Маркетинг Павел Катае
32 480

Сколько стоит сделать ролик, как у Apple, MTV или Nike

Меня зовут Павел. Я руководитель проектов анимационной студии Collby. Мы с командой разобрали и оценили, что входит в бюджет известных анимационных работ по нашим меркам.

В закладки

Самый частый вопрос: «А сколько стоит ролик на минуту, две или три?» Спустя много лет практики этот вопрос вводит в ступор через раз. Видео бывают разные, и по хронометражу оценить сложно.

Apple: от $600 тысяч до $1 млн за минуту

Holiday — Share Your Gifts

Почему так дорого? Это высокотехнологичный короткометражный мультфильм с шикарным саунд-дизайном и крутым рендером без шума. Для сравнения — мультфильм «Кубо» стоит $60 млн за 100 минут. Цена зависит от спецэффектов: проработанное цунами с разрушениями и молниями съест бюджета намного больше, чем простая отрисовка гор на фоне. Хотя сцена займёт всего 20 секунд.

Здесь создатели проработали локации «отстроенного» вручную города, куда потом внедрили анимированных персонажей. После подготовки живых декораций художники перенесли локации в 3D и анимировали персонажей там.

Мы бы решали такую задачу в чистом 3D. Современные рендеры и средства производства дают такой же результат, но скорость и удобство прототипирования намного выше. Меньше времени на работу — экономия и для заказчика.

Ещё в стоимость работ входит предподготовка проекта: авторы продумывают сюжет и персонажей, прототипируют графику и эффекты. К основной работе художники приступают, только когда ролик расписан посекундно.

Facebook: $6000

Alegria Illustrations

Это классический хороший современный 2D-ролик. Все ролики Facebook созданы в едином стиле с красивой, плавной и аккуратной анимацией. Здесь использовали популярную сейчас шейповую анимацию. Но сам ролик простой — без сложных идей, переходов и причудливой графики.

Такой бренд может позволить себе и более сложную анимацию, но использует простые инструменты, ориентируясь на узнаваемый визуальный стиль компании.

IBM: $10 тысяч

Leadership Agenda

Крутой абстрактный ролик для IBM. Придумывать сюжет с помощью простых абстрактных фигур — высший пилотаж. А добавить в него сочетание разных стилей — неоспоримый плюс. Здесь и 3D с различными вариантами рендера и стилизации, и покадровая анимация, и стоп-моушн, и стильная 2D-анимация. Сочетание такого количества стилей подразумевает работу большой команды. Один специалист вряд ли справится с подобной задачей.

Не исключен вариант, что это шоурил, а сюжет — набор визуальных скетчей, которые подогнали под идею. Смотрится эффектно и необычно.

Абстрактный сценарий, индивидуальная музыка на фоне — всё это сказывается на бюджете ролика. Добавим сюда предпродакшн и работу с 3D, которая сильно увеличивает время производства, а значит, и цену.

PlayStation: $15 тысяч

Big Bang

Пиксельный ролик. Динамичный сюжет с низкополигональной 3D-анимацией, грамотная работа арт-директора в плане ракурсов. Такие ролики очень трудоёмки: они требуют детальной проработки динамичных сцен разрушения и драки. Несмотря на простой визуал, производить такую графику дорого.

Прежде всего это бесшовные, плавно перетекающие переходы — так исполнит не каждый. Плюс высокая сложность в раскадровке динамичных сцен и графика в технике хенд-пэйнт. Работать в ней можно быстро, а вот сделать качественно сумеет не каждый 3D-аниматор.

Adidas: $5000

The Burning Ride

Здесь использовали популярную в последнее время фишку — встроили графику в видео, на актёра. Это не очень сложная работа, но отнимает много времени. В нашем случае анимация ещё и покадровая. В ролике сочетаются стилизованное 3D и сложная покадровая анимация, основанная на шурехах и дополнительных элементах. Единственный минус — низкая контрастность ролика.

3D-шурехи — высокотехнологичные мелкие элементы анимации. Красивые, но без особой смысловой нагрузки.

С подобной работой быстро справится один специалист высокого уровня.

Google: от $2500 по исходникам до $7500 с нуля

Daydream VR Welcome

Простой низкополигональный ролик с недорогим моделингом. Сразу бросается в глаза частота кадров — около 60 в секунду. Чем она больше, тем больше кадров нужно отрендерить. А в 3D счёт как раз идёт по кадрам: иной раз рендер одного кадра может занимать несколько часов.

Но здесь достаточно простая реализация: либо захват видео из приложения и небольшой монтаж, либо создание на игровом движке Unity. На Unity собирают много 3D-роликов за счёт быстрого рендера в реальном времени.

Если для ролика использовали готовые 3D-модели, то времени и обработки он занял меньше, а значит, стоил дешевле. При создании с нуля стоимость такой работы выше.

MTV: $5000

Infographica

Солянкой стилей ролик напоминает видео для IBM. Тут и стилизованное под стоп-моушн 3D, и классическое 2D, и покадровая анимация. Самые интересные и необычные — кадры с множеством лиц на флаге. Но это вкусовщина. В таких роликах основу бюджета всё-таки занимает «психоделическая» идея.

Nike: $7000

Hypervenom: Neymar Jr. — Carve Out a Path, Then Attack It

Весь ролик создан благодаря покадровой анимации — дорогой по умолчанию. В видеоряде популярные и эффектные пролёты камеры и развороты. Работа непростая — если не умеешь делать, не сделаешь. Если есть специализация в покадровой анимации, рисовка не отнимет много времени. Инструмент хорош для намеренного искажения перспективы, чего не добиться в 3D-графике.

Вывод

Как видите, разброс бюджета в создании анимации огромный: можно потратить и $7000, и $1 млн, и даже больше — предела нет. Причём стоимость зависит не столько от хронометража, сколько от сложности идеи и её реализации. Кто-то использует шаблоны 3D-моделей, и этого хватает, а кто-то строит живые декорации.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Павел Катае", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 54, "likes": 102, "favorites": 176, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 66018, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 29 Apr 2019 11:55:39 +0300" }
Cквозная аналитика
от сына маминой подруги
Будь лучшим в своем деле
Попробовать бесплатно
{ "id": 66018, "author_id": 289933, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/66018\/get","add":"\/comments\/66018\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/66018"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }

54 комментария 54 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
70

(адаптированная версия)
— Вы ведь видеоролики делаете?
— Делаем.
— А сколько будет стоить сделать ролик?
— Какой ролик?
— Ну, нормальный такой ролик.
— Ну, нормально так будет стоить.

Ответить
15

На мультфильм Кубо ушли все $60 000 000 (это весь бюджет) только на анимацию? А как же сценаристы, продюсеры, композитор, Мэттью Макконахи, Шарлиз Терон итд.

Они за идею работали?

Ответить
30

Те просто не читали лицензионное соглашение полностью и им пришлось.

Ответить
1

Они этим никогда не занимаются, у них же же есть агенты, такие толстенькие, лысые, которые мастурбируют на рабочем месте😂😂😂

Ответить
0

Это весь проект, а не только анимация. У Лайка все проекты имеют бюджет $60К. И Коралина тоже.

Ответить
14

"Все иллюстрации создавали в Adobe Illustrator"

Ответить
0

Спасибо, что обратили внимание, поправил) Да, действительно тут брали один исходник, остальное сами - вот тут можно посмотреть https://www.behance.net/gallery/70492791/POWERCHAIN

Ответить
4

Почему удалили свой проект из статьи? Оставлю это тут

Ответить
0

А вообще, думаете это все один автор ? Вряд ли.
Популярность изометрии с количеством блокчейновых проектов росла в геометрической прогрессии, подобные картинки и цветовые решения плодились с огромной скоростью.
Вы оспариваете авторство? А мы нигде и не говорим что не использовали лицензионную картинку.
Вы оспариваете то что мы создали иллюстрации в люстре?
Можете убедиться, что те куски здания которые вы заскринили - только часть огромной сцены. Так что "Все сделано в иллюстраторе" и никак не в фотошопе или паинте)

Ответить
1

"Все иллюстрации создавали в Adobe Illustrator. Кто-то создал, но не все из них создали мы"
Вся эта огромная сцена - все скачано, каждый дом, каждое дерево, самолет и даже уличные лампы. То, что вы создали - это 3-4 иллюстрации и то не факт, персонажей думаю тоже скачали)

Ответить
1

Лол, это низко, особенно читать "А мы нигде и не говорим что не использовали лицензионную картинку"

Ответить
8

Извини Паша, но чота как та смахивает на дилетантскую оценку. Проработанное цунами с разрушениями делается современными средствами CG довольно дешево. А вот работа аниматоров, художников, все то что создает "саспенс" ролика - это действительно ценно.

Ответить
0

Ваше утверждение не совсем верно. Любая работа с симуляциями и vfx ценится выше труда даже очень хороших аниматоров и художников. Банально, сам пейплайн производства столь обширных сцен, если мы говорим о цунами, содержит больше этапов, и эти этапы могут быть очень продолжительными.

Ответить
8

пропавшие кадры из первого ролика:

Ответить
5

Изучил с большим интересом. Павел, подскажи, сколько стоит одна серия мультика "Смешарики" или, например "Лунтик" :).

Ответить
1

Согласно интервью Ильи Попова Газетеру в 15 году(https://www.gazeta.ru/culture/news/2015/02/26/n_6961277.shtml), стоимость одной серии стоила примерно около 2,5 млн рублей. Сейчас этот ценник наверное процентов на 30 больше.
Мы взялись бы за что-то подобное примерно за 650 - 800 т.р.

Ответить
4

Эммм, парни, вы, конечно, извините, в студию, директор которой оценивает ролики для компаний калибра IBM, Facebook etc в 2,5-15К я и сам не пойду и другим не посоветую, без обид).

Ответить
1

а почему нет? эти ролики примерно столько и стоят. Еслиб большие корпорации не считали деньги, тогда б они не работали с индусами.

Ответить
0

Компании не работают напрямую со студиями анимации. Они работаю с креативным агентством, а те уже с индусами, или еще с одной студией, которая тоже в свою очередь перезаказывает часть работ. Так получается что для клиента это стоит лям условно, а делают индусы за 5000 тысяч. В статье же говорится про во возможную реальную внутреннюю стоимость ролика.

Ответить
0

Да там написать сюжет и согласовать его стоит по рабочему времени сотрудников в разы, если не на порядки дороже. И степень проработки несколько не та, что у уважаемого автора. Что даёт больше итераций.

Ответить
3

Чет вроде и цифры есть, но непонятно, откуда они. Где цена за час работы аниматора или что-то типа этого? Где конкретика?
"Проработанное цунами с разрушениями и молниями съест бюджета намного больше, чем простая отрисовка гор на фоне" - это вообще что? Вы мне количество времени скажите.
Такое ощущение, что эти конторы цифры примерно с потолка берут. Один может сказать: "Вот я тут поработал над молниями, попутно попил чай, поразмышлял, туда-сюда... с вас 1000 у.е."
А другой, более добросовестный, который сделал то же самое, может взять 500 у.е.
Хороший пример - студия Лебедева. Нарисуют какую-то херню - с вас 2млн.р., получите, распишитесь.

Ответить
2

Знакомый работающий в сфере создания медийных промоматериалов как-тотрассказывал как они составляли смету.

- Посидели, посчитали, получается на всё про все 1,5 миллиона рублей. Мы подумали что это мало, и дописали нолик. Заказчик смету одобрил, мы отдали 1,5 ляма съемочной группе и массовке, а остальное поделили пополам.

Полагаю, тут примерно тоже самое.

Ответить
0

Полностью согласен

Ответить
2

Сценарий 1 ролика днищенский. Что там у неё улетело? Договор об ипотеке? Нарисовано красиво.

Ответить
3

Когда Павел дорастет наконец до приличного бизнеса, он поймет, что подобными дилетантскими статьями заранее гробит свою работу.
Разница в десятки раз на рынке существует, и это не секрет. И каждый выбирает качество и сервис по своему карману и потребностям. И как правило дешевле - значит хуже. Для 80 процентов случаев это верно.
Вы хотите рискнуть на 20%? Я - нет.
Средний приличный ролик на нашем тв нынче стоит 40 миллионов. Если нужен минифильм, то прибавьте еще 20. Одновременно можно все то же самое снять дешевле раза в два. Или дороже в два. Конечно же нельзя оценивать другие ролики по собственному опыту производства. Именно отсюда рождаются клиенты, желающие снять кино за три миллиона, а потом сливающие вину за неудачу на подрядчика.

Ответить
1

Средний приличный ролик на нашем тв нынче стоит 40 миллионов.

Нет таких цен. Я так понимаю, речь не про белорусские рубли? Откуда вы эту сумму вообще взяли) 4-6-8 млн, в зависимости от сценария. Самый дорогой бюджет, который видела, - 18 млн (с celebrity и выездной съемкой).

Ответить
0

я не видел машин дороже "волги", следовательно мерседесов и прочих феррари не существует.
шикарная логика.

Ответить
0

Ну покажите мне ролик за "приличный ролик на ТВ за 40 миллионов")) Вам Рабинович напел, что такое бывает?

Ответить
0

За эти деньги можно снять только средний фарма-ролик

Ответить
0

за 40 млн?)))))

Ответить
2

Нормальный такой разброс между Эплом и всеми остальными =)

Ответить
3

Это потому что «А почему бы и нет» )))

Ответить
2

В статье перепутаны оценки того, сколько это могло стоить на западе (Apple), с тем, за сколько бы сделала подобное команда Павла (все остальное). Если на западе стоимость дня работы специалиста это $500-2000, то разница - порядок.

Ответить
2

понятно что ничего не понятно

Ответить
1

Павел, меня в этой жизни волнует только один вопрос: как сделаны анимации Prada, сколько стоят? Анимации у них очень много, может есть какая-то информация, как у них устроено? Спасибо, статья познавательная.
https://www.instagram.com/p/Brcp5q2ldrm/
https://www.instagram.com/p/Bp4wAqNlsMd/

Ответить
1

в Prado вот в этих вот двух роликах заюзана Cinema4d, то бишь 3d графика 100%...стоимость от 2к до 6-7к в зависимости от хронометража и сложности)

Ответить
1

1) Текст писали два человека?

2) "Как видите, разброс бюджета в создании анимации огромный"

Из статьи я вижу разброс от 5 до 25. И одна сумма с шестью нулями, которую можно отнести к исключению. Так что никакого "огромного разброса я не наблюдаю".

3) По каким критериям проводилась оценка бюджетов роликов?

Ответить
1

Что-то не складывается... Создается впечатление, что озвученные цены - это если бы эти компании заказывали ролики у хороших нонейм-команд. Никак не учтена цена имени топовых студий и уникальных специалистов, умножающая подобные бюджеты в разы.

Ответить
0

Подскажите пожалуйста, сколько стоит, по вашей оценке, 1 минута ролика канала

Ответить
2

Ну давайте на примере этого ролика (https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=B0qtuPenO1s) очень примерно посчитаем.
Подобные работы оцениваются следующим образом. Сначала идет предпродакшн, пишем сценарий, прорабатываем концепты персонажей 50- 100 тыс рублей. Далее Рассчитываем стоимость уникальной графики. Скажем, у нас за минуту в кадре. будет присутствовать 7мь уникальных персонажей. и 5 локаций в которых будет происходить действие. Соответственно, эту графику нужно отрисовать и настроить под анимацию. Выше указанный объем определим в среднюю стоимость. 350 тыс. за персонажей и 200 за локации. Дальше оцениваем сложность анимации, здесь она простая, но персонажей много. Думаю, будет стоить в районе 120 тыс. за минуту.
Собственно лишних эффектов нет, потому к стоимости добавляется рендер, композ, монтаж и саунд дизайн с записью голосов и песен. все это будет стоить еще около 250 тысяч.
На выходе получаем, примерно 800-900 тысяч рублей за минутный ролик. Но это с учетом что до этого у нас не было ни сценария ни моделей. Собственно дальнейшая анимация с теми же персонажами и локациями будет стоить значительно дешевле. скажем последующая анимация с этими персонажами, будет стоить уже 250 - 300 тыс. за минуты. Надеюсь понятно объяснил :)

Ответить
2

Спасибо за ответ! Учитывая огромное количество подобных мультиков на YouTube, математика явно выглядит иначе. Но если есть, кто платит за подобный ролик 800 тыс+ деревянных, значит у вас отличная ниша 👍

Ответить
0

Математика в целом верная, +\-

Ответить
0

не совсем верно про отличную нишу, допустим - это проект, в начале получим 800к, затем у вас на выходе будут 2-3 аниматора, которым надо будет платить каждый месяц минимум по 100-150к, и не факт, что они смогут вытянуть 1 минуту анимации в месяц, а у вас серия 1 минута стоит 250-300к, и далее хвостом идут налоги, за ком.услуги и тд, а спецы заняты этими сериями и левачить не получится ибо дедлайн по договору)))

Ответить
1

В буржунетах ентих вот что пишуть... Правда,там за основу берут чучу тиви.

It depends on the quality of animation you are expecting. Since you mentioned “Chu Chu Tv” I assume your quality expectation is moderately high. Hence you may have to outsource the project to an experienced team.

Basically when I was working for a similar profile each one of us in our team will be doing a single story/rhyme/title. We will be offered with the prerecorded audio track,voice over. Usually a story/rhyme of about 5–7 minutes will require 10–12 working days or two work weeks to complete.

An approximate calculation for this 5–7 gig would be $500 (in Indian Rupees around Rs.30K) - all from script to screen.

But you can find easily competitive quotes online and offline. There are also few skilled beginners who can do the same work for less price. I think this will help.

А вообще, каэшн, непонятно, зачем тратить на анимацию миллион долларов за пару минут. За эти деньги Джонни Деп и Ди Каприо и спляшут и споют.

Ответить
0

Естественно, в стоимость входит работа целой команды, но мы конкретно саму анимацию и работу над ней разбирали.

Ответить
0

1) Один, но над материалом работали трое.
2) Это субъективно. Для кого и тысяча долларов огромная разница.
3) Четких критериев нет. Брали ролик, мысленно разбирали его на составляющие и каждому ответственному специалисту отдавали на растерзание его часть. Полученную информацию собирали в смету. Много обсуждали.

Ответить
0

Что скажете про Love, Death & Robots?

Ответить
0

Там большой разброс цен. Очень разные серии. По прикидкам, от 20k за минуту

Ответить
–1

там по ходу 90% серий было разбросано на фрилансе, поэтому хз как они все считали))

Ответить
0

Вот спасибо, давно хотел узнать порядок цен.

Ответить
0

Парни, а специалисты которые работают над роликами, они вообще в курсе что у них такие зарплаты?

Ответить
0

Дорого, однако.

Ответить
0

Т.е. вы предположили в статье, сколько могли бы стоить эти ролики, делай их вы?

Оценка наверняка некорректна, т.к. в вашем портфолио нет работ подобного уровня. Насчет понимания, сколько такое может стоить тоже большой вопрос.

У именитой западной студии и ценник будет в разы выше, это понятно. А справится ли ноунейм студия с работой такого уровня - большой вопрос.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }