Маркетинг MIRANIT
1 310

Сторителлинг: базовый принцип

Что такое сторителлинг, зачем он нужен и как использовать его в презентации.

В закладки
Аудио

Сторителлинг, если переводить буквально, «рассказывание историй». Если что, многоэкранная статья «Storytelling» в английской Википедии соответствует коротенькой русской «Сказительство» — где весь текст посвящен истории народных сказителей, а современному использованию уделяется две строчки. В общем, наглядно: в русском обществе «сторителлинг» — какая-то западная придумка, которую не совсем понятно как использовать. Попробуем разобраться.

Во-первых, нужно определиться с термином. Иногда «сторителлинг» понимают буквально — вы делаете презентацию, вдруг останавливаетесь и говорите: «А вот у нас на заводе случай был…» У Иисуса это работало — и это действительно классный прием. Он дает аудитории расслабиться, он бодрит ее и возвращает внимание. Но пока это еще не совсем сторителлинг.

Не забывай свои корни

Вы уже умеете рассказывать истории, как и любой человек. История — самый понятный и доступный способ общения. У нас в мозгу даже есть специальные участки, которые нужны, чтобы воспринимать истории.

Язык создан для этого — в любом предложении есть подлежащее и сказуемое, и чаще всего это существительное и глагол. То есть предмет, который что-то делает. Конечно, потом мы все усложнили, придумали прилагательные, деепричастия и квартальные отчеты. Теперь вы легкостью можете вогнать в тоску и усыпить аудиторию — инструментом, изобретенным, чтобы кричать, в какой стороне леопард.

Сюжет — это важно

Вспомните базовые элементы сюжета: экспозиция — завязка — развитие — кульминация — развязка. Рассказываете о N, N что-то делает, и из этого получается X — тот же принцип, что и в любом предложении. Трудно что-то испортить, не правда ли?

Но переключиться сложно — для нас куда привычней риторическая схема: тезис — аргументы — выводы. Она замечательная, с массой преимуществ — но требует соответствующей аудитории, и чем сложнее ваш предмет, тем сложнее ей придется.

Если цель — рассказать о проекте инвесторам, заразить идеей коллег или просто показать, что вы интересный рассказчик, — хотя бы раз попробуйте рассказать историю.

Инструкция: идите в бар

Ну или хотя бы представьте, что вы в баре с приятелем. Вам нужно презентовать свою компанию инвестору. Расскажите о ней приятелю! Вы сами удивитесь, насколько четко вы уложитесь в схему сюжета.

  • Я такой-то, делаю то-то. В этой сфере дела обстоят так-то и так-то — это экспозиция.
  • Мы начали делать это по такой-то причине — это завязка.
  • Были сложности — мы решили их таким-то образом — это развитие.
  • Мы придумали такую-то штуку — и она работает! — это кульминация.
  • Сейчас мы занимаем такое-то место с такими-то показателями — развязка.

Для продвинутых

Для начала хватит и этого. Но если вы хотите залезть глубже, знайте — то, что вы сейчас сделали, называется «мономиф» или «путь героя». По такой схеме строятся мифы по всему миру, от Древней Греции до Скандинавии. Герой слышит призыв к странствиям, отправляется куда-то, где его ждут испытания, и возвращается, но уже изменившимся. Это «старая школа», простая и действенная модель, с которой сложно сравниться по эффективности.

Есть и другие техники, почитать про них можно, например, здесь. Но они нужны скорее не тем, кто хочет просто донести свою мысль убедительно, а тем, кому важно сделать «крутую» презентацию. Возможно, культура публичных выступлений у нас когда-нибудь разовьется настолько, что простые схемы уже не будут работать. Тогда будет время отточить вложенные циклы и спарклайны, но пока, я думаю, до этого еще далеко.

История или нет?

Подумайте, можно ли назвать эту статью «историей»? Вроде бы в ней нет героя, нет каких-то явных приемов. Но в начале мы даем экспозицию — рассказываем, как обстоят дела. Потом рассказываем о принципах сторителлинга — это развитие. Пример с баром — кульминация, и в конце вы возвращаетесь туда, где были. Но, надеюсь, немного другим человеком.

Автор статьи — Константин Климов, компания MIRANIT

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "MIRANIT", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 24, "favorites": 84, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 61914, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 Mar 2019 07:10:10 +0300" }
Акции банка «Тинькофф»
19,20$
0,04$
{ "id": 61914, "author_id": 128709, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61914\/get","add":"\/comments\/61914\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61914"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

прям глаза нам всем на сторителлинг открыли)

Ответить
0

один из самых неадекватных англицизмов.

Ответить
3

Не совсем, это не синоним сказительства, это как раз наименование отдельного явления, которое раньше называлось пиз@#&ольство в маркетинге.
А так звучит более сеооптимизированно.

Ответить
–1

Это фор зем гайз, кто работает банки и телеком. Там пиплз настолько упорот, что вставляет неуместные слова инглиш в неуместные для этого обороты. Поэтому считают, что они икспэрт энд клевер энд фьюче лох, в лице работодателя оценит этот бред.

Ответить
1

Если у вы считаете "эту статью «историей»", то вы так себе "сторителлер" :-)

Ответить
0

что здесь написано?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }