паями несуществующих предприятий. На своих аферах он заработал около 1 млн рублей, но перед судом предстал с 220 рублями на счету и обвинил во всём самих пайщиков.

Евгений Евстигнеев в роли Александра Корейко, кадр из фильма Михаила Швейцера «Золотой телёнок» Год Литературы
Самые сильные идеи в жизни

Предприниматель Сахил Блум публикует в своем Твиттере интересные жизненные идеи и парадоксы. Представляю перевод твиттер треда «22 самых сильных идеи в жизни».

Добрый вечер. Нужна помощь с Озон Глобал. Не хотят помочь решить проблему, одни отписки
Один небанальный совет в борьбе с бессонницей

Бессонница в наши дни не всегда является патологией - зачастую у людей просто отсутствует культура сна и режима. Тело и мозг просто перестают различать стимулы, которые в здоровой ситуации сигнализируют организму об отходе ко сну. В этой статье я раскрою только один, но очень действенный совет, который поможет выработать механизм быстрого…

Для абонентов Мегафон и Yota. Вы не знали, а вам открыли счет в банке!

Для тех кому интересна развязка, она внизу (выделено жирным).

Геозоны: разделяй и властвуй

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов, уже рассказывал, какие задачи стоят перед картографическими сервисами Master Delivery. Сегодня продолжаем разговор о том, как геоаналитические разработки решают маркетинговые и логистические задачи бизнеса.

Анализ тональности текста с использованием фреймворка LightAutoML

Сентиментный анализ (анализ тональности) – это область компьютерной лингвистики, занимающаяся изучением эмоций в текстовых документах, в основе которой лежит машинное обучение.

Идеальный тимлид: миф или реальность?

Кто такой идеальный тимлид? Что ожидает руководство от такого сотрудника? Колонка Алексея Кирсанова, руководителя разработки «Битрикс24».

Uber извинился перед собаками

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи принес извинения и даже дал скидку в 10 долларов…собакам.

Акции роста российских эмитентов на ближайшие 5 лет

Пандемия меняет мир и формируется новая тенденция на ближайшие годы. Ниже будут представлены компании, акции которых способны в новых мировых реалиях опередить динамику фондовых индексов.

Украли деньги с карты Тинькофф

30.12.2021 года я с семьей дочери поехала в магазин "Спортмастер" в г. Москва покупать коньки. Уведомлений от Тинькофф не было. 31.12.2021 года я увидела что есть какие то пуш уведомление при нажатии на него оно исчезло. Когда я зашла в онлайн приложение, то увидела что у меня с кредитной карты сняли 106 000 рублей , было снятие 7 суммами. Кроме…

null