Сторителлинг: базовый принцип

Что такое сторителлинг, зачем он нужен и как использовать его в презентации.

Сторителлинг: базовый принцип

Сторителлинг, если переводить буквально, «рассказывание историй». Если что, многоэкранная статья «Storytelling» в английской Википедии соответствует коротенькой русской «Сказительство» — где весь текст посвящен истории народных сказителей, а современному использованию уделяется две строчки. В общем, наглядно: в русском обществе «сторителлинг» — какая-то западная придумка, которую не совсем понятно как использовать. Попробуем разобраться.

Во-первых, нужно определиться с термином. Иногда «сторителлинг» понимают буквально — вы делаете презентацию, вдруг останавливаетесь и говорите: «А вот у нас на заводе случай был…» У Иисуса это работало — и это действительно классный прием. Он дает аудитории расслабиться, он бодрит ее и возвращает внимание. Но пока это еще не совсем сторителлинг.

Не забывай свои корни

Вы уже умеете рассказывать истории, как и любой человек. История — самый понятный и доступный способ общения. У нас в мозгу даже есть специальные участки, которые нужны, чтобы воспринимать истории.

Язык создан для этого — в любом предложении есть подлежащее и сказуемое, и чаще всего это существительное и глагол. То есть предмет, который что-то делает. Конечно, потом мы все усложнили, придумали прилагательные, деепричастия и квартальные отчеты. Теперь вы легкостью можете вогнать в тоску и усыпить аудиторию — инструментом, изобретенным, чтобы кричать, в какой стороне леопард.

Сюжет — это важно

Вспомните базовые элементы сюжета: экспозиция — завязка — развитие — кульминация — развязка. Рассказываете о N, N что-то делает, и из этого получается X — тот же принцип, что и в любом предложении. Трудно что-то испортить, не правда ли?

Но переключиться сложно — для нас куда привычней риторическая схема: тезис — аргументы — выводы. Она замечательная, с массой преимуществ — но требует соответствующей аудитории, и чем сложнее ваш предмет, тем сложнее ей придется.

Если цель — рассказать о проекте инвесторам, заразить идеей коллег или просто показать, что вы интересный рассказчик, — хотя бы раз попробуйте рассказать историю.

Инструкция: идите в бар

Ну или хотя бы представьте, что вы в баре с приятелем. Вам нужно презентовать свою компанию инвестору. Расскажите о ней приятелю! Вы сами удивитесь, насколько четко вы уложитесь в схему сюжета.

  • Я такой-то, делаю то-то. В этой сфере дела обстоят так-то и так-то — это экспозиция.
  • Мы начали делать это по такой-то причине — это завязка.
  • Были сложности — мы решили их таким-то образом — это развитие.
  • Мы придумали такую-то штуку — и она работает! — это кульминация.
  • Сейчас мы занимаем такое-то место с такими-то показателями — развязка.

Для продвинутых

Для начала хватит и этого. Но если вы хотите залезть глубже, знайте — то, что вы сейчас сделали, называется «мономиф» или «путь героя». По такой схеме строятся мифы по всему миру, от Древней Греции до Скандинавии. Герой слышит призыв к странствиям, отправляется куда-то, где его ждут испытания, и возвращается, но уже изменившимся. Это «старая школа», простая и действенная модель, с которой сложно сравниться по эффективности.

Есть и другие техники, почитать про них можно, например, здесь. Но они нужны скорее не тем, кто хочет просто донести свою мысль убедительно, а тем, кому важно сделать «крутую» презентацию. Возможно, культура публичных выступлений у нас когда-нибудь разовьется настолько, что простые схемы уже не будут работать. Тогда будет время отточить вложенные циклы и спарклайны, но пока, я думаю, до этого еще далеко.

История или нет?

Подумайте, можно ли назвать эту статью «историей»? Вроде бы в ней нет героя, нет каких-то явных приемов. Но в начале мы даем экспозицию — рассказываем, как обстоят дела. Потом рассказываем о принципах сторителлинга — это развитие. Пример с баром — кульминация, и в конце вы возвращаетесь туда, где были. Но, надеюсь, немного другим человеком.

Автор статьи — Константин Климов, компания MIRANIT

1919
6 комментариев

прям глаза нам всем на сторителлинг открыли)

4
Ответить

один из самых неадекватных англицизмов.

1
Ответить

Не совсем, это не синоним сказительства, это как раз наименование отдельного явления, которое раньше называлось пиз@#&ольство в маркетинге.
А так звучит более сеооптимизированно.

4
Ответить

Это фор зем гайз, кто работает банки и телеком. Там пиплз настолько упорот, что вставляет неуместные слова инглиш в неуместные для этого обороты. Поэтому считают, что они икспэрт энд клевер энд фьюче лох, в лице работодателя оценит этот бред.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

что здесь написано?

Ответить