Сертификация для маркетплейсов в 2023 году, Легко- и Просто !

Сертификация для маркетплейсов в 2023 году, Легко- и Просто !

Сертификация для маркетплейсов

Рост продаж на маркетплейсах привел к повышению государственного контроля над этой сферой. Его основная задача сводится к защите интересов потребителей в части качества и безопасности реализуемой продукции. Для товаров необходимо получить сертификат или декларацию соответствия, а по ряду категорий — отказное письмо. Рассмотрим, как правильно пройти процедуру и в каких случаях ее можно проигнорировать.

Какие маркетплейсы существуют в России?

  • Яндекс.Маркет. Это крупный маркетплейс, предлагающий товары в следующих категориях: бытовая техника, косметика, электроника. У торговой площадки представлены варианты сотрудничества, предусматривающие как хранение и упаковку изделий на территории продавца, так и на собственных складах Яндекса.
  • Wildberries. Ежедневно посещают данный маркетплейс более 7 млн человек. Приоритетными категориями для продаж выступают: одежда, все для дома, садовый инвентарь, подарки, продукты питания. У торговой площадки представлены собственные склады с круглосуточным режимом работы. Повышенное внимание в маркетплейсе уделяется наличию всей документации на товар для маркетплейса, в том числе декларации или сертификата.
  • Ozon. На маркетплейсе представлено большое количество постоянных покупателей — более 19 млн человек. Особым спросом пользуются детские товары, женская одежда, электроника, обувь, мелочи для дома. У площадки есть собственные склады, также возможна отгрузка от продавца. Среди преимущества сотрудничества с маркетплейсом — доставка заказов за пределы России.
  • СберМегаМаркет. Ежедневно обрабатывается более 50 тысяч заказов. Основной уклон сделан на строительный инвентарь, электронику, бытовую технику, все для сада и огорода. Имеются пункты выдачи во всех крупных городах страны. Маркет сотрудничает только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Обязательным условием выступает прием платежей от физических лиц.
  • СДЭК.Маркет. Новая торговая площадка, появившаяся в 2016 году. В ее каталоге представлены следующие популярные категории: электроника, бытовая техника, спортивные товары, все для домашних питомцев. Продавец может самостоятельно выбрать валюту операций и один из 26 языков.

Требования маркетплейсов по сертификации

Сертификация или декларирование продукции — это обязательные требования, зафиксированные на законодательном уровне. При запросе документации маркетплейс опирается на следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. (продукция должна быть качественной и безопасной, чтобы полностью исключить нанесение вреда здоровью человека);
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ № 2425 от 23.12.2021 г (представлен исчерпывающий перечень продукции, подлежащий проверке соответствия).

Нарушение требований законодательства продавцом влечет также наложение штрафных санкций на маркетплейс, поэтому по первому запросу необходимо предоставить один из трех документов:

  • сертификат;
  • декларацию;
  • информационное письмо (подтверждает возможность не проходить испытания).

Документация выдается в рамках разных систем оформления:

  • требований Роспотребназора;
  • государственных регламентов (ГОСТ);
  • технических регламентов ЕАЭС.

Маркетплейс может запросить разрешительные документы как на этапе заполнения карточек товаров, так и в любой другой момент. Обычно на обработку запроса отводится до 3-х дней. При его игнорировании продавец заносится в бан, его каталог становится недоступным в рамках поисковой выдачи. Чтобы пройти сертификацию продукции для маркетплейсов без проблем, свяжитесь с нами любым удобным способом.

Как определить, подлежит ли товар обязательной сертификации?

Возможно 2 варианта проверки товара на необходимость оценки соответствия:

  • Обращение непосредственно в сертификационный центр. Профессиональные эксперты детально изучат ее характеристики и предоставят решение в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. Также здесь можно получить отказное письмо.
  • Самостоятельная идентификация товара. Для проверки можно воспользоваться Общероссийским классификатором ОКПД2 и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД.

Внимание! При попадании товара под несколько технических регламентов можно оформить любой разрешительный документ.

На какие товары на маркетплейсе сертификация не нужна?

Розничная онлайн-торговля без подтверждающих документов возможна только товарами, которые не включены в перечни ТР ЕЭАС, Постановление № 982, Решение КТС № 299. Отдельно разработанного документа нет.

Среди распространенных видов продукции можно отметить:

  • аксессуары для волос;
  • зеркала;
  • зонты;
  • елочные украшения;
  • некоторое садовое оборудование;
  • рамки для фотографий;
  • сувениры;
  • фурнитура для окон и дверей.

Как поступить правильно, если товар не подлежит сертификации или декларированию?

Для товаров, не требующих получения сертификата, необходимо получить отказное письмо. Это официальный документ, подтверждающий возможность реализации изделий без дополнительных проверок качества и соответствия. Обычно предоставляется на добровольной основе и позволяет избежать спорных ситуаций с маркетплейсом, потребителями и контролирующими органами.

Особенности получения сертификата для маркетплейса на продукцию собственного производства

Для соответствия нормам законодательства производитель обязан получить разрешительные документы на свою продукцию при условии, что он попадает под это требование.

Для получения сертификата соответствия необходимо:

  • обратиться в сертификационный центр с заявлением и образцами изделий;
  • дождаться результатов лабораторных испытаний;
  • получить официальный ответ и разрешительный документ;
  • при отрицательном заключении устранить недочеты и подать запрос повторно.

Регистрация декларации осуществляется производителем самостоятельно через сайт Росаккредитации. Процедура включает следующие этапы:

  • проведение лабораторных исследований и получение результата;
  • оформление усиленной ЭЦП;
  • загрузку документов на сайте контролирующего органа;
  • регистрацию декларации.

Сертификация контрактного производства

Предусмотрено несколько вариантов:

  • Оформление сертификата соответствия на производителя с указанием торговой марки заказчика услуги. Возможны дополнительные риски в случае использования на производстве давальческого сырья, поэтому на такую схему не всегда соглашается собственник.
  • Получение документа на заказчика услуги с указанием места ведения бизнеса производителя. При оформлении сертификата требуется анализ условий изготовления изделий. Этот вопрос необходимо согласовать заранее со второй стороной сделки.
  • Указание в документации сведений и о производителе, и о заказчике услуги. Возможно на ограниченную партию товара.

Перепродажа товаров на маркетплейсе

Распространенный вариант ведения бизнеса. Рассмотрим, как документально обезопасить себя от рисков блокировки со стороны маркетплейса и получения штрафов от контролирующих органов.

Cертификация товаров российского производства

Если производитель продукции строго соблюдает требования законодательства, то он заранее получает сертификат или декларацию соответствия. В этом случае достаточно запросить у него документы и подгрузить через личный кабинет торговой площадки по запросу. Недостатком этого варианта является невозможность изменения торговой марки (в противном случае в разрешительном документе будет расхождение). Для реализации товаров под собственным брендом необходимо заказать оценку соответствия самостоятельно.

Сертификация импортного товара от официального импортера

У официального импортера есть пакет разрешительных документов на товары. Без него нельзя пройти процедуру таможенного оформления груза.

Сертификация товара неизвестного происхождения

Для российских товаров нет преград: достаточно обратиться в сертификационный центр с заявлением и образцами продукции для маркетплейсов для проведения лабораторных испытаний. Что касается импортных изделий, то в соответствии с законодательством получателем документа является компания, которая ввозит груз на территорию страны. Оформить сертификат самостоятельно не получится. Есть схемы получения декларации, но они не совсем легальные.

Оформить добровольный сертификат

Добровольный сертификат подтверждает соответствие продукции требованиям выбранных стандартов и технических регламентов. Документ оформляется по инициативе поставщика или продавца для получения конкурентных преимуществ и минимизации спорных моментов с потребителями.

Для каждой добровольной процедуры предусмотрены знаки соответствия. Для получения разрешительного документа и знака необходимо подать заявление в аккредитованный центр и следовать рекомендациям по отбору образцов для испытаний и сбору пакета документов.

Стоимость сертификации для маркетплейсов

На законодательном уровне не регулируется ценообразование на сертификационные услуги. Стоимость зависит от типа продукции и перечня мероприятий по установлению соответствия.

Фиксированное значение принимает цена отказного письма — 3300 рублей на каждую единицу товаров. На подготовку этого документа уходит до 1 дня.

Срок проведения сертификации

Срок зависит от типа товаров и необходимого объема работ. По некоторым категориям лабораторные испытания растягиваются на срок 7-10 дней. С точки зрения скорости получить заключение и разрешительный документ за 1-2 дня нереально.

Документы, необходимые для получения сертификата

В аккредитованный центр необходимо предоставить:

  • заполненную анкету;
  • регистрационные документы заказчика услуги (ИНН, ОГРН, устав, документ-основание права подписи у руководителя, выписку ЕГРЮЛ);
  • нормативную документацию на продукцию;
  • описание изделий и процесса производства.

Какие документы нужны для торговли на маркетплейс?

Для полноценной торговли на маркетплейсе необходимо предоставить:

  • скан паспорта ИП или руководителя компании;
  • выписку ЕГРЮЛ;
  • разрешительную документацию;
  • документ на товарный знак (при его отсутствии: договор на дистрибуцию, лицензионный договор, письменное разрешение правообладателя на реализацию продукции).

Свидетельство о регистрации продукции (СГР)

СГР является обязательным документом для продукции, подлежащей контролю санэпиднадзору. Такой перечень утвержден решением Таможенного Союза № 299. В него входят: спортивное питание, средства дезинфекции, биологически активные добавки, бытовая химия, косметические средства.

Документ подлежит регистрации в Едином реестре Евразийском экономической комиссии. На сайте указывается информация о его сроке действия. При отсутствии пометки негласно считается, что СГР действителен в течение 5 лет.

Как быть с маркированным товаром?

Основная цель маркировки сводится к отслеживанию пути товара от производителя до конечного покупателя. К 2024 году планируется, что система «честный знак» будет применяться ко всем категориям производственных изделий.

Если право собственности на товар переходит к маркетплейсу, то необходимо направить через личный кабинет передаточный документ с кодами на реализуемые товары.

Документы на бренд

Регистрация товарного знака — добровольное мероприятие. Продавец может торговать под чужим брендом при наличии подтверждающего документа (лицензионного договора, договора дистрибуции и т.д.), который предоставляется по запросу торговой площадки.

Если в качестве правообладателя выступает иностранное лицо, тот важно удостовериться, что содержание предоставленных документов соответствует законодательству. Для этой цели дополнительно оформляется нотариальный перевод.

В соответствии со ст. 1515 ГК РФ за распространение контрафактной продукции предусмотрены солидные штрафы. Примечательно, что незаконное размещение товарного знака на изделиях также попадает под данную категорию нарушений.

Информационное письмо, сертификат или декларация: что выбрать?

Для работы на маркетплейсе необходимо получить один из перечисленных документов. Они разделены по регламентам, но наделены одинаковой юридической силой. Что касается оформления, то сертификат соответствия предоставляется на фирменном бланке аккредитованного центра с высокой степенью защиты от подделок. Декларация регистрируется в Едином реестре и подписывается ЭЦП.

Отказное письмо предоставляется на бланке аккредитованного центра или на листе А4. В документе указываются данные заявителя, коды ТН ВЭД, описывается продукция и отсутствие потребности в прохождении сертификации со ссылками на нормативно-правовые акты.

Алгоритм выхода на маркетплейс

Торговые площадки могут запросить разрешительные документы в любой момент сотрудничества. Обычно пакет не требуется для регистрации, что обусловлено возможностью тестирования сервиса и выбора рыночной ниши. Однако, это не снимает ответственность с продавца. Рекомендуем позаботиться о получении сертификата, декларации или отказного письма заранее, чтобы избежать финансовых и репутационных потерь.

Эта статья — пример лонгридов и полезных подборок из моего телеграм-канала. Подписываться не призываю, но уверен, каждый найдет что-то полезное. После твоей подписки на канал, подарю бесплатный свой авторский курс по старту на маркетплейсах.

https://t.me/marketplace_00

11
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить