{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Сколько стоит реклама без согласия: как я изучил практику ФАС

«Опять спам!» — говорим мы и кладем трубку. Но вообще-то на рекламный спам можно жаловаться. И если вы это сделаете, то компания-нарушитель, которую позвонила или прислала сообщение без вашего согласия, с высокой вероятностью будет оштрафована. Штраф для нее составит от 100 до 500 тыс. рублей.

Микрокредит нужен?

Мы в HFLabs создаем IT-продукты, которые помогают крупному бизнесу обрабатывать и приводить в порядок клиентские данные. Меня заинтересовало, как бизнес работает с согласиями на обработку таких данных и часто ли получает штрафы за рекламу только потому, что на ее получение клиент не соглашался. И я решил изучить этот вопрос.

Методика у меня была простая: я читал дела на сайте ФАС. Да, каждое дело открывал и перечитывал, так как информация там находится в неструктурированном виде.

В итоге я проанализировал всю выложенную в открытый доступ базу решений ФАС за 2022 год. Нашел в ней 148 административных дел, возбужденных из-за нарушения ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе».

Согласно этой статье, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение рекламы. Именно с такими жалобами и обращались в ФАС россияне.

Чаще всего недовольство потребителей вызывали «несанкционированные» звонки (68 дел) и СМС (62 дела).

И что в итоге? 75% жалоб потребителей в ФАС завершились для компаний-нарушителей штрафами. Поскольку размер штрафов за такие нарушения для юрлиц колеблется от 100 до 500 тыс. рублей, в общей сложности на незаконной рекламе российский бизнес мог потерять от 11 до 56 млн руб.

В первую тройку регионов, где управления ФАС в 2022 году чаще всего возбуждали дела о незаконной рекламе, вошли Новосибирская (34 дела), Кемеровская (18) и Свердловская (17) области. Возможно, именно там работают самые активные «фасовцы»;) Интересно, что в Москве в прошлом году было возбуждено только одно дело.

В 33% спамеры предлагали россиянам банковские услуги, а в 21% — микрокредиты. В остальных случаях речь шла об услугах связи и предложении иных товаров и услуг.

На инфографике можно увидеть количество дел по регионам и то, как именно спамят компании. Увеличьте, чтобы рассмотреть. 

Не только деньги

Спросил дружественных юристов, какие еще могут быть последствия у спамеров. И выяснилось, что штрафами наказание не исчерпывается.

На практике штрафы — не самое неприятное последствие для бизнеса. Куда критичнее лишиться возможности коммуницировать и рекламировать продукты по своей с таким трудом накопленной клиентской базе. А ведь это распространенное последствие из предписания ФАС. Из-за некорректной работы с согласиями компания может лишиться жизненно важных маркетинговых инструментов и фактически утратить конкурентное преимущество — придется собирать согласия снова для всех клиентов.

Артем Дмитриев, управляющий партнер в консалтинговой компании Comply

Ну и не будем забывать, что государство все с большим вниманием следит за соблюдением законодательства о персональных данных. Поэтому дилемма — управлять согласиями и структурировать их или же получать штрафы за спам — для маркетологов, рекламщиков, IT-подразделений и корпоративных юристов явно будет все острее. Кстати, решения для управления согласиями на обработку персональных данных существуют, но это тема уже другого разговора;)

0
24 комментария
Написать комментарий...
dissa nsk

Когда уже можно будет зайти на госуслуги, увидеть все свои согласия на обработку перс данных и нажать "отозвать всё"? ))

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra
Автор

Пока не ясно. Есть только поручение президента так сделать, без сроков и ответственных 💁🏼‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Это не поможет, они звонят по холодным базам, без всяких согласий.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая
Ну и не будем забывать, что государство все с большим вниманием следит за соблюдением законодательства о персональных данных.
Ответить
Развернуть ветку
Покер

Так следит, так следит, а если недоследит, то ужасно штрафует: 60к ₽ - это вам не это, все компании сразу боятся данные сливать.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая
Но вообще-то на рекламный спам можно жаловаться. И если вы это сделаете, то компания-нарушитель, которую позвонила или прислала сообщение без вашего согласия, с высокой вероятностью будет оштрафована. Штраф для нее составит от 100 до 500 тыс. рублей.

И толку? Меня ебут спамом, а я ща буду для олигархов бабки зарабатывать, ибо эти штрафы все равно им в карманы пойдут)) А вообще, никакой "высокой вероятности" там нет, иначе давно бы уже разорились эти компании, а их с каждым годом все больше и номера все новее. Как обычно этими вашими жалобами подтираются.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

так это все понятно, но неужели вы думаете, что никто не жалуется?) Я только на пикабу вижу с десяток активных деятелей, которые прям на каждый номер жалуются и всех агитируют. И что, и где?) А еще есть такие соседи, знакомые. Из 145 млн чел, уж поверьте, минимум 500-800 жалуются. При таком раскладе и при вашей "с высокой вероятностью" все спамеры бы уже давно разорились. А фиг там. Вы или очень наивный или государство вам за эту статью заплатило, уж больно вы пытаетесь играть тут в "у нас такое государство, все законы по перс. данным охраняет в должной мере!!"

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra
Автор

Не подтираются, просто порог входа для жалобы высокий. Вот и жалобщиков ничтожно мало. Будет хотя бы еще 150 жалоб в год - считайте уже 2х прирост

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

ля, мне МТС банк каждый гребаный день звонит, я их уже матом посылаю, причем я не клиент МТС

Ответить
Развернуть ветку
Kiss

Вот поэтому они тебя и не слушаются!

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

с разных номеров?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

конечно

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Физ лицо денег может както получить от этого кому смс прислали?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

за моральный ущерб, потерю аппетита и сна и т.д. - можно пробовать с адвокатами, но без гарантий

Ответить
Развернуть ветку
don mega

А кому тогда можно рассылать рекламу?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Прозвон "горячих" и "теплых" клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Кто не увидел крестик в договоре или на сайте "согласен на рекламу"

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra
Автор

по закону - только тем, что на это добровольно согласился. По факту - рассылают всем, так как:
1) сами не знают кому могут рассылать, ибо не следят за тем, какие согласия с кого и как собрали
2) не верят, что кто-то реально пожалуется

Ответить
Развернуть ветку
don mega

А если рассылать не рекламу?

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra
Автор

Есть точное определение, что является по закону рекламой, а что нет. Если вам позвонил интернет магазин, чтобы сообщить, что ваш заказ готов к выдаче - это не реклама, а значит и вменить нарушение по закону «о рекламе» не выйдет.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

А как вообще можно к ответственности привлечь за телефонный спам? Это же нужно успеть этот весь бред записать, потом доказать тот факт, что наглая баба действительно работает на какую то контору.

Иначе у нас так быстро начнут конкурентов убирать таким путем с рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra
Автор

Достаточно записать, что тоже непросто может быть. Но достаточно подать жалобу и дальше бремя доказательства ляжет уже на звонившего. Не доказал - штраф

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

// Куда критичнее лишиться возможности коммуницировать и рекламировать продукты по своей с таким трудом накопленной клиентской базе. А ведь это распространенное последствие из предписания ФАС.

А это с чего, простите? Кроме как внутренняя заморочка маркетолога. Ну так, перетряхнуть базу, найти причину ошибки, сделать заплатку. И дальше работать.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда