{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда контент продает, а когда — нет. Выступление Ильяхова на «ПромоСреде»

Законспектировали его презентацию и рассказываем, что такое туалетный тест.

Чтобы проверить, интересный ли контент вы создаёте, проведите «туалетный тест». Вот его суть: подумайте, выдержит ли, например, статья борьбу за внимание, когда человек наедине с собой и никто не видит, что он читает. Этот способ придумал Максим Ильяхов — автор книги «Пиши, сокращай» и канала «Главред». Он выступил на конференции «ПромоСреда»: рассказал о сценариях потребления контента и дал советы, как продавать людям, которые заходят в интернет отвлечься и позалипать.

Два сценария потребления контента: «заряженный» и «расслабленный»

Когда контент-маркетинг только зарождался — в начале нулевых, — все говорили только об одном: «Контент должен быть полезным». Каждое издание считало своим долгом обучить читателя, поэтому всюду выпускали советы, лайфхаки, чек-листы. Сейчас так тоже делают — например, в Т—Ж до сих пор половина статей начинается с «Как». Но я заметил, что люди не всегда идут в интернет за полезным контентом.

Когда пишете статью, стоит подумать, в какой ситуации читатель ее откроет. Я для себя выделил два больших сценария, по которым люди потребляют контент:

«Есть задача — нужно решать». Этот сценарий срабатывает, когда у человека возникает проблема. Например, сломалась машина, прорвало трубу, треснуло окно, надо написать курсовую.

Поисковые запросы у таких людей максимально конкретные, например «пластиковые окна Тула скидка», «сантехник вызвать», «Hyundai Santa Fe 2021 TPMS на морозе». Люди ведут себя максимально собранно — они заряжены, готовы платить, хотят решить задачу и побежать по своим делам.

«Не хочу ничего решать». Это сценарий, когда человек хочет заниматься чем угодно, только не полезными делами. Он выходит в интернет, чтобы развлечься, позалипать, посмотреть на котиков и узнать, что в мире новенького. В этой ситуации люди не озабочены конкретной проблемой, а просто ищут интересный контент.

Слева — действия людей из «заряженной» группы, а справа — из «расслабленной»

Если пишете статьи для ПромоСтраниц, вероятнее всего, вашими читателями станут люди из «расслабленной» группы. Объявления со статьями появляются на партнерских сайтах Рекламной сети Яндекса, в том числе на ресурсах с новостями — туда заходят отвлечься и узнать, что творится в мире. При этом пользователи вряд ли захотят читать буквально продающий или полезный контент.

Контекстная реклама работает на «заряженную» группу людей — тех, кто ищет вещи, которые нужны прямо сейчас. А вот с «расслабленной» группой можно работать через другие способы продвижения, в том числе ПромоСтраницы

Всё дело в настрое: люди, которые приходят в интернет расслабляться, находятся в «режиме отвлечения». И нам нужно понять их, чтобы выяснить, как с ними работать.

Как работать с людьми в «режиме отвлечения»

Когда ребята из Яндекса позвали меня на ПромоСреду, они попросили сделать красивую презентацию и прислали шаблон. На одном из заготовленных слайдов я наткнулся на этого мужчину:

Думаете, он сидит в машине, переписывается по работе или анализирует статистику своего бизнеса? Еще чего — он мемы смотрит! Если у человека возникает 10 минут свободного времени, он, скорее всего, пойдет читать новости или листать ленту соцсетей — то есть перейдет в «режим отвлечения».

Вот как люди в «режиме отвлечения» принимают решение о покупке:

Нас интересует последний этап, когда мы подбираемся к продажам. Вот несколько принципов, которые помогут создавать продающий контент для людей в «режиме отвлечения»:

Расскажу подробнее о каждом принципе:

Эмоции, а не обучение. Не нужно лезть к людям с обучением в момент, когда они расслаблены. Даже если вы хотите написать статью «Как правильно выбирать подштанники» и знаете, что у людей реально есть такая проблема, лучше не назидать, а развлекать.

Вот какой заголовок можно сделать у статьи для расслабленных читателей, чтобы вызвать у них эмоции:

  • «Вася 20 лет выбирал подштанники и нашел идеальные»

  • «Вася перемерил тысячу подштанников: что стало с его ногами»

  • «Заказал все подштанники, которые были на Яндекс Маркете. Показываю, что пришло»

Про меня, а не про вас. Когда компании рекламируют свой продукт, они смещают фокус внимания с читателя на себя: «у нас вышел новый продукт», «мы открыли», «мы запустили». Но людям это неинтересно: они хотят читать про себя. Интерес будет выше, если предложить человеку контент о его проблемах, других людях такого же возраста, пола или из города, в котором он живет.

Например, если выбирать между статьями «Странный мужик заказал 20 кг краба» и «Странный мужик из Хабаровска заказал 20 кг краба», второй вариант будет работать лучше. Потенциальный читатель может чувствовать себя ближе к хабаровским мужикам, чем к абстрактным.

Без напряга. Когда компании принимают рекламный контент о своем продукте, они часто говорят: «Да, хорошая статья, но давайте добавим крупно кнопку „Купить квартиру в нашем ЖК прямо сейчас“ и форму для ввода данных кредитки». Но это давит на людей, на которых не надо наседать. Часто даже фраза «только сейчас» не заставит такого читателя встать с дивана и пойти в прихожую за банковской картой.

Покажу несколько заголовков для рекламных статей в ПромоСтраницах. Я отобрал самые интересные на странице с примерами лучших публикаций:

Первый заголовок хорош, потому что все знают, что хрущевка маленькая, и любопытно, как сделать ее больше. Поэтому статью откроют, даже если мебель прямо сейчас не нужна. Второй ломает шаблон: обычно банки берут деньги за свои услуги, а тут платят. Хочется узнать, как это. Третий немного кликбейтный, но всё равно привлекает внимание, потому что все хотят получить много денег. В последнем сходится всё: читатель может не любить почту, рыбу, цифру 50 или всё сразу, но просто интересно, как это — 50 кг рыбы в посылке.

А вот как можно повернуть те же самые темы, чтобы они не сработали:

Такие заголовки выглядят скучно и не вызывают желания открыть материал и начать читать. Просто потому что человек расслаблен, лежит на диване и не хочет никуда бежать и что-то делать. Вот что он думает, глядя на подобные заголовки, — и наверняка закатывает глаза:

Что можно продавать контентом

Расслабленному человеку лучше продавать такие товары и услуги, которые можно купить, лежа на диване:

  • Недорогие вещи, которые большинство людей может себе позволить.

  • Товары или услуги, до которых вечно не доходят руки.

  • Продукты, которые нужны, чтобы порадовать себя.
  • Вещи, которые связаны с рутиной, например еду или одежду.

  • Товары или услуги с длинным циклом принятия решения.

Чтобы продавать в моменте, нужно работать с уже существующим спросом и запросами, которые люди пишут в поисковиках прямо сейчас. Если спроса пока нет, то моментально продавать не получится — нужно работать с аудиторией. С помощью контента можно подготовить почву для будущих продаж:

  • подписывать на бесплатное, например вебинар или рассылку;

  • вести на консультацию, давать демодоступы или ссылки на скачивание;

  • рассказывать о новом, формировать спрос;

  • формировать знание о бренде или товарной категории;
  • менять общественное мнение, развеивать мифы;
  • тестировать гипотезы.

Покажу на примере психотерапии, как это работает.

Новый спрос — у читателя есть проблемы: муж изменяет, бьет, не любит, не дарит айфон. Если у человека есть такой или похожий набор проблем, ему можно рассказать, что их можно решить с помощью психотерапии.

Существующий спрос — у читателя может быть конкретный запрос: справиться с тревогой или выйти из созависимых отношений. Ему не нужно рассказывать, что такое психотерапия, достаточно дать ссылку, по которой можно записаться к специалисту, и написать про скидку.

В ПромоСтраницах легко протестировать гипотезы о ваших читателях. Пишете один и тот же контент, создаете 7–10 разных заголовков, а алгоритмы тестируют варианты и оставляют только те, которые привлекают больше читателей.

Что нельзя продавать контентом

В некоторых случаях продажи через контент работать не будут:

  • Если человек обученный, знает рынок и ищет выгодную цену. Например, магазину айфонов бессмысленно писать «5 фишек айфона, о которых вы не знали». Читатель о них знает, просто хочет найти айфон подешевле.

  • Если перед покупкой нужно хорошо подумать, чтобы принять решение, а вы хотите конверсию «прямо сейчас». Не нужно заставлять людей покупать прямо сейчас — они либо не купят, либо купят, но сразу об этом пожалеют.

Контент-маркетинг продает долго. Например, чтобы раскачать продажи через блог, нужно подготовиться к тому, что его придется развивать 500 дней без отдачи. А еще — стараться удержать читателей, например, через призыв подписаться на соцсети или рассылку.

В ПромоСтраницах проще и быстрее: пишете материал и можете вести на сайт прямо из статьи с помощью технологии Scroll2Site. Вот ты только что читал про доставку камчатского краба почтой — и уже заказываешь его на сайте.

Многие бренды уже пользуются ПромоСтраницами и классно продают — такие кейсы уже есть, можно их посмотреть.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Олег Паламарчук

меня одного бесят эти комментарии по типу "хорошая статья" "полезно спасибо" , такое ощущение ,что люди в край отупели и им не хватает мозгов написать адекватный коммент

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Горбунов

ненавязчивая реклама работает лучше всего ,чтобы что-то продать это конечно нужно уметь

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Колосова

навязчивая реклама работает лучше всего, чтобы ничего не продать и пользователь ее просто пролистал

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

А встроили бы сразу видео в статью

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leslie Cooper

когда рекламируешь рекламу

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот

Ильяхов, уже не торт давно, лет 10 ничего нового не выдает

Ответить
Развернуть ветку
Nick

ну хоть кто-то живой) ильяхов увы сильно ограничен собственным не очень далеким бизнес-опытом

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Гришанова

Статья в целом понравилась, много полезной информации. Но в одном моменте есть как бы противоречие. Вы пишете, что продавать контентом можно товары и услуги с длинным циклом принятия решения. А в следующем разделе пишете, что продажи через контент не работают, если перед покупкой человеку надо хорошо подумать. Также спорно, что контент-маркетингом стоит продавать недорогие и рутинные товары (еду, одежду). Такие товары и так неплохо продаются, и контент-маркетинг как инструмент может быть экономически нецелесообразен.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Vdovin

про "туалетный" тест - полезно

Ответить
Развернуть ветку
Арина PROмаркетинг

Полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Камила Сайдумова

Интересно! По многим моментам я догадывалась, а тут всё разложено по полочкам.

Ответить
Развернуть ветку
Априори

Мемас про стеллаж попал в самое сердце😁

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Salyukov

Хорошая статья! Мне кажется, контентом можно продавать практически все

Ответить
Развернуть ветку
Leasing-Counsel

Написано интересно, лайкательно, но опять реклама Яндекс, с которым дрались только что в соседней теме по причине непорядочности и материального наживательства на платных подписчиках.

Пришлось загуглить что такое промостраницы. Это Яндекс Дзен, который мало читают только теперь за деньги. От 20 000 им надо.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда