{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Всеобщую «мобилизацию» уже не остановить. Хватит мыслить десктопом

Откройте свой сайт в телефоне и протестируйте его как обычный пользователь. Быстро? Удобно? Понятно? Красиво? Если нет, вы живете в прошлом и явно зря сливаете деньги на полировку дизайнов и фич под ПК. Рассказываем, почему пора перестраивать сознание на тренд mobile first.

Привет! С вами Евгений Чуранов, директор по маркетингу WebCanape, эксперт Яндекса по обучению. Я заметил, что практически перестал пользоваться компьютером для онлайн-покупок: ищу товары, читаю отзывы, оформляю заказы и оплачиваю их только с мобильного. Исследования доказывают, что так делают больше половины покупателей, а по моим ощущениям и статистике клиентов — все 80%.

Люди вообще проводят в смартфоне треть бодрствующей жизни — в среднем 5 часов в день, как показывает отчет State of Mobile 2023 data.ai. Но почему-то до сих пор каждый второй заказчик в малом и среднем бизнесе все еще ориентируется на десктоп! Чтобы не повторить судьбу динозавров, пора начать думать в парадигме mobile first. Рассказываю, как это сделать.

О чем говорят цифры

Для начала немного данных из глобального исследования по диджиталу, которое провели DataReportal, Meltwater и We Are Social (самые важные выводы, цифры и инфографики — в этом материале).

  • На начало 2023 года мобильные телефоны есть у 5,44 млрд человек — почти у 70% населения планеты.
  • Количество уникальных юзеров мобильных телефонов за последний год выросло на 3,2%, или 168 млн человек.
  • Доля пользователей, которые выходят в сеть с компьютеров и планшетов, упала на 7,9%.
  • Сплит экранного времени между смартфонами и ПК, ноутбуками и/или планшетами сместился в сторону мобайла. Люди проводят в среднем 56,9% времени в интернете в день с мобильных устройств, с компьютеров — 43,1%. Кое-где — в Индонезии, Таиланде, Индии, Китае — доля смартфонов больше 60%.
Мобайл VS Десктоп по версии Global Digital 2023

В России, по данным Global Digital 2023, у мобайла 46,1%. Хотя тут я больше верю Яндекс.Радару: сервис показывает, что за последний год доля мобильного трафика колебалась от 62 до 70%.

Распределение трафика по типам устройств в РФ (Яндекс Радар)

И хотя пока в мобайле больше трафика, чем конверсий, частота покупок с мобильных гаджетов растет. Еще в 2017 году российские потребители делали 7 из 10 покупок с помощью компьютеров, а уже в 2021 году все было наоборот: 6 из 10 покупок пришлись на смартфоны. Такую статистику приводят Яндекс.Маркет и GfK Rus.

Да и вообще, почти 80% населения нашей страны уже совершают онлайн-покупки через смартфоны! Об этом говорят в Ipsos, а я убежден, что через несколько лет цифра приблизится к 100%, ведь большинство сервисов фактически умерли на десктопе. Вспомните, когда последний раз вы заказывали такси или пиццу с компьютера? В конечном итоге ПК нам будет нужен только для работы.

Что касается ниши, то, по моим наблюдениям, мобайл безоговорочно побеждает в b2c. Вот живое доказательство того, как изменился трафик одного из наших заказчиков — интернет-магазина мебели. Казалось бы, такие габаритные товары проще разглядывать и сравнивать на компьютере, но все равно сейчас на сайт чаще заходят со смартфонов, а доля десктопного трафика за десятилетие упала с 90 до 40%.

Динамика изменения мобильного трафика за 10 лет

Еще несколько свежих примеров, как у наших клиентов (и b2c, и b2b) соотносятся мобильный и десктопный трафик.

Распределение трафика mobile/desktop в разных тематиках по данным WebCanape

Мобильный трафик не доминирует только в одной сфере — промышленности, довольно сложном сегменте, где основная аудитория сайтов — закупщики с рабочими ПК.

Наверняка кто-то скажет, что b2b навсегда останется за десктопом и не будет в этой нише никакой мобилизации. А я скажу: взгляните на цифры. Пусть мобильный трафик там пока отстает, зато конверсия выше на смартфонах.

Доказательство — тот же кейс промышленной компании, где только треть трафика на сайт идет через мобильные устройства, остальное приносит ПК. Но конверсия у десктопа ниже — всего 1,48%, тогда как у смартфонов — 1,61%, у планшетов — 2,08%.

Распределение трафика, тематика «промышленность»
Распределение конверсий, тематика «промышленность»

После всех этих цифр и скринов у меня остается только один вопрос: зачем вы все еще тратите время и деньги и копаетесь с десктопом?

Что мы делаем в WebCanape

Мы в студии давно следим за ростом мобильного трафика, а несколько лет назад начали изучать и внедрять принцип mobile first. Но дело шло медленно: многие из команды продолжали работать за десктопом и, соответственно, «думать десктопом». Чтобы наконец изменить это, 2023 год в WebCanape мы объявили годом тотальной мобилизации. Теперь все, что делаем для себя и для клиентов, учитывает сначала требования смартфонов, а уже потом десктопа.

Как это выглядит в процессе разработки сайта

  • Перед началом работы над сайтом обязательно анализируем текущие показатели мобильности трафика в Яндекс.Метрике. Если проект новый и данных нет, ищем у себя похожие проекты и смотрим, какая статистика у них.
  • Там, где победа мобайла над десктопом очевидна, предлагаем клиенту начать работу именно с мобильных макетов, уделяем им больше внимания при разработке дизайна.
  • Обязательно внедряем мобильные фишки и убираем десктопные вроде pop-up элементов. Используем разные возможности телефона, которые упрощают взаимодействие с сайтом — даже очевидные фичи вроде автопереключения клавиатуры с буквенной на цифровую в форме для ввода телефона.
  • Тестируем сайты с учетом mobile first, используем для этого специальные расширения и браузеры.
  • Вместе с тестировщиками выборочно проверяем сайты не только на эмуляторах, но и на реальных устройствах под iOS и Android.

Как это выглядит в процессе продвижения и рекламы

  • Анализируем статистику рекламы, SEO и позиции сайта в выдаче в разрезе мобайла/десктопа.
  • Отдельно оцениваем рекламные показатели и проверяем, как выглядят мобильные объявления в Яндекс.Директе, а сниппеты — в мобильной выдаче.
  • Настраиваем специальные цели в системах аналитики для мобильных, например «клик по номеру телефона».

Что стоит сделать вам

Чтобы рынок не отставал от тренда на мобайл, недостаточно ориентированных на смартфоны разработчиков и сервисов аналитики. Нужно, чтобы поменялось мышление заказчиков — предпринимателей, маркетологов и сейлзов. А оно пока остается устаревше-десктопным. Причем чаще эту ошибку допускает малый и средний бизнес, с которым мы в основном и работаем, тогда как крупные игроки давно осознали важность мобилки (поэтому у всех есть приложения).

Вот рядовой пример

К нам обратился владелец сервиса эвакуатора с просьбой повысить онлайн-конверсии. Первым делом мы изучили мобильный сайт, ведь очевидно, что эвакуатор в 99% случаев вызывают не из офиса или дома, а с дороги, срочно. Все оказалось плохо: скорость низкая, номер телефона некликабельный, да и тот спрятан под несколько скроллов экрана. А потом открыли список задач клиента с идеями его рекламщика по улучшению сайта: все предложения были про десктопную версию, про мобильную — ни слова.

Юлия Краснова, аккаунт-менеджер

Еще одна похожая история

Для клиента, который продает оборудование для горной промышленности, мы четыре месяца перерисовывали промослайдер на главной странице — маркетологу было важно, чтобы он красиво работал на Маках. Заказчик несколько раз менял концепцию, тратил деньги на фотосессии, просил сдвинуть элемент на 10 пикселей вверх и «поиграть шрифтами». Потратил время и деньги, притом что на главную страницу с десктопа заходили меньше 5% посетителей сайта. И такие кейсы я могу перечислять еще долго.

Алексей Богомолов, менеджер проектов

Что хочу сказать: если в Яндекс.Метрике вы до сих пор смотрите только общие цифры по трафику, вы точно отстали от жизни, и этот чек-лист жизненно необходим.

Итак, чтобы не терять лиды, которые уже живут в мире mobile first, нужно, как минимум:

  • при разработке дизайна сайта больше внимания уделять мобильной версии;
  • оценивать статистику сайта и анализировать трафик и конверсии в разрезе мобайла/десктопа;
  • тестировать работу основных страниц сайта с телефона: смотреть на скорость, верстку, тексты, формы;
  • проверять, есть ли на сайте мобильные способы связи вроде Whatsapp и Telegram;
  • анализировать эффективность рекламных каналов с учетом мобайла/десктопа.

«Если вы предлагаете пользователю смартфона десктопную версию — это дерьмово»!

Еще 10 лет назад сказал один из вице-президентов Google Джейсон Сперо.

Полностью с ним согласен — и статистика тоже: по данным Google, 61% пользователей вряд ли вернутся на мобильный сайт, с которым у них возникли проблемы. Так что самое время изучить юзабилити своего сайта с учетом мобильного трафика — и инвестировать в мобайл вместо бесконечной полировки десктопа.

Можете в комментариях поделиться статистикой своих проектов. Думаю, это будет многим интересно.

А если хотите получить данные по другим сферам бизнеса, тоже пишите в комментариях. Я попробую поискать статистику среди наших проектов.

Хотите проверить сайт или заказать его реконструкцию? Пишите нам в телеграм или по почте [email protected].

Было полезно и интересно?

Делитесь этой статьёй с вашим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье маркетинга». Здесь только актуальные исследования и реальные кейсы.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Илья Цыганков

ааа, вы не про ту мобилизацию говорите, ну ладно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Про ту мобилизацию лучше молчать🫢

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

% трафика это следствие. Причина - характер использования. Если он естественен для человека в движение или дома на диване, тогда да, глазеть и принимать решения через окошко телефона комфортнее. Представить линейного сотрудника в офисе комфортно и производительно работающего через телефон нереально.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Валентин, вы правы, что десктоп в мире офисного сотрудника никуда не исчезнет. Но анализируя статистику клиентов, видим, что все больше покупок делают с телефона.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Это просто потому, что у вас характер использования софта и инета у клиентуры такой. В рынок офисных приложений сложнее зайти. Попробуйте конкурента Эксела, например, слепить. Учат же в школе выделять причину и следствие.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Валентин, мы делали анализ клиентов из разных сфер. Да, конечно есть такие, где десктоп не победить, но большая часть сферы b2c торговли и услуг ушла в мобайл.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Я же не сомневаюсь в результате вашего анализа. Просто отметил, что вы анализируете результат, а не причину. Это как анализировать и рассуждать о скорости таяния снега, без учета анализа температуры воздуха и почвы.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Давайте тогда добьем этот тему. Если анализировать причину, то какой вывод можете сделать вы?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Выводы можно делать только после проведения самого анализа. Я же не пифия. Тут я просто обратил внимание вас и читающих этот пост, что проведен анализ следствия, а не самой причины явления.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Тарасова

Да, недавно даже Тильда увеличила кол-во экранов для вёрстки в нулевом блоке под разные размеры моб и декстопов. Что стало гораздо удобнее интегрироваться под пользователя

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Тильда в этом плане в тренде!

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Цитата: "Я заметил, что практически перестал пользоваться компьютером для онлайн-покупок".
У меня как был десктоп так и остался на первом месте, смартфоны только там где разработчики по каким-то своим внутренним псевдо-принципам, нарочито делают десктоп версии неполными и просто заставляют пользоваться смартфоном. Не может большой комфортный экран заменить смартфон. Кому не понятно, что у любого приложения должны быть версии для разных устройств, так это у кого и десктоп версии не пользуются спросом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Тоже так думал ранее, пока не увидел статистику.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Sib

Познавательная статья, спасибо автору) По мере улучшения ui/ux тельчики плотнее закрепят свои позиции в онлайн сейлах, имхо разумеется

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Антон, спасибо за оценку.

Ответить
Развернуть ветку
Академия WakeUP

У нас в EdTech в покупках перевес на стороне мобильных, а вот обучаются потом люди больше на десктопах

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Интересно, а какое распределение в процентах у вас?

Ответить
Развернуть ветку
Академия WakeUP

покупают: 60/40 - мобильные/десктопы
учатся: 30/70 - мобильные/десктопы

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Я когда последний раз учился онлайн, почти все проходил с телефона. Но правда там в основном были видеоуроки.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Бирибкина

В статистике про туризм, это какой у вас сайт? Турагентство?

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Да, это туры по России.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Крутая оценка! Лайк вам!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Гущина

Какие прогнозы по аудитории мобильных устройств в мире и в РФ? Будет ли расти дальше или остановится?

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Судя по статистике, рост мобильной аудитории продолжается. И в мире и в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Гущина

На скольких % остановится, как считаете? )

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Вот данные по годам. Думаю за 2-3 года дойдем до распределения 70/30 в пользу мобайла.

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

И в графике, написано "Медицина", но наверное корректнее будет лекарства "Фармакология".

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Нет, это именно услуги.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колосов

Красивый кликбейт, очень жаль, что скрыли дизлайки, хотелось бы посмотреть как люди на него отреагировали.

Докладываю про индивидуальную конверсию для статистики: открыл, понял, что не про ту мобилизацию идёт речь, поставил пресловутый дизлайк, закинул автора в чс, статью читать не стал

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Ну хоть комментарий оставили. Уже плюс)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

А я всегда говорил, что мобилизация - это когда мобилы раздают, а мне не верили

Ответить
Развернуть ветку
Alex S.
На начало 2023 года мобильные телефоны есть у 5,44 млрд человек — почти у 70% населения планеты.

Это не значит что все эти телефоны - смартфоны

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Все верно, мы же это не утверждаем. Вот статистика по использованию телефонов

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

я думал кликбейт сработает интересней

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда