Оценка объёма рынка. Кому надо и зачем?

Наверняка все слышали о таком понятии, как объём рынка . На тренингах всяких говорят: «Узнайте ваш объём рынка», в книжках умных написано: «Оцените ёмкость рынка», в журналах, газетах, Интернетах так или иначе упоминается этот термин, когда речь заходит о бизнесе.

В закладки

Говорят все, знают все, а как считать? Давайте разбираться.

Объём рынка — это сколько товаров (в натуральном и денежном выражении) востребовано на рынке (совсем по-простому).

Суть показателя — простая формула: сколько есть покупателей товара, сколько товара покупатели потребляют за раз и как часто они товар потребляют. Например, в деревне Ухабино живет 1000 человек. Из них 20 человек имеют легковой автомобиль. Каждый житель меняет шины 1 раз в год. Объем рынка шин деревни Ухабино — 20 (человек)*1 (комплект шин)*1 (раз в год)=20 комплектов шин. Это в натуральном выражении. Каждый житель Ухабино, имеющий автомобиль, тратит в среднем 6000 рублей на 1 комплект шин. Объем рынка шин деревни Ухабино — 20*6000=120 000 рублей в год.

Все просто :) Но объёмы рынка бывают разные: доступный, фактический и потенциальный.

Объем рынка

120 000 рублей в год на шинах в Ухабино — это фактический объём рынка. Предприимчивый коммерсант Василий из соседней деревни Наживино знает всех владельцев авто из Ухабино и продаёт им шины. Всем, кроме трёх — те закупают шины в ближайшем городе, потому что считают Василия спекулянтом. Остальные 17 доверяют Василию и менять поставщика точно не планируют, даже если кто-то предложит шины по 5 000 за комплект. Так вот, доступный объём рынка — 3 (человека)*1 (комплект шин)*1 (раз в год)* 6 000 рублей (за комплект) = 18 000 рублей в год.

Сплетница Фрося из Ухабино пустила слух, что трактористы Семён, Аркадий и Пётр также планируют приобрести легковушки в личное пользование в будущем году. Таким образом потенциальный объём рынка станет (20+3) (человек)*1 (комплект шин)* 1 (раз в год)* 6 000 рублей (за комплект)= 138 000 рублей. При этом доподлинно не известно, где новоявленные автолюбители будут покупать шины: у Василия или в ближайшем городе.

Зачем вся эта информация нужна бизнесу? Чтобы понять, сколько денег оборачивается на рынке и сколько на этом бизнесе можно заработать. Внук сплетницы Фроси владеет магазином шин в Москве. Он решил зайти на рынок Ухабино и начать зарабатывать еще и там. Поняв, что максимум, который он сможет там заработать — 18 000 рублей выручки (доступный объем рынка), и бороться с Василием за покупателей ему точно не выгодно, внук бросает эту идею.

И напоследок самый главный вопрос — где взять данные? О, у вас масса вариантов:

  • Открытые официальные источники: базы данных Госкомстата, Таможни, данные органов государственной власти;
  • Открытые источники: обзоры в отраслевых журналах, газетах, интернет-ресурсах.
  • Готовые исследования (если есть про Ухабино, киньте ссылку, где нашли);
  • Заказные исследования.

Помните: всегда сравнивайте данные, полученные из разных источников! Один источник — не панацея. Надо как минимум три. Ищите, да обрящете, как говорится.

А если не найдете — пишите мне. Моя специализация — маркетинговые исследования. За 12 лет опыта, я рассчитывала объемы рынка: бытовых услуг, общественного питания, розничной торговли продуктами питания, розничной торговли непродовольственными товарами, оптовой торговли, мебели, мороженого, автомобилей, моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, топлива, минеральных удобрений, топливных пеллет, алкоголя и прочих благ цивилизации из 11 отраслей промышленности.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анна Царегородцева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 10, "favorites": 55, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 63539, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 04 Apr 2019 17:38:19 +0300" }
{ "id": 63539, "author_id": 259251, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/63539\/get","add":"\/comments\/63539\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/63539"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }

9 комментариев 9 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Это ок, деревня Ухабино - 1000 человек, а если она 500000 и нам нужно считать не автолюбителей, которых можно посчитать по машинам, а потребительниц услуг маникюрных салонов? Как считать?

Ответить
0

Вообще не имеет значения, 1000 или 5000000, автолюбителей, маникюрш или госкорпораций. Нужны всегда одни и те же данные: 1. Сколько пользователей? 2. Сколько раз используют товар/услугу? 3. Сколько в среднем стоит услуга? Ваша задача - найти данные. Нет данных в открытых источниках? Нужно исследование.

Ответить
0

"Ваша задача - найти данные"
Знал бы прикуп - жил бы в Сочи

Нормальное заказное исследование - штука недешевая. Если у тебя пока просто идея малого или среднего бизнеса, то такое исследование может быть непозволительной роскошью.

Лучше бы Вы не продавали нам идею "исследования рынка" - это попахивает капитанством
А описали бы какие-то очевидные и неочевидные кейсы проведения исследования своими руками.

Ответить
0

Если денег нет, то можно самим получить данные - опросить представителей целевой аудитории в интересующих района города, заказать данные по количеству людей в городе по возрасту и полу, как вариант, дальше идут гипотезы на основании проведенного ранее опроса, считаем, умножаем, делаем - вот вам и данные. Было бы желание. Любой человек, у кого есть высшее образование или предпринимательская жилка справится с подобной задачей.

Ответить
0

ну и как узнать кол-во посетителей маникюрных салонов в районе метро Таганская, например?

Ответить
0

Самый простой и максимально точный способ - геоаналитика, заказать отчёт в конкретном районе. Сейчас такими данными много кто занимается. Если денег совсем нет, то конечно не понятно, зачем в бизнес лезть, и делать по алгоритму, описанному выше.

Ответить
0

У меня есть несколько сот тысяч рублей - думаю куда вложиться.
Есть идея маникюр на Таганке, есть еще другие идеи.
Как мне прочекать идею маникюра, не растратив слишком много от моих нескольких сот тысяч?
Сколько будет стоить геоаналитика (это что такое вообще)?

Ответить
0

Несколько сот тыщ рублей - тут Вам не до исследований. Задача стоит выбрать из нескольких вариантов? Решается задача с помощью построения фин моделей. Но, увы, это всего лишь модель. Прикидку делаете по расчёту точки безубыточности. То есть сколько клиентов надо обслужить в день/месяц/год, чтобы инвестиции вышли в 0 в заданный период времени. И потом методом научного тыка делаете предположение, будет такое количество народу в точке или нет. Это самое разумное при маленьких инвестициях.

Ответить
0

Уважаемая Алёна. «Потенциального объема рынка» не бывает! Причина так думать – в теории, терминах, в том числе, в дефиниции термина «рынок», который вы привели. Дело в том, что начать вам стоило с определения понятия «рынок».

«Рынок — это система отношений, возникающих на основе устойчивых экономических связей производителей товаров и услуг и потребителей». Алёна, понимаете? Устойчивых!
Емкость рынка - Vр = Vпр + Vи - Vэ. Объем производства продукции на территории (в сегменте), плюс объем импортной продукции, минус объем экспорта, равные объему реализации (покупок) продукции. РЫНОК – ЭТО НЕ «ПОТЕНЦИАЛЬНО», И НЕ ВЧЕРА, а СЕГОДНЯ в отчетном периоде и рассчитанный по формуле.

Рынка завтра не существует. «Потенциального объема рынка» не существует. Будущее и будущие рыночные отношения определяют иные метрики. Есть понятия «потенциальный спрос» и «прогноз спроса»! Есть «прогноз сбыта» и «производственный потенциал». По ссылке все очень подробно с теорией и объяснением http://www.marketch.ru/marketing_marginalia/market-capacity_and_market-volume/

Удачи!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }