Маркетинговые исследования, 5 направлений возможных ошибок на рынке

Всем знакомы слова «маркетинговое исследование» (marketing research) – это сбор, обработка и анализ информации о рынке в целом и о каждом его элементе: ценах, потребителях, конкурентах. Компания может провести маркетинговое исследование самостоятельно или с привлечением специализированных фирм и агентств.

Но все ли так просто, как может показаться на первый взгляд? Остановлюсь, пожалуй, на самых ключевых 5 моментах, в которых можно сделать ошибки.

1. Цели

Идея проведения маркетингового исследования обычно появляется в бизнесе, когда вы выходите на новые рынки, диверсифицируете свои продукты, создаете новый товар, более тщательно исследуете потребителя, или выходите на зарубежные рынки. Обязательным условием стартапа становится проведение маркетингового исследования.
К сожалению, до сих пор встречаются стартапы, которые не понимают этого. Переубеждать их не будем, сами обучатся. Согласно статистике Росcтата 29% новых компаний закрываются за первый год существования, и 80 % за первые 2 года.

Маркетинговые исследования, 5 направлений возможных ошибок на рынке

Конечно, закрытию компаний способствует неграмотное управление, и, в данном случае, маркетинговые исследования, анализ цен, конкурентов и потребителей являются инструментом части этого управления.

2. Методы и методология маркетинговых исследований

Это главный вопрос, когда ясна цель и вы уже решили проводить маркетинговое исследование. И это не простое перечисление методов (качественные, количественные, анализ статистики, фокус-группы, опросы, экспертное мнение, big analytics, ИИ и др.) – это выбор правильного направления анализа, так как вы должны на выходе получить верные результаты.
Часто в этом вопросе действуют по шаблону, этому подтверждение многочисленные компании, которые собирают с помощью различных программ лиды и иную статистику сайта и громко объявляют потребителю, что это и есть маркетинговое исследование, сами не понимая того, что это только один из многочисленных инструментов анализа посетителей сайта и не более. Такой анализ имеет множественные статистические ошибки и может увести не в ту сторону. Потому что, если бы это был действительно глубинный, статистический анализ маркетинга вашего бизнеса, уже все давно бы поставили себе программы и забыли о маркетинговых исследованиях. Я не против таких компаний, но они должны потребителю пояснять, что их работа - это лишь небольшая часть анализа потребителя, а не панацея на рынке.

3. Повышение важности клиентского (потребительского) опыта

Компании все больше внимания уделяют клиентскому опыту и используют маркетинговые исследования, чтобы понять, как его улучшить. Растущее значение клиентского опыта связано с растущим вниманием к пониманию и улучшению успеха в бизнесе.
Исследования рынка могут собирать данные и идеи о клиентском опыте и принимать решения о том, как его улучшить. Улучшение качества обслуживания клиентов может стать для компаний важным способом выделения среди конкурентов и повышения лояльность клиентов. Понимая потребности и предпочтения потребителей, компании могут разрабатывать индивидуальные продукты и услуги. И немалое значение в этом вопросе имеет сегментация по многочисленным атрибутам.

4. Сегментация рынка - выявление и профилирование перспективных целевых рынков

Сегментация рынка — это понимание потребностей клиентов и то, как они выбирают между одним продуктом, или другим продуктом. Используя сегментацию рынка, мы можем построить картину группы клиентов, которые имеют одинаковые, или очень похожие атрибуты. Используя эту информацию, компания может определить группы клиентов, для которых они лучше всего подходят, а также определить те области, где они могут превзойти конкурентов.
Следовательно, конечной целью сегментации должно быть получение и удержание целевых клиентов. Хорошее исследование сегментации позволяет выявить и профилировать перспективные целевые рынки, чтобы компании с их помощью могли достичь применения оптимальных маркетинговых стратегий.
Здесь также существуют целый ряд инструментов: самые простые – это исследование возрастных различий, различий по полу и возрасту, мотивации, сегментация по потребительским качествам, ассортименту, анализу соц. сетей и др. Более сложные - факторный анализ по атрибутам, кластерный анализ, CHAID - анализ.

Данные могут много рассказать о клиенте и расширить понимание сегментации на вашем рынке, в вашей узкой нише.

Как я говорю: «В хорошем маркетинге потребителя - 3 ноги»

Маркетинговые исследования, 5 направлений возможных ошибок на рынке

5. Запас бизнеса

Когда внешние события влияют на способность или желание людей покупать бренд, бизнесу необходимо иметь в запасе и другие идеи, чтобы выжить. Однако это может быть не одно важное событие, влияющее на поведение потребителей. Это неуклонный сдвиг в сторону нового мышления бизнеса — например, растущий интерес к устойчивому развитию, или необходимости экономить деньги по мере роста стоимости жизни. В результате этих сдвигов, понимание смежных потребностей потребителей позволяет компаниям расширяться в сторону новых идей продуктов, улучшать существующие продукты, или выходить на новые рынки.
Анализируя данные рынка и своей компании, проводя углубленные маркетинговые исследования, сегментируя и сегментируя своего потребителя, собирая информацию по своим конкурентам, компании могут определить области для улучшения своей работы, разработки стратегии для повышения качества обслуживания клиентов. Важность клиентского опыта будет продолжать расти, поскольку компании ищут способы выделиться и завоевать лояльность клиентов на конкурентном рынке. Таким образом, исследования рынка, глубокий рыночный анализ по-прежнему будут важным инструментом для сбора данных и идей.
Цель маркетинговых исследований в 2023 году будет состоять в разнообразии оценки показателей вашего рынка (объема, цен, конкурентов, потребителей), представлении более широкого демографического диапазона потребителя и, следовательно, получения новых идей бизнеса, оценки меняющегося объема рынка в вашей нише. Все это позволит принимать более целенаправленные и инклюзивные бизнес-решения, такие как разработка и вывод новых продуктов, повышение эффективности рекламных бюджетов, выход на новые рынки, как российские, так и зарубежные.

Начать дискуссию