Мониторинг социальных медиа: как аналитика может помочь в улучшении туристического продукта
Плес — один из самых популярных среди туристов малых городов России. Количество туристических поездок в город растет, а туристы охотно делятся впечатлениями о своем отдыхе. Отдел исследований Digital Guru проанализировал обсуждения и отзывы о поездках в Плес в социальных медиа. Одной из целей проекта было показать, что аналитика социальных медиа может применяться для развития туристических направлений и курортов.
В рамках проекта были проанализированы обсуждения в социальных медиа с марта 2022 по февраль 2023 года. Объем упоминаний составил чуть больше 2 тысяч обсуждений (не считая объявлений, рекламного и другого контента, не связанного с непосредственно мнениями и планами туристов) .
Пик обсуждений поездок пришелся на весенне-летний период — максимальное количество откликов от туристов было в августе. При этом количество упоминаний в социальных медиа в период с июля по октябрь было практически одинаковым, а вот начиная с ноября заметно снизилось.
На основе анализа данных социальных медиа можно определить портрет туристов, посещающих этот город.
Интересно сравнить данные о распределении и возрасте с другими туристическими направлениями, ниже представлены данные по соц. дему аудитории популярных горнолыжных курортов Красная Поляна и Архыз.
Хорошо видно, что по сравнению с ними большинство авторов, рассказывающих о своем отдыхе в Плёсе, значительно старше.
Чаще всего поездки в Плес обсуждали жители крупных городов — больше всего туристов было из Москвы, Иваново, Ярославля и Нижнего Новгород.
Если рассмотреть данные о турпотоке отдельно в летний и зимний период, то распределение туристов меняется:
Зимой поездки в Плёс в основном обсуждают жители крупных городов — Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Иваново. Летом география туристов расширяется — добавляются туристы из небольших городов, расположенных относительно недалеко (Шуя, Ростов, Тутаев) , а также становится больше авторов из относительно крупных городов поблизости (Кострома, Иваново) . Растет и трафик из городов, также расположенных на Волге (Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород) — часть туристов использует для этого речной транспорт.
На основе анализа контента, публикуемого туристами в социальных медиа, мы узнали, что подавляющее большинство туристов посещает Плёс на один-два дня, причем доля однодневных посещений города составляет 42%:
Судя по анализу комментариев туристов, одной из основных причин того, что большинство поездок туристы совершают одним днем и не остаются в городе на ночь, являются высокие цены на гостиницы в Плёсе. При этом часть туристов предпочитает ночевать в гостиницах в соседних городах, поскольку цены там заметно ниже. Данные показывают, что в городе есть явный дефицит недорогих гостиниц и хостелов — из-за этого город недополучает часть турпотока.
Увеличение средней длительности поездки в город означает дополнительные ночи в гостиницах, дополнительные посещения кафе и ресторанов, больше покупок в местных магазинах, а значит, привлечение дополнительных денег в город.
С помощью анализа контента в сети можно также находить конкретные места в городе, которые вызвали интерес у туристов. И хотя большинство отзывов о посещении Плёса были комплиментарными, тем не менее, проблемные места в городе остались.
В частности, это здание пожарной части на Юрьевской улице, а также городской пляж. Оба эти объекта нуждаются в реновации. Это в большей степени относится к городскому пляжу, поскольку обновление этого объекта может привлечь в город дополнительную аудиторию.
Еще одним источником данных для улучшения туристического продукта являются данные о том, в каких местах города туристы чаще всего делают фотографии и публикуют их у себя в соцсетях. На основе гео-аналитики мы составили карту города, на которой отметили все популярные места у туристов (в них они делали фотографии и делились ими в социальных сетях) :
На карте хорошо видны наиболее интересные места для туристов: Гора Левита, Соборная гора, музей Левитана, много туристов бывает на Торговой площади и на набережной. При этом расположенные в отдалении от центра города курорт «Миловка» и экопарк «Иволга» сами по себе являются самодостаточными местами притяжения туристов.