CRM «≠» CDP. А еще — приводим примеры на романтических отношениях и котиках.Чем меньше *женщину мы любим* свою целевую аудиторию мы знаем, тем ниже у нас конверсия из показа в клик, из посетителя - в лид, из лида - в продажу.Продолжая аналогию романтических отношений - не зная ЦА, мы:зовем на концерт симфонической музыки поклонницу Егора Крида;приглашаем даму в ресторан в разгар кето-диеты;кормим шашлыком вегетарианца;дарим огромную лохматую собаку любительнице манчкинов*.*манчкин - это порода кошек с короткими лапками 🐈Предсказуемо - отношения “не клеятся”. Даже если вы честно стараетесь.Как исправить: в случае с прекрасной дамой: собрать и правильно использовать информацию о её привычках и предпочтениях.в случае с клиентами: то же самое, то более системно - используя системы управления клиентскими данными, CRM и, опционально, CDP.А что это за системы и чем они отличаются? Давайте разберемся 🙂Что такое CRM?CRM - система - инструмент, который используется для хранения данных о клиентах,звонках, транзакциях, отслеживает и автоматизирует рабочие процессы.Первые CRM существовали в формате картотек. Классический пример - Rolodex, вращающийся каталог с карточками, на которых фиксировали базовую информацию о клиентах и контрагентах.Пример - как выглядит Rolodex:Источник картинки: https://sensitivegiraffe.wordpress.com/2017/05/16/spinning-rolodex-the-chaos-of-communication/Rolodex был разработан в 1956 году, а популярность обрел в 1958 году. До 80х годов XX века продавцы Западной Европы и США тщательно заполняли, подшивали в папки и бережно хранили затертые “ролодексы”.Еще раньше “ролодексов” были Day-Timers: блокноты определенной структуры, чтобы вносить в них записи о клиентах.С времен “ролодексов” и Day-Timers ключевой смысл CRM не изменился, просто увеличился набор функций.Основные функции CRM:фиксация данных о клиентах и сделках в одном месте;отображение этапов работы с клиентом;создание воронки продаж;ведение документооборота (опционально).анализ результатов работы отдела продаж.CRM агрегирует данные пользователей, которые уже вступили во взаимодействие с компанией - оставили заявку на сайте, позвонили в компанию, заполнили лид-форму. Данные в CRM вносят операторы/менеджеры по продажам, или дополняют сторонние системы (например, системы коллтрекинга - передают информацию о факте и источнике звонка).CRM собирает и хранит только историю непосредственного взаимодействия с клиентом, например, сделки, звонки, переписку. Пользовательское поведение на сайте в CRM не попадёт.Четких стандартов, которые определяют понятие CRM, нет. Ключевая характеристика - возможность внесения и хранения данных клиентов.В качестве очень упрощенной системы управления взаимоотношениями с клиентами малый бизнес может использовать, например, Excel или Google таблицы. Такой Rolodex XXI века, только не на бумаге 🙂Примеры современных универсальных CRM-систем: Bitrix24, AmoCRM, Creatio, Salesforce, Мегаплан.Самые популярные CRM:Источник картинки: https://crmrating.ru/rating-of-crm-systemsЧто такое CDP?CDP, customer data platform (определение CDP Institute) - это пакетное программное обеспечение, которое формирует постоянную базу клиентов, доступную для других систем.Упрощенно, CDP - это структурированная база клиентов, в которой хранятся личные данные клиентов и история их взаимодействия с брендом (посещения сайта, приложения, офлайн-точек, покупки и т.д.).Этот функционал может быть дополнен AI (искусственным интеллектом) - для прогнозирования поведения клиентов и отправки персонализированных коммуникаций.Основные функции CDP:сбор данных о клиентахCDP собирает данные о клиентах из офлайн и онлайн-источников (включая CRM) в режиме реального времени. Номера телефонов, ID устройств, историю браузинга, офлайн-события и т.д. Не только данные, которые клиенты заполнили в форме "оставить заявку" на сайте :)CDP-система сохраняет предпочтения и намерения клиентов, отслеживает их действия и аккумулирует все данные в едином хранилище информации.создание единого профиля клиента.CDP объединяет инструменты, которые используют маркетологи (email, CRM, социальные сети и т.д.) в единый источник информации о клиентах. Итог - формирование профиля клиента 360.Пример профиля клиента 360:Профиль клиента BitcdpсегментацияCDP сегментирует полученные клиентские данные, чтобы бизнес мог адресно направлять персонализированные сообщения, используя…коммуникации (ретаргетинг)CDP передает сегментированные данные о клиентах в подключенные инструменты (рекламные кабинет, сервисы email-рассылок и т.д.). Это позволяет упростить выход на "горячую" аудиторию через рекламные кампании.Вернемся к примеру с романтическими отношениями: ценителю мяса - готовим мясо, а не предлагаем овощной сет.Или сложнее: узнаем, что прекрасная дама с аллергией на лилии на самом деле вообще цветы терпеть не может, но недавно активно интересовалась зимними видами спорта. Приглашаем даму на каток и проводим прекрасный вечер 🙂О том, какие результаты CDP приносит бизнесу - короткий ролик от Mazda Europe и OracleРост квалифицированных лидов на 223% - впечатляет, правда?Чем CRM отличается от CDP?CRM «≠» CDP, CRM < CDP.CRM - инструмент менеджера для внедрения и отладки бизнес-процессов. В частности, для хранения данных / управления взаимоотношениями с клиентами.В CRM данные поступают транзакционные данные из финансовых систем/систем аналитики или, чаще всего, вносятся вручную - менеджерами или операторами.В CRM хранятся данные клиентов, которые открыто взаимодействовали с компанией.CDP - инструмент маркетолога для увеличения эффективности рекламных коммуникаций.В CDP данные поступают из а) сети (поведение в Интернете / интернета вещей, например), б) автономных источников (карта лояльности, офлайн-точка, транзакции из CRM).CDP умеют сегментировать данные и передавать их в рекламные системы. Это позволяет в режиме реального времени запускать крутые персональные рекламные кампании и получать БОЛЬШЕ лидов.CDP усиливает возможности CRM, улучшая базу данных о клиентах компании, и упрощает работу с аналитикой, потому что постоянный импорт и экспорт данных не нужен. А что лучше - СRM или СDP?Совершенно некорректный вопрос 🙂Наличие CDP не отменяет необходимость CRM для бизнеса, и наоборот.Для микробизнеса с минимальным ассортиментом CDP, вероятнее всего, будет избыточной - мало данных, нужны ИТ-ресурсы на этапе внедрения. CRM, хотя бы даже самая простая, будет нужна и микробизнесу, и СМБ.Для СМБ, особенно - в формате интернет-магазина, CDP с возможностью собирать профили клиентов и персонализировать коммуникации была бы КРАЙНЕ полезна. Равно как и CRM 🙂Зачем CDP для управления отношениями с клиентами в 2023 году?В 1994 году CTR рекламного объявления (баннера) был 44%, а 2021 году - 0,46%.Средний CTR по отраслям (Google Adwords benchmarks): Источник инфографики: https://www.wordstream.com/blog/ws/2016/02/29/google-adwords-industry-benchmarksЭрик Шмидт, экс-председатель совета директоров Google (2001-2006), писал, что за два дня мы создаем такой же объем информации, который накопили с начала развития цивилизации до 2003 года.Предсказуемо - из-за информационной перегрузки мы перестаем замечать то, что существует вне зоны наших интересов.CDP позволяет персонализировать рекламные коммуникации и предложить клиенту то, что интересно ему прямо сейчас. Как результат - рост конверсии и снижении стоимости лида/продажи.Таким образом, используя CDP, вы формируете лучший клиентский опыт и кратно снижаете стоимость лида.Команда BITCDP сейчас работает над созданием CDP для среднего и крупного бизнеса.Проект - объемный, состоит из 6 модулей: умный чат, чат-бот, email, единый профиль, программа лояльности, персонализация. Сейчас тестируем первый модуль - умный чат. На период от 30 дней предоставляем доступ к умному чату АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО. А еще - сами разрабатываем для вашего бизнеса карту сценариев чат-бота.Чтобы получить доступ к умному чату, зарегистрируйтесь на сайте.Кстати, мы открыты для обратной связи! Пишите в личные сообщения на VC или на почту: hello@bitcdp.ru.