{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем ИТ-компаниям нужен GR? Отвечает GR-директор «Группы T1»

Рассказываю, чем он занимается и как оценить его эффективность.

Сегодня крупнейший заказчик на рынке ИТ — государство. И задача по взаимодействию с властью (то, что принято называть «government relations», «GR») как никогда актуальна — нужно быстро реагировать на меняющиеся условия. Для этого и нужен GR-менеджер — человек, который умеет дружить со всеми.

Дина Ашрапова
Директор по взаимодействию с органами государственной власти холдинга Т1

Я — один из таких специалистов. В этом материале я расскажу, в чём конкретно заключается роль GR в ИТ-компании. И, самое главное, как отличить хорошего специалиста от плохого.

Зачем же ИТ-компаниям GR?

Владеющий информацией сохраняет и власть над бизнесом. Благодаря GR ИТ-компании могут знать и оценивать, какие законы и нормативные акты будут приняты и как это повлияет на их деятельность. Это позволяет им быстрее адаптироваться к изменениям в законодательстве. Например, если компания знает, что в ближайшее время будет введён новый налог, она может заранее подготовиться к введению и скорректировать бизнес-процессы.

При этом GR может, в свою очередь, оказывать влияние на принятие решений, которые важны для бизнеса, и таким образом отстаивать свои интересы. Например, ограничение на использование определённых технологий может сильно повлиять на прибыльность ИТ-компаний. С целью защиты своего бизнеса можно обратиться в соответствующее ведомство и профессиональную ассоциацию.

GR-менеджер vs лоббист

Слово «лоббист» ассоциируется с людьми, которые существуют в коррупционной среде, налаживая взаимоотношения по типу «ты мне — я тебе». Такой человек ходит по кабинетам, завязывает личные отношения с чиновниками, «проталкивает» нужные ему документы через нужных людей. Он большую часть своего времени проводит в госструктурах, общаясь с людьми, от которых зависит принятие тех или иных решений.

Функция GR-менеджера принципиально иная. Его основная задача — не только помочь руководителям компании вовремя сориентироваться и определить правильный курс, но и отладить нужные для этого процессы внутри своей организации.

Это специалист широкого профиля, обладающий обширными знаниями. Он хорошо ориентируется как в технологиях, так и в нормативной среде, в которой работает компания, обладает блестящими навыками коммуникации и аналитическими способностями.

Его ответственность — снабжать точной и, главное, своевременной информацией о грядущих во внешней среде изменениях, которые могут повлиять на бизнес компании. При этом он должен предложить возможные решения потенциальных проблем.

Специалист по GR анализирует шансы, которые государство предоставляет бизнесу — например, льготы или гранты— соотносит их с направлением работы компании и выстраивает коммуникацию с органами государственного управления. Ему нужно быть искусным переговорщиком и быстро подстраиваться под ситуацию.

Обязанности GR-менеджера

В России GR в его современном виде возник сравнительно недавно, хотя оформлялся как направление последние 20 лет. Но и за это небольшое время успел значительно эволюционировать.

Ещё несколько лет назад GR-функционал брал на себя преимущественно руководитель бизнеса: в его обязанности входили встречи с представителями власти и взаимодействие с ведомствами. Сегодня в компаниях разных отраслей и формата создаются GR-департаменты, бизнес с готовностью привлекает внештатных консультантов по вопросам GR.

Существуют три «кита» взаимодействия специалиста с органами госвласти:

  • Работа с нормативно-правовыми документами.
  • Работа с профильными ассоциациями.
  • Организация устойчивых личных связей с представителями государственных институтов.

GR отслеживает все влияющие на бизнес законодательные вопросыкак на национальном уровне, так и на уровне регионов. Цель этого постоянного «сканирования» — никаких сюрпризов в приоритетных областях политики и экономики. GR-специалист всегда должен иметь под рукой решение потенциальной проблемы. При этом, поскольку работать приходится в режиме многозадачности, ему необходима высокая самоорганизованность.

Кроме задачи быть «в курсе всего», GR-специалист реагирует на конкретные правительственные запросы к бизнесу. Но ему нужны ресурсы и полномочия для такого реагирования. GR имеет право выступать от имени компании. Отделы маркетинга и PR оказывают GR поддержку в создании контента.

Специалисты по GR должны быть активны в профильных ассоциациях. Отличная возможность —участие в рабочей группе ассоциации в соответствии с профилем компании, а ещё лучше — руководство такой группой. Здесь он получает поддержку от экспертов своей компании для лучшей подготовки политических позиций.

И ещё одна, не столь заметная, но важная функция — «пожаротушение». GR участвует в разрешении кризисных ситуаций, где нужно быстро реагировать на возникающие вызовы репутации бренда или соответствия требованиям.

Каким ИТ-компаниям не обойтись без GR?

GR-подразделение необходимо всем компаниям, которым стратегически важно выстроить гармоничные и внятные отношения с органами государственной власти. Каждому, кто работает с государством как с заказчиком или рассчитывает на доступ к участию в государственных программах, получение льгот и субсидий.

Опытная команда по связям с органами власти обеспечивает доступ к государственным структурам, договаривается о финансировании или изменении политики, а также работает с представителями госструктур над уточнением долгосрочных целей взаимодействия.

Оценка эффективности GR

Сразу скажем: определить, насколько GR способствовал развитию компании как с точки зрения имиджевых достижений, так и собственно экономических показателей и капитализации – довольно трудная задача.

Для эффективности важно чётко определить цели и критерии оценки работы GR-направления. Если мы не зададим конкретные критерии, то картина будет неполной и недостоверной. Но возникает вопрос: а как оценить эффективность того, что не поддается численному измерению?

В этом смысле оценка деятельности GR-департамента и GR-менеджеров представляет собой сложную задачу для компании. В первую очередь потому, что не существует чётких количественных инструментов её измерения. А также ещё и потому, что эта деятельность ведётся параллельно с работой других подразделений: маркетинга, продаж, технологического департамента, которые тоже влияют на успешность деятельности фирмы.

Но мы можем прибегнуть к качественным методам оценки: наблюдению, анализу отзывов и обратной связи.

В какой-то степени эффективность GR можно определить, оценивая три фактора:

  • Результативность. Насколько достигнутый результат соответствует поставленной цели.
  • Экономичность. То есть насколько усилия соотносятся с затратами ресурсов.
  • Целесообразность. Проявится ли положительный эффект от затраченных усилий в будущем? Как он может повлиять на деятельность компании?

Оценка эффективности — это также отличный способ мотивировать сотрудников. Как правило, если люди видят, что их усилия оцениваются, это вдохновляет их на дальнейшие достижения.

Сложности в работе GR-специалиста

Главная сложность — большое количество переменных и их динамика: меняются руководители ведомств, появляется и исчезает бюджет, изменяется ситуация в стране и нормативные правила. Всё это надо учитывать. Невозможно на 100% предугадать, что будет завтра. Всё время надо держать руку на пульсе, а телефон возле уха.

Очень важно иметь доверие владельцев и руководства компании. Ведь проекты, которыми занимается специалист по GR, могут иметь затяжной характер и соответственно требуют длительных расходов. Но если человек владеет обширной информацией, держит в голове стратегию развития GR, соблюдает договорённости, а главное, генерирует идеи, которые могут принести прибыль, то всё это как раз и формирует доверие.

Инструменты GR

Искусство GR-менеджера в том, чтобы выстроить долгосрочную, комфортную и предсказуемую систему отношении с профильными для компании заинтересованными сторонами или группами влияния (стейкхолдерами).

Первый инструмент — это, конечно, связи. Необходимо иметь широкие качественные связи с ключевыми участниками законодательной и исполнительной власти. Это поможет вовремя получить информацию, добиться внимания к инициативам, а возможно, и оказать аргументированное влияние на процессы принятия решений.

Второй инструмент — это знание законодательства. Кажется, это очевидно, но далеко не все в этом разбираются. GR должен быть гуру в своей области, причём не только знать законы, но и хорошо разбираться в том, как принимаются решения. Каждый шаг, каждая инстанция и бюрократическая процедура должна быть под контролем.

Третий инструмент — это навыки коммуникации. Они понадобятся для того, чтобы прояснить ситуацию, объяснить свою точку зрения и защитить интересы компании. Необходимо уметь слушать и уважать точку зрения другой стороны, владеть искусством компромисса и мастерством убеждения.

Важно уметь видеть и соотносить интересы сторон и стремиться выстраивать долгосрочное взаимодействие. Это относится ко всем каналам коммуникации, включая PR, ресурсам отраслевых ассоциаций и, конечно, личному общению.

Четвертый инструмент, который тоже важен — это аналитика. Нужно уметь анализировать информацию, знать, как отслеживать изменения в законодательстве, новости в области бизнеса или же политики. Следить за текущей обстановкой и реагировать на события вовремя. Это позволит избежать проблем и рисков, которые могут возникнуть в работе.

Востребованность специалистов по взаимодействию с органами государственной власти

GR для России — молодое направление, и полностью оценить влияние этого инструмента бизнес сможет только через некоторое время. Однако положительный эффект уже заметен. Например, меры поддержки ИТ-компаниям постоянно совершенствуются, причём не в последнюю очередь благодаря постепенно выстраиваемой коммуникации между бизнесом и государством. Это хорошо видно на примере прошлого года, когда возникла задача импортозамещения в ИТ-сфере.

В России были созданы индустриальные центры компетенций, которые объединили заказчиков и разработчиков. Наша компания тоже вошла в них, чтобы иметь возможность рассказать о своих возможностях, презентовать продукты и найти способ для их продвижения.

Сейчас в некоторых вузах открываются специализированные курсы по GR, возможно, вскоре появятся и соответствующие факультеты. В настоящее время специалистами в области GR становятся выпускники экономических и юридических институтов, специалисты в области связей с общественностью и государственной службы. Кроме того, в GR-сферу также идут журналисты, которые за годы работы получили внушительный опыт взаимодействия с органами государственной власти и имеют налаженные контакты.

В любом случае, если человек задаётся целью строить свою карьеру в этой области, он должен понимать: государственную «кухню» лучше всего узнать изнутри. Поэтому зачастую звучит совет начинать карьеру в государственных органах или компаниях, непосредственно связанных с государством. Приобретённые навыки, знание законодательной базы, понимание, как работают механизмы взаимодействия в этой среде, помогут в работе.

Как отличить хорошего GR-специалиста от плохого?

Понятно, что у хорошего GR-менеджера ожидается наличие персональных связей с представителями органов власти, причём на различных уровнях.

Хороший GR-специалист должен быть экспертом в том, чем он занимается. Очень желательно, чтобы он ориентировался как в отраслевой, так и технологической проблематике.

Хороший GR-специалист обладает знаниями о государственной сфере: понимает устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, владеет этикой и стилистикой общения. Нужно глубоко знать нормотворческую и правоприменительную сферу. Будь то национальные программы, программы по поддержке отдельных отраслей или регионов.

Кроме того, нужно хорошо разбираться в продуктах или решениях своей компании, чтобы уметь представлять их в нужном свете.

Ещё один аспект — уметь поддерживать свою репутацию и репутацию своей компании. Для GR-специалиста очень важно помнить всё, что было сказано и им, и другими людьми, чтобы не позволять словам "улетать на ветер". Если где-то что-то заявили, то обязательно должны это исполнить, либо тогда не стоит заявлять. Это тоже ответственность GR-специалиста, но при условии, что ему даны полномочия регулировать внешние коммуникации.

Но ключевым качеством GR-специалиста, мне кажется, является умение вести коммуникации, выстраивать диалог и, что немаловажно, умение слушать. Общаться приходится с абсолютно разными людьми. Какого бы уровня человек ни был, он в любом случае человек, профессионал, эксперт, добившийся той или иной позиции в своей области, и нужно уметь находить к нему подход.

Основные сложности в работе специалиста по взаимодействию с органами государственной власти

В наших условиях таких сложностей очень много, поэтому упомяну только основные. Главная проблема — это научиться жить и эффективно действовать в условиях бюрократизированных систем и многочисленных противоречий в регламентации на разных уровнях. У всех государственных ведомств свои порядки, свои правила и собственные регулирующие документы. И GR-менеджер должен их все знать и учитывать в своей работе.

Тем более что российские чиновники привыкли считать свои правила и требования «по умолчанию» более важными. Невообразимое терпение порой нужно иметь, чтобы достичь результата. Представьте: вы пришли на встречу, готовы решить все вопросы, но ваш собеседник смотрит на вас, как на инопланетянина, и задает вопросы, которые вы вроде бы уже давно обсудили. В такой ситуации выручает юмор, иначе нервная работа может стать слишком нервной.

Главная сложность, конечно, это работа с законодательством. Просто потому, что оно постоянно меняется, а знать все последние изменения, чтобы успешно заключать контракты или получать разрешения, крайне необходимо.

В бизнесе тоже существуют свои внутренние регламенты. Они, безусловно, нужны, и вместе с тем из-за них тоже часто возникают задержки.

Всё это зачастую замедляет работу GR так, что очень сложно бывает достичь видимого результата. Но настоящий GR-гуру не отчаивается, он терпеливо и настойчиво продолжает связывать воедино все ниточки, ведущие к цели.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Успенский Аркадий

раз на то пошло , у меня тоже есть свое мнение по поводу данного вопроса: ИТ-компании нуждаются в GR (государственных связях) для обеспечения благоприятного регулирования и законодательства, которые могут повлиять на их бизнес. GR-специалисты работают с правительственными органами, законодателями и регуляторами, чтобы убедить их в необходимости поддержки определенных политик и законопроектов, которые могут быть выгодны для ИТ-компаний. Кроме того, GR-специалисты могут помочь ИТ-компаниям установить контакты с правительственными органами и другими заинтересованными сторонами, что может привести к новым возможностям для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

А ещё разобраться где лучше кормиться...

Ответить
Развернуть ветку
Бубновый Валет

Ключевым качеством GR-специалиста являются родственные связи с высшими и прочими чиновниками. Чем выше пост занимает родственник - тем специалист выше классом.

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

А почему лоббизм - это плохо? мне кажется, негативной коннотации у слова нет. Даже и в России. Понятно, что у нас лоббизм не урегулирован (хочется верить, что пока не урегулирован), но лоббизм - это уж точно не коррупция)

Ответить
Развернуть ветку
Ayaz Islamov

Тут скорее последствия политтенденций СССР, где лоббизм был главным орудием капиталистов против работяг

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек
Директор по взаимодействию с органами государственной власти

с какими вы там органами взаимодействуете?

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек
Но ключевым качеством GR-специалиста, мне кажется, является умение вести коммуникации, выстраивать диалог и, что немаловажно, умение слушать.

главное качество GR — добиваться результата, а каким боком, ухом или очком вы будете слушать блеяния апэшки всем насрать. GR = это создание целей, сулящих выгоду. Детский сад какой-то из резюме развели ))

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

Например, если компания знает, что в ближайшее время будет введён новый налог, она может заранее ... занять очередь в пятницу вечером, что бы в субботу пораньше освободиться.

https://veron-rus.livejournal.com/671896.html

Ответить
Развернуть ветку
Воробьев Илья

ИТ-компании нуждаются в GR (государственных связях) для следующих целей:

1. Регулятивное соблюдение: ИТ-компании должны соблюдать множество правил и регуляций, установленных правительством. GR-специалисты могут помочь компаниям понять эти правила и обеспечить их соблюдение.

2. Политическая поддержка: ИТ-компании могут нуждаться в поддержке правительства, чтобы продвигать свои интересы и защищать свои права. GR-специалисты могут помочь установить контакты с правительственными органами и лоббировать интересы компании.

3. Разработка законодательства: ИТ-компании могут иметь интерес в разработке новых законов и политик, которые будут поддерживать их бизнес. GR-специалисты могут помочь компаниям влиять на процесс разработки законодательства.

4. Репутационный риск: ИТ-компании могут столкнуться с репутационным риском, если их деятельность вызывает общественное недовольство или критику. GR-специалисты могут помочь компаниям управлять своей репутацией и связями с общественностью.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Любые GR сейчас это компромисс между баблом и предательством по отношению к населению

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда