Сколько стоит реклама без согласия: как я изучил практику ФАС
«Опять спам!» — говорим мы и кладем трубку. Но вообще-то на рекламный спам можно жаловаться. И если вы это сделаете, то компания-нарушитель, которую позвонила или прислала сообщение без вашего согласия, с высокой вероятностью будет оштрафована. Штраф для нее составит от 100 до 500 тыс. рублей.
Микрокредит нужен?
Мы в HFLabs создаем IT-продукты, которые помогают крупному бизнесу обрабатывать и приводить в порядок клиентские данные. Меня заинтересовало, как бизнес работает с согласиями на обработку таких данных и часто ли получает штрафы за рекламу только потому, что на ее получение клиент не соглашался. И я решил изучить этот вопрос.
Методика у меня была простая: я читал дела на сайте ФАС. Да, каждое дело открывал и перечитывал, так как информация там находится в неструктурированном виде.
В итоге я проанализировал всю выложенную в открытый доступ базу решений ФАС за 2022 год. Нашел в ней 148 административных дел, возбужденных из-за нарушения ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе».
Чаще всего недовольство потребителей вызывали «несанкционированные» звонки (68 дел) и СМС (62 дела).
И что в итоге? 75% жалоб потребителей в ФАС завершились для компаний-нарушителей штрафами. Поскольку размер штрафов за такие нарушения для юрлиц колеблется от 100 до 500 тыс. рублей, в общей сложности на незаконной рекламе российский бизнес мог потерять от 11 до 56 млн руб.
В первую тройку регионов, где управления ФАС в 2022 году чаще всего возбуждали дела о незаконной рекламе, вошли Новосибирская (34 дела), Кемеровская (18) и Свердловская (17) области. Возможно, именно там работают самые активные «фасовцы»;) Интересно, что в Москве в прошлом году было возбуждено только одно дело.
В 33% спамеры предлагали россиянам банковские услуги, а в 21% — микрокредиты. В остальных случаях речь шла об услугах связи и предложении иных товаров и услуг.
Не только деньги
Спросил дружественных юристов, какие еще могут быть последствия у спамеров. И выяснилось, что штрафами наказание не исчерпывается.
Ну и не будем забывать, что государство все с большим вниманием следит за соблюдением законодательства о персональных данных. Поэтому дилемма — управлять согласиями и структурировать их или же получать штрафы за спам — для маркетологов, рекламщиков, IT-подразделений и корпоративных юристов явно будет все острее. Кстати, решения для управления согласиями на обработку персональных данных существуют, но это тема уже другого разговора;)
Когда уже можно будет зайти на госуслуги, увидеть все свои согласия на обработку перс данных и нажать "отозвать всё"? ))
Пока не ясно. Есть только поручение президента так сделать, без сроков и ответственных 💁🏼♂️
Это не поможет, они звонят по холодным базам, без всяких согласий.
Так следит, так следит, а если недоследит, то ужасно штрафует: 60к ₽ - это вам не это, все компании сразу боятся данные сливать.
И толку? Меня ебут спамом, а я ща буду для олигархов бабки зарабатывать, ибо эти штрафы все равно им в карманы пойдут)) А вообще, никакой "высокой вероятности" там нет, иначе давно бы уже разорились эти компании, а их с каждым годом все больше и номера все новее. Как обычно этими вашими жалобами подтираются.
Комментарий недоступен
так это все понятно, но неужели вы думаете, что никто не жалуется?) Я только на пикабу вижу с десяток активных деятелей, которые прям на каждый номер жалуются и всех агитируют. И что, и где?) А еще есть такие соседи, знакомые. Из 145 млн чел, уж поверьте, минимум 500-800 жалуются. При таком раскладе и при вашей "с высокой вероятностью" все спамеры бы уже давно разорились. А фиг там. Вы или очень наивный или государство вам за эту статью заплатило, уж больно вы пытаетесь играть тут в "у нас такое государство, все законы по перс. данным охраняет в должной мере!!"
Не подтираются, просто порог входа для жалобы высокий. Вот и жалобщиков ничтожно мало. Будет хотя бы еще 150 жалоб в год - считайте уже 2х прирост
ля, мне МТС банк каждый гребаный день звонит, я их уже матом посылаю, причем я не клиент МТС
Вот поэтому они тебя и не слушаются!
с разных номеров?
конечно
Физ лицо денег может както получить от этого кому смс прислали?
за моральный ущерб, потерю аппетита и сна и т.д. - можно пробовать с адвокатами, но без гарантий
А кому тогда можно рассылать рекламу?
Прозвон "горячих" и "теплых" клиентов.
Кто не увидел крестик в договоре или на сайте "согласен на рекламу"
по закону - только тем, что на это добровольно согласился. По факту - рассылают всем, так как:
1) сами не знают кому могут рассылать, ибо не следят за тем, какие согласия с кого и как собрали
2) не верят, что кто-то реально пожалуется
А если рассылать не рекламу?
Есть точное определение, что является по закону рекламой, а что нет. Если вам позвонил интернет магазин, чтобы сообщить, что ваш заказ готов к выдаче - это не реклама, а значит и вменить нарушение по закону «о рекламе» не выйдет.
А как вообще можно к ответственности привлечь за телефонный спам? Это же нужно успеть этот весь бред записать, потом доказать тот факт, что наглая баба действительно работает на какую то контору.
Иначе у нас так быстро начнут конкурентов убирать таким путем с рынка.
Достаточно записать, что тоже непросто может быть. Но достаточно подать жалобу и дальше бремя доказательства ляжет уже на звонившего. Не доказал - штраф
// Куда критичнее лишиться возможности коммуницировать и рекламировать продукты по своей с таким трудом накопленной клиентской базе. А ведь это распространенное последствие из предписания ФАС.
А это с чего, простите? Кроме как внутренняя заморочка маркетолога. Ну так, перетряхнуть базу, найти причину ошибки, сделать заплатку. И дальше работать.