Онлайн-квест для подписчиков ВК и Midjouney, который нам его отрисовал

Рассказываем, как сделали детективный квест с фееричными иллюстрациями от Midjouney прямо в сообществе ВК. Разбираем свои ошибки и плюсы/минусы нейросети как подрядчика, ответственного за дизайн.

Пара картинок из чат-бота для понимания. Кликабельно.
Пара картинок из чат-бота для понимания. Кликабельно.

Заказчик — курорт «Оленья Застава». Место, где можно арендовать домик, посмотреть на 1000 оленей, бегающих по лесу, или покормить тех, что живут на территории. Вполне себе Алтай, только на Урале.

Оглавление

Почему именно квест?

Начало квеста.
Начало квеста.

Дело было в конце 2022 года. Для клиента новогодние праздники — самое жаркое время, нужно напомнить о себе. Но «Оленья застава» довольно сложный продукт. Это не типичная база отдыха, а набор абсолютно разных услуг, каждая со своей ЦА. Одним — экскурсии на оленью ферму, другим — трехзвездочный отель в лесу, третьим — лечебные пантовые ванны.

Задача: Оживить все ЦА, рассказав обо всех услугах (Понимаем, что звучит довольно нереалистично). Таргет уже работает, а впихнуть всё в банальную рассылку затруднительно.

В 2021 году мы уже разбирались с этой задачей, запустив текстовую сказку-квест. Решили продолжить и превратить квест в предновогоднюю традицию. Кратко, формат выглядит так:

Прямо в мессенджере погружаем человека в сказочную историю, которая разворачивается на территории курорта. Делаем пользователя главным персонажем, который сам принимает решения, перемещается по локациям и общается с героями квеста. Ну а мы нативненько вставляем преимущества курорта, используем его локации и стараемся передать атмосферу.

Судя по комментариям, люди не восприняли квест как рекламу. И такие отзывы - самое приятное в работе. Убедиться в реальности отзывов можно здесь: https://vk.com/pantocentr?w=wall-58271061_6410 
Судя по комментариям, люди не восприняли квест как рекламу. И такие отзывы - самое приятное в работе. Убедиться в реальности отзывов можно здесь: https://vk.com/pantocentr?w=wall-58271061_6410 

Чего мы хотим-то, в итоге?

  • ненавязчиво напомнить о широченном списке услуг;
  • продать экскурсии к оленям и аренду домиков в праздники;
  • увеличить лояльное ядро аудитории.

Про что будет квест?

Как мы показали гончарный мастер-класс в 2021 и в 2022. Midjourney или реальное фото?
Как мы показали гончарный мастер-класс в 2021 и в 2022. Midjourney или реальное фото?

В прошлом году история была завязана на Санта Клаусе, потерпевшем крушение на территории Оленьей Заставы. Наш участник, естественно, оказывался рядом, помогал найти оленей для его упряжки и заставить их летать. В этом году снова использовали сказочную составляющую, но превратили квест в детектив с преступником и уликами в новогоднем антураже. Завязка классическая для детского утренника - украден волшебный посох Деда Мороза, и теперь все дети останутся без подарков. Помочь можешь только ты!

Сделать историю реально интересной

У этого медведя одна из самых интересных сюжетных арок в квесте, поднимающая проблему расизма.
У этого медведя одна из самых интересных сюжетных арок в квесте, поднимающая проблему расизма.

Чтобы детектив получился интересным, он должен быть запутанным. А чтобы не запутаться самим, придется продумать все твисты и повороты сюжета на берегу. Мы начали с того, что придумали персонажей, их предыстории и мотивацию.

Идея состояла в том, чтобы упороться в геймдев и сделать разные концовки. Поэтому у каждого участника квеста разные улики, мелкие элементы истории и свой преступник с продуманной мотивацией.

Нужно понимать, что это основа, сразу всего не предусмотришь. По мере создания квеста всё это 100 раз менялось, дополнялось и вырезалось, как и принято в геймдеве.

Продумать структуру

Схема квеста из чат-бота, чтобы понять масштаб. (Можно увидеть «обрезки», которые не вошли в финальную версию)

Чтобы самому не запутаться в истории, важно разбить квест на этапы, как главы в любой игре. Это помогает упростить повествование. Человек начинает квест у себя дома, перемещается в «Оленью Заставу» и должен решить все задачи и получить всю информацию, чтобы перейти к следующей локации.

Пишем текст и продумываем механики бота

Как взаимодействовать с героями решает пользователь.
Как взаимодействовать с героями решает пользователь.

Хорошо, если вы умеете излагать свои мысли и создавать образы в голове читателя. Если нет, ChatGPT вам в помощь. Текст — это 90% квеста, но держится он на других 10%. Метки, переменные, разные условия исключают ситуацию, когда участник будет находить одни и те же улики или допрашивать подозреваемого по 2 раза.

"Программирование" может быть мощнее текста.
"Программирование" может быть мощнее текста.

Можно продумать все диалоги заранее, выписать их в полноценном сценарии и перенести в бота. Этот вариант подойдет, если нужно согласовывать с клиентом все детали. Но структура квеста нелинейна. Расписать текстом все ветвления и варианты развития событий можно, но разобраться в этом будет не реально.

Нам же выдали карт-бланш, поэтому сюжет и все диалоги писали прямо в боте. Параллельно придумывая шутки, стиль общения персонажей и корректируя уже готовые блоки, из-за внезапно возникших идей.

  • Не скатитесь в монотонное чтиво.

Каждое сообщение должно мотивировать пользователя к выбору — будь то действие или ответ персонажу. Получайте удовольствие от того, что вы делаете, вставляйте пасхалки. У нас, например, можно найти отсылки на аниме или популярную тогда кротовуху.

  • Продажа Шредингера. Она как бы есть, но ее как бы нет.

Мы сразу решили, что квест не будет что-то впаривать. Но будет прекрасно, если вы наполните его запоминающимися образами. Например, в Оленьей Заставе живет 1000 маралов, а в нашем детективе персонаж Дворецкий заваривает в ресторане курорта 1000 кружек чая для оленей.

  • Сюжет разрастается, по мере создания квеста.

Типичная для геймдева проблема. Не успевали в поставленные себе сроки и из-за этого порезали некоторые сюжетные линии. Сммщики пообещали допилить недопиленное и выпустить DLC. А мы, наверное, больше не будем пинать студии за очередной перенос релиза игры. Теперь прекрасно их понимаем.

Как вообще здесь появились нейросети?

Так Midjourney видит рождественский лес. Он стал фоном для промо-постов.
Так Midjourney видит рождественский лес. Он стал фоном для промо-постов.

О визуализации нейросетями задумались, когда пол квеста уже было готово. Прошлогодний квест мы иллюстрировали обычными фотографиями курорта, обозначая локации. (Приехали на ферму к оленям — вот фото оленей, едем в машине — фото машины)

Пермский лес. Отгадайте, где фото из 2021, а где работы нейросети из 2022?
Пермский лес. Отгадайте, где фото из 2021, а где работы нейросети из 2022?

Но в этот раз атмосфера получилась слишком сказочной, поэтому хотелось усилить ее визуалом. Наши руки не совсем художественны и растут из места, которое не позволяет производить красоту. Поэтому рассматривали следующие варианты:

  • Фотографировать фотографии.

Минусов и сложностей в этом варианте так много, что о плюсах думать не хочется. Нанимать профессионала — это время и дополнительные затраты. Нам бы эта фотосессия увеличила бюджет всего мероприятия раз в 5. Вариант пофоткать самим тоже отпадает — Оленья Застава находится в 2 часах от города, и это займет целый рабочий день. Иногда получается найти фотографа-самоучку среди сотрудников клиента, но тут нам не повезло.

  • Дизайнерить и иллюстрировать.

Нарисовать можно все, что угодно, и это несомненный плюс. Вот только всё снова упирается в человеко-часы и их оплату. Дизайнеры меркантильны и корыстны — хотят кушать, просят денег.

Идея затестить Midjourney появилась спонтанно. Быстро нашли инструкцию, уже тогда их хватало, и воспользовались бесплатными лимитом, чтобы создать первую картинку. За 30 секунд получили такой результат, что единогласно было решено принять Midjourney в штат.

Вот, что нам выдала нейросетка по запросу “Рыжая белка поет в микрофон на рождественском фоне”. Отфоткать такое вы вряд ли сможете, а на отрисовку уйдет чуть больше 30 секунд.
Вот, что нам выдала нейросетка по запросу “Рыжая белка поет в микрофон на рождественском фоне”. Отфоткать такое вы вряд ли сможете, а на отрисовку уйдет чуть больше 30 секунд.

Стало понятно, что это путь джедая, и мы усиленно начали воплощать свои фантазии в жизнь. Само собой, 25 бесплатных попыток не хватило, пришлось потратить кровные 20$ на месячную подписку. Если есть рабочая карта для международных платежей, то проблем не возникнет. Если нет – придется погуглить в поисках способов оплаты.

После оплаты уже начали изучать инструмент плотнее, играться с формулировками запросов, настройками версий и стилей. Ловили эмоции от крипоты, но не сдавались.

Пробежимся по главным преимуществам, которые мы для себя отметили:

Дворецкий и медведь по версии Midjourney
Дворецкий и медведь по версии Midjourney
  • Скорость. Сам придумал запрос, сам согласовал, сам себя по голове погладил.
  • Нейросеточные картинки вдохновляют. Иногда получалось не совсем то, что мы задумывали, но это подпинывало к новым идеям и доработке квеста
  • Вовлеченное комьюнити. В дискорде, кроме своих художеств, вы видите кучу чужих крутейших работ и запросы, по которым они сделаны. Если увидели в ленте шедевр, посмотрите, по какому запросу он был нарисован — наверняка, подчерпнете что-то для себя. Мы так часто делали.
  • Легкий старт для новичка. Не ведитесь на курсы по Midjourney, которые сейчас пытаются впаривать на каждом углу. Чтобы пользоваться нейросетью, нужно понять, как она “думает”. Для этого читайте чужие запросы или оплатите подписку и набирайтесь опыта сами.
  • Цена. Однозначно дешевле, чем фотограф или дизайнер.

Но были и сложности. И на них остановимся поподробнее (а иначе зачем мы тут собрались?)

Пришла белочка...
Пришла белочка...
  • Внимательно следите за результатом. Иногда на идеальной картинке обнаруживается кусок вотермарки. Один раз и нам пришлось немного затереть.
  • Дизайнеры умеют в правки, а нейросеть — нет. Нельзя приказать нейросети сделать оленю рога подлиннее и хвост побелее, а пальцев Бабе-Яге поменьше. Точнее, можно… но изменения будут хаотичными и не факт, что станет лучше. Есть правки? Придется делать самому. Помогать нейросети фотошопом никто не запрещает. Но мы, для чистоты эксперимента, решили обойтись без всяких фоторедакторов
  • Ну где же ваши ручки? Нормальные, с пятью пальцами? Смиритесь, Midjourney считает, что чем больше пальцев, тем лучше.
  • Стоп-слова. Некоторые слова использовать в запросах запрещено, но списка этих слов нет. У нас, например, не прошло слово “сауна”. Поэтому, если продаете сексуальными образами, придется постараться
  • Midjourney обучается на англоязычных ресурсах. И поэтому иногда недопонимает слишком русские запросы. Чтобы показать Деда Мороза мы были вынуждены использовать запрос “Санта Клаус”. Нарисовать Бабу-Ягу практически невозможно, но можно углубиться в запрос и попросить старую седовласую женщину в платке. Перед работой с Midjourney поиграйте в Алиас.
  • Чем сложнее запрос, тем непредсказуемей результат. Хотите получить картинку без кринжатины? Не используйте в запросе слишком много деталей. Мы тщетно пытались получить иллюстрацию сразу со всеми персонажами, но что-то шло не так. Много раз…
  • Возможно, проблема не в вас. Если вы получили страшнющую картинку, знайте, что и Midjourney любит пошалить. Попробуйте этот же запрос еще раз, попробуйте сменить канал или вообще аккаунт. По одному и тому же запросу можно получить абсолютно разный результат.

Парад неудачных фото(галерея)

Продвижение

По сути его почти не было.

  • Рассылка. (Есть нюанс)

Если есть лояльная база, вы счастливый человек. Люди из рассылки прошли квест, активно делились им, восторгались в комментариях и всячески поднимали нам самооценку. Рассылку, как и квест, мы делали с помощью Senler, столкнувшись с одной проблемой — лимиты.

В Senler вы платите за количество сообщений, которые сервис отправил человеку. Квест оказался довольно объемным и на 1 прохождение тратилось около 150 сообщений. А значит, при лимите 10 000 в день, которого нам хватало с головой, квест смогут пройти всего 66 человек в сутки.

Лимит немного увеличили, но рассылку сделали не по всей базе сразу, а разделили на несколько частей. Таким образом, равномерно размазали активность на несколько дней.

  • 1649 рублей 85 копеек на таргет.

Просто, ради любопытства. Неплохо покрутились на подписчиков конкурентов, погонялись за своими клиентами, которых еще не было в нашей рассылке и потестили пару широких аудиторий.

  • Таргетологи-эсэмэмщики.

И снова, ради любопытства. Решили проверить, как на подобный формат отреагирует профессиональное сообщество. Запустили таргет на смм-спецов.

Рекламу заметил Феликс Зинатуллин (небезызвестный в узких смм-кругах создатель Церебро), затестил квест и выложил несколько скринов в сообществе Церебро. На этом моменте рекламу на таргетологов мы решили стопарнуть, спустя 64 показа, и просто послушать людей в комментах.

Когда тебя рекламируют бесплатно, но мимо твоей ЦА.
Когда тебя рекламируют бесплатно, но мимо твоей ЦА.

Посмотреть на квест из Церебро пришло 100+ человек, которые немножко попортили нам статистику. Они же принесли единственный негативный комментарий, возмущенный криповостью нейросетей.

Что получили и как можно было сделать лучше?

Итого, бюджет сего предприятия:

20$ на Midjourney + 1650₽ на таргет + 2000₽ на Senler = примерно 4930₽

Результатом стали 1464 участника, начавших квест

Прошли квест до конца — 1182 человека (80,7%)

Ну и что дальше? В лоб мы не продавали, значит и деньги не считали? А вот и нет. После квеста отслеживаем активность его участников и можем оценить количество обращений. На данный момент, получили 129 заявок от тех, кто прошел квест. В вялотекущем режиме они приходят до сих пор. Конверсия 8,8% (Но наплыв из Церебро нам ее немного подпортил).

Заработанную заказчиком денежку раскрывать не можем, извините, но потраченные 4930₽ мы отбили, даже чуть больше.

Что можно было улучшить?

  • Сделать обязательным условием репост публикации про квест. Хотите пройти квест — проходите. Хотите еще и в розыгрыше поучаствовать — расскажите-ка про квест друзьям и увеличьте нам виральный охват.
  • Запуститься раньше. Поскольку квест был не основной задачей, делался скорее для удовольствия, то мы не сильно пинали себя по срокам. В итоге, стартовали 29 декабря, в самый разгар предновогоднего сумасшествия, в котором немного затерялись.
  • Сделать проще. Кажется, у нас получилось донести не до всех людей масштаб квеста: все ветвления, пасхалки, нелинейность событий. Им было бы вполне достаточно короткой сказки минут на 10-15.
  • Больше иллюстраций на старте квеста. Чтобы сразу увлечь человека, стоило использовать больше картинок в начале и тщательней их подбирать. У нас была парочка криповатых вариантов, и не всем это зашло.
  • Больше вариантов продвижения. Если бы мы потратились на рекламу в городских пабликах или сильнее вложились в таргет эффект был бы мощнее.

О нас.

Никита, Ирина, Иннокентий с заказчиком. Когда заказчик небольшой, но интересный.
Никита, Ирина, Иннокентий с заказчиком. Когда заказчик небольшой, но интересный.

Диджитал-агентство «Отдел Маркетинга».

Никита — главный по смм.

Ирина — не главный по смм, но вложилась наравне.

Иннокентий — всем мешал. Попал в квест.

Пишите нам уже поскорее, если хотите запустить что-то небанальное. Хотя можно и банальное. В личку или в телегу

Хотите сами затестить квест? Отправляйтесь в сообщество и напишите сообщение — «висиру» (без кавычек) .

3838
23 комментария

спасибо, классный кейс!

2
Ответить

Схема квеста из чат-бота, чтобы понять масштаб.

Класс. А где вы такие красивые схемы отрисовали?

1
Ответить

Напрямую в Сенлере.
Это не схема, это программа для управления чат-ботом.

Это ещё терпимо, если пишешь бота-помощника. Но тут сюжет у квеста.
Именно поэтому, мы бы не согласились делать, если бы нужны были согласования на каждый чих.

2
Ответить

Поющие белки и медведи на коньках конечно круто (сегодня), но все же реальному объекту нужна реальность, а не виртуальность.

3D тур по базе покажет все в лучшем виде и привлечет клиентов, если будет сделан качественно, а не снят на дешевую китайскую балалайку за 200 тыр.

Ответить

3Д тур имеет минусы:
1. Сложно протолкнуть в ВК.
2. Не поможет вернуть на курорт тех , кто уже был.
3. Комменты почитайте, я не верю, что под 3д туром такое будет.
https://vk.com/pantocentr?w=wall-58271061_6410
А это виральность и охват - пост видели 36 000 человек.
4. 3Д тур с мобильных не так хорош.


3Д тур хорош к месту. В Перми есть кафе-трамвай. Люди не понимают, что это. Не верят, что внутри это совсем не тармвай. Там 3Д тур как родной встал.

2
Ответить

Иннокентий, от меня лайчек за стиль письма, мне нраицца)))

1
Ответить

В данном случае основа статьи это наш смм-щик главный писал.

1
Ответить