Почему маркетологу нужно уметь программировать

Привет! Меня зовут Валентин Домбровский, я основатель курсов программирования Learn Python. К нам приходит учиться все больше интернет-маркетологов. Оказалось, что в определенный момент без умения программировать многим из них становится тяжело. Вот поэтому они и приходят на курсы. Расскажу, зачем маркетологи учатся программировать и как этот навык выводит их работу на новый уровень.

В закладки

Многоплановые специалисты — на вес золота

Артемий Лебедев призывает дизайнеров не зацикливаться на практических навыках вроде техники рисования теней, а становиться автоматизаторами. Максим Ильяхов, кажется, больше учит редакторов дизайну, верстке, работе с клиентами, чем написанию текстов. А специалист по интернет-рекламе уже не может разбираться только в контексте или только в таргете.

Это общая тенденция: широта знаний становится не менее важной, чем их глубина. Особенно ценятся так называемые T-shaped-специалисты, которые глубоко разбираются в одной сфере и поверхностно в смежных. Современный маркетолог отвечает за множество задач: управляет рекламными кампаниями в разных каналах, делает контент-маркетинг, оптимизирует сайт под поисковые системы (или контролирует подрядчика по SEO), создает лендинги, анализирует маркетинговые показатели.

У T-shaped-маркетолога глубокие знания в маркетинге и поверхностные в смежных областях

На стыке компетенций рождаются идеи, которые позволяют бизнесу сделать существенный рывок.

Например, Airbnb в 2010 году настроил выгрузку своих объявлений на Craigslist. Тем самым сервис мгновенно увеличил свою аудиторию на несколько миллионов пользователей.

Чтобы генерировать и, самое главное, реализовывать такие идеи, у маркетолога есть два пути. Первый — работать в команде разноплановых специалистов, которые идеально дополняют друг друга. Искренне желаю каждому найти такую команду! На деле же собрать ее очень сложно, тем более если маркетолог работает в одиночку.

Второй путь — стать тем самым T-shaped-специалистом и разбираться в широком круге задач. Этот путь сложный, но более реальный.

Я не стану рассказывать, как маркетолога выручают навыки в SEO, дизайне, менеджменте и других областях, потому что в них я не эксперт. А вот в программировании я кое-что понимаю, поэтому поговорим о том, как оно помогает маркетологу в работе.

Объявление на vc.ru
Финансы
Как бизнесу распознать среди проектов нерентабельные и что с ними делать (отказываться необязательно)
Создатель сервиса Adesk Степан Родионов — о том, как среди десятков проектов найти нерентабельные и что с ними делать…

Зачем маркетологу программировать

Стать более самостоятельным. Базовые навыки программирования делают маркетолога менее зависимым от айтишников. Когда на странице сайта поехала верстка или не работает визуальный редактор в админке, «маркетолог-программист» сам поправит код за две минуты, а не будет дожидаться техподдержки.

Особенно это актуально для мелких задач. Например, на сайте настроено всплывающее окно с формой получения подарков, и маркетолог хочет проверить, какой будет конверсия, если это окно выводить на 30 секунд раньше. А если на 40 секунд раньше? А если на 20 секунд позже? Гораздо проще за минуту самому внести небольшие изменения в код сайта и протестировать результат, чем дергать программиста и каждый раз объяснять ему задачу.

Эффективно взаимодействовать с разработчиками. Конечно, не все задачи по разработке маркетолог будет выполнять самостоятельно: ведь в первую очередь он маркетолог, не программист. Поэтому он будет их делегировать, и делать это гораздо проще, когда маркетолог сам умеет программировать.

В первую очередь такой маркетолог поймет, адекватные ли у него требования. Он не будет с пеной у рта требовать от IT-отдела настроить когортный анализ прямо сегодня, потому что там якобы работы на 10 минут.

Далее маркетолог-программист сможет нормально поставить задачу, разговаривая с IT-специалистами на одном языке. А затем без недоразумений примет результат: заметит недоработки, сформулирует и обоснует правки.

В итоге совместная работа маркетолога и программиста становится эффективнее — и с меньшим количеством ненависти друг к другу.

Автоматизировать работу с сервисами. Маркетолог пользуется разным софтом для автоматизации email-рассылок, настройки рекламных кампаний, конкурентного анализа и так далее. Такие продукты просты в использовании при типичных сценариях. Но как только приходится отклониться от стандартных задач, маркетолог тратит кучу времени. Например, нужно ему собрать сводный отчет по конверсиям сайта, объявлений и почтовой рассылки, чтобы сравнить показатели и выявить лучший канал. И он пойдет сначала в Google Analytics, чтобы выгрузить оттуда данные в Excel. Потом зайдет во все рекламные кабинеты и снова выгрузит данные в Excel. Потом пойдет в сервис рассылок и сделает то же самое. Потом будет возиться с формулами и фильтрами. Чтобы актуализировать отчет, придется собирать данные еще раз.

А маркетолог-программист быстренько напишет скрипт, который будет подгружать нужные данные в реальном времени и выводить их в удобном для анализа формате.

Оптимизировать целые области бизнеса. Представим транспортную компанию, у которой есть служба поддержки. Служба поддержки перестает справляться с нагрузкой и отвечает пользователям слишком долго. Клиенты недовольны, жалуются, позиции компании проседают.

«Традиционный» маркетолог выбьет у компании бюджет, чтобы расширить штат техподдержки, ведь на кону репутация компании и, следовательно, количество заявок. Если бюджет не выделят, он будет биться над страницей с часто задаваемыми вопросами. Может быть, количество недовольных клиентов даже сократится на целых 0,5%.

А маркетолог-программист внедрит чат-бота — напишет его сам или поставит IT-отделу внятно сформулированную задачу. Теперь чат-бот отвечает на самые частые вопросы пользователей, а специалистов техподдержки подключают только в особых случаях. Клиенты довольны, заявок становится больше, а руководство даже сократило пару операторов, потому что нагрузка снизилась.

Сократить бюджет. Многие задачи, которые я описал, решаются с помощью специального софта, например для глубокой аналитики маркетинговых показателей или визуализации данных. Но такой софт, как правило, платный — и тогда маркетолог экономит деньги компании, создавая аналогичные решения самостоятельно. Особенно это актуально для небольших компаний, где каждый рубль на счету.

Какой язык программирования выбрать маркетологу

Я считаю и на своем опыте проверил, что для задач маркетолога лучше всего подходит Python. Объясню почему.

Python в основе своей простой. Поэтому изучение языка занимает сравнительно немного времени, по крайней мере в объеме, достаточном для решения задач, о которых было сказано ранее. Вдобавок его синтаксис не перегружен. Сравните, сколько строчек кода занимает одна и та же операция в Python и Java.

Одна и та же операция в Python и Java

Python — язык интерпретируемый, не требующий компиляции, что бесценно для новичка. Попросту говоря, запустил код — и он сразу работает.

Python универсальный. На нем можно написать практически все: систему для автоматизации анализа, скрипт для сбора данных, игру, приложение и так далее. Спустя два месяца обучения маркетологи уже пишут скрипты для анализа конкурентов и парсинга интернет-магазинов, аналитики во «ВКонтакте», поиска битых ссылок и даже разрабатывают свою CRM-систему, которая направляет руководителю сообщения о каждом новом клиенте, сделке, документе в чате Telegram.

Python хорош в обработке больших массивов данных. Можно написать программу для анализа поведения пользователей и, например, вычислять тех, кто вскоре отменит подписку на сервис, а дальше уже проводить с ними активную работу по удержанию.

Под Python существует масса готовых решений, облегчающих жизнь маркетологу. Есть пакеты для работы с «Google Таблицами», коннекторы к системам веб-аналитики вроде «Яндекс.Метрики», а с помощью библиотек Pandas и Matplotlib по-настоящему легко анализировать данные и наглядно визуализировать результаты.

Наконец, Python популярный. На нем работают YouTube, Spotify, Quora и множество других проектов с миллионными аудиториями. У языка огромное (и весьма отзывчивое) комьюнити, есть куча гайдов, пошаговых инструкций.

***

А как вы считаете, нужно ли маркетологу уметь программировать? Если да, то для каких задач? На каком языке?

{ "author_name": "Valentin Dombrovsky", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 21, "favorites": 60, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 58642, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Feb 2019 15:01:02 +0300", "is_special": false }
Дизайн
Проект надгробий с авторским дизайном и философские приложения
Несколько лет назад я закончил архитектурный, какое-то время занимался реставрацией зданий и малых форм. Сейчас…
Объявление на vc.ru
0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
9

Если маркетолог будет выполнять работу программиста, кто в это время будет выполнять работу маркетолога?

По своему опыту - базовые представления нужно иметь обязательно, но только для адекватной постановки задачи. Но ни в коем случае не браться за выполнение непрофильной задачи. Написание скрипта у программиста займет пару часов. А у маркетолога - пару дней. Это крайне неэффективное расходование времени.

Ответить
6

"Написание скрипта у программиста займет пару часов. А у маркетолога - пару дней. Это крайне неэффективное расходование времени."
Если маркетолог не умеет программировать, то да, на написание элементарного скрипта у него уйдет пару дней, а если умеет, то потратит ровно столько же времени сколько и на постановку задачи программисту. Вот только скрипт от программиста придется ждать какое-то время. Соответственно на это время задачу придется отложить и заняться чем-то другим. Вот тут то и появляется потеря времени. Дальше просто вставлю кусок копипасты.
Вот, что показывают исследования Американской ассоциации психологов:
«Подобное переключение может занимать лишь десятые доли секунды, однако при постоянном повторении потери времени могут быть колоссальными. Таким образом, несмотря на кажущуюся эффективность, многозадачность, как правило, сопряжена с дополнительными затратами времени и повышением риска ошибки. По данным Мейера, даже мимолетное торможение работы мозга при переключении между задачами может обернуться потерями до 40% рабочего времени сотрудника».
Я не считаю что маркетолог должен параллельно стать и программистом, но написать элементарный парсер под текущую задачу сбора данных, автоматизировать обработку этих данных или рутинные задачи не равно быть программистом. У нормальных программистов задачи посерьезнее и вот их выполнения от маркетолога никто не ждет.

Ответить
0

Вы не учитываете, сколько времени нужно потратить на обучение, чтобы суметь написать элементарный скрипт с такой же скоростью, как программист.
Если уже есть бэкграунд (с прошлой работы, например), то отлично. Но если нет? Могли ли бы Вы рекомендовать маркетологу идти изучать конкретный язык программирования?

Ответить
3

Чтобы научиться написать элементарный скрипт нужно не так уж и много времени. Затрудняюсь правда сказать сколько точно, да и для разных людей скорее всего время будет разным. Вон например курс автора статьи 2 месяца и судя по описанию этого более чем достаточно для начала, а дальше практика.
И речь ведь не о том что вот сейчас понадобился скрипт и ты вместо того чтобы работать сидишь неделю-месяц-два учишь Python. Речь о его изучении в свободное время для того чтобы в будущем упростить себе жизнь. Выполнять ту же работу что и сейчас быстрее и либо больше зарабатывать, либо больше отдыхать. Главное расценивать это не как вложение своего времени и средств в жадность руководителя/клиента, а как вложение в свое развитие.
Рекомендовать конкретный язык я не могу, т.к. сама изучала и работала только с Python, не с чем сравнивать. Мне он нравится, но хочу еще записаться на курсы по R. Просто так, для общего развития, а там как пойдет )

Ответить
5

Я себе понаписывал всякие скрипты для автоматизации рутинных задач. Потратил пару дней — пользуюсь уже 3 года и суммарно сэкономил массу времени. А нанимать для таких мелких задач программиста не всегда обосновано.

Ну и часто в компаниях разработчики заняты, и им некогда сделать мелкую плюшку для маркетолога. Вот примеры в статье удачные как раз — отчеты из систем аналитики выгружать, аб-тест попапа провести. Отдавать эту задачу в другой отдел — ждать неделю, пока ее сделают. А если в компании нет штатного разраба, то надо идти к начальнику, объяснять ему, нафига нужна эта штука, тратить время на поиск фрилансера, трястись, как бы он что не сломал и так далее. Быстрее сделать самому =)

Ответить
0

Вы написали за пару дней несколько скриптов. Но, вероятно, до этого Вы уже были знакомы с программированием и ранее в общей сложности потратили не одну неделю на изучение и практику.

Если же говорить о человеке без такого бекграунда, то лучше потратить время на освоение скиллов по своей профессии.

Ответить
1

вот вообще не правы. знания/навыки в смежных областях зачастую упрощают работу по основной специальности. И для их приобретения не нужно иметь много времени, достаточно выделять нескольких часов в неделю (не бухать в пятницу, допустим) на освоение материала и практику

Ответить
1

Не факт, что лучше. Широкий кругозор — это круто. Если изучать смежные области, то можешь сделать больше всего, лучше понимаешь все вокруг и интереса к работе больше.

Ну это у меня так, во всяком случае. Я лучше буду знать одну область хорошо и еще 10 по чуть-чуть, чем одну превосходно, а остальные никак =)

Ответить
–1

Про широкий кругозор Вы на 100% правы :) Но, к сожалению, в сутках всего 24 часа. Поэтому появляется вопрос приоритетов.

Ответить
1

в сутках 24 часа, да. Из них 11 тратится на основную работу с дорогой (удаленщикам проще), 7-9 на сон, два часа на еду и остается пара часов плюс выходные. А если автоматизировать часть работы, времени внезапно станет гораздо больше

Ответить
6

Отчасти я согласен со статьей, но тут надо дописать "хорошо когда маркетолог умеет программировать, но ещё лучше когда это напрямую отражается на его ЗП". Давайте продвинем в массы о том что в 2019 году маркетолог должен ещё и программировать и тогда работодатели вообще оборзеют в требованиях к кандидатам за 30 тыс., ибо че такого вы же в офисе сидите, жалко что-ли программку написать в свободное время и так вам платят выше работяги у станка. А если совсем честно, программирование достаточно глубокая нора и платят там получше, поэтому освоив html, css, js, php и т.д. я бы просто ушел в ту отросль и забыл про тупорылые расспросы "где продажи?" "тыж маркетолог, как нам порвать этот рынок постельного белья".

Ответить
5

Пока не сильно представляю какие-то прям горящие задачи по анализу данных, где нужно уметь программировать. Все-таки кажется, что повозиться с экселем проще, чем освоить код. Но как минимум всякие веб-штуки уметь делать надо, это маст-хэв

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Интересный подход!

Ответить
0

Те же скрипты под Эксель или Гуглтаблицы написать — и уже работа с ними гораздо проще и приятнее

Ответить
5

Думаю, это для отдельного специалиста больше подходит — аналитика. Изучала js, в маркетинге он ни разу не пригодился. Не знаю, как питон, но тоже сомневаюсь, что есть смысл тратить на это время.

Ответить
1

Потому что маркетологи не нужны а прогеры востребованы?
*sarcasm

Ответить
2

Программировать нужно только маркетологу из разряда "человек-оркестр" в каком-нибудь микроагентстве на периферии. В любой нормальной компании существует соответствующее разделение задач и такие задачи решают специалисты в этой области. С такой же аргументацией разработчик может заниматься бухгалтерией, чтобы быть менее зависимым от бухгалтера на аутсорсе, вопрос только WTF.

А тяжело обычно становится из-за отсутствия бюджета и попытки руководства сделать из маркетолога еще и дизайнера-программиста, а не от незнания Python.

Ответить
0

«Ненормальных» компаний без разрабов штате (или где разрабы заняты, и им некогда скрипты для маркетолога писать) гораздо больше, чем «нормальных» =)

Ответить
1

Спасибо Кэп )) А про аутсорсинг и фриланс вы не слышали? Уточню: я не про тех, у кого нет разработчиков в штате, это вполне нормально. А про агентства №1 в спальном микрорайоне, в коих на сотрудников обычно вешают 100500 задач и экономят на кофе и сахаре для кухни.

Ответить
0

Да куча компаний так работает, что всякие серьезные айтишные задачи возникают раз в месяц. Нет смысла держать человека в штате, гораздо удобнее, если маркетолог сам умеет делать базовые вещи. Можно конечно на аутсорсе кого-то иметь, но это не так удобно уже

Ответить

Комментарий удален

–2

Звучит так, будто все в мире существуют для помощи маркетологам.

Ответить

Комментарий удален

1

Знать свою специализацию хорошо и немного других полезно, когда тебе нужно чувствовать рынок и сделать новый продукт. Такое подходит для продактов, а для обычного специалиста лучше концентрироваться на своей специализации

Ответить
1

Мне кажется что для сравнения лучше было выбрать JS, а не Java. Я вот для себя и по работе пишу скрипты на NodeJS. Для entry level это неплохая альтернатива Python. Но с большими массивами данных не так быстро будет работать, да.

Ответить

Комментарии

null