Маркетинг Emilia Gulieva
6 894

Бывший стратег BBDO Group ушла из рекламы и открыла кулинарную онлайн-школу

Алёна Гречина — о причинах смены профессии, первых ошибках в бизнесе и сложностях с финансами.

В закладки
Аудио

Как всё начиналось

На третьем курсе университета я посмотрела фильм «99 франков», заинтересовалась рекламной сферой и начала искать работу в ней. Для этого написала в небольшое российское агентство — меня взяли.

Сначала работала в отделе медиапланирования, помогала с радиобаингом, ассистировала при производстве программ для радио. Затем я узнала, что в агентстве открывается отдел по стратегическому планированию, и попросилась туда.

Это был 2007 год, и информации о стратегическом планировании было крайне мало — приходилось собирать всё по крупицам и разбираться. Школ или курсов для стратегов тогда тоже ещё не было, но существовал проект Wordshop BBDO с фокусом на креативщиков.

Я изучала программы, на обучение так и не собралась, но загорелась идеей поработать в BBDO Group. Резюме туда отправляла исправно, но они были без ответа.

Пока работала, закончила бакалавриат и поступила в магистратуру. В рамках магистерской программы у меня появилась возможность на семестр отправиться учиться по обмену. Я выбирала программу с уклоном в стратегический маркетинг и нашла это в норвежской бизнес-школе.

Тогда я уволилась из агентства и уехала на полгода учиться. Там меня научили работать с большим количеством исследований, портфельными стратегиями брендов и разбирать кейсы. По возвращении я недолго поработала маркетологом в медиахолдинге «Живи», но очень хотелось обратно в агентство — всё-таки это особый дух.

Скоро бывшая коллега порекомендовала меня в консалтинговое агентство Brandscience, входящее в состав BBDO Group. Меня взяли — счастью не было предела.

Работа в рекламе

В Brandscience я занималась медиастратегией — работала с ключевыми рекламодателями рынка, крупнейшими FMCG, ритейлом, фарм-брендами и другими категориями.

Я не знаю, это отличие моего агентства или сетевого подхода в принципе, но у нас было много интересных проектов. Мы проводили собственные исследования по влиянию кризиса на различные товарные группы, изучали специфику поведения потребителей в регионах, агрегировали данные по всем исследованиям за последние 50 лет в мире по специфике подходов в ТВ-планировании.

В этом смысле работа в сетевом агентстве даёт большой простор не только по работе с крупнейшими брендами, но и по работе с международными базами исследований, а также возможность проводить собственные исследования, что здорово помогает развиваться.

За шесть лет в агентстве я выросла до руководителя группы по стратегическому планированию. А потом меня пригласили в компанию Zenith на должность директора по стратегии брендов Nestle. Это была ещё одна мечта.

Всё-таки до недавнего времени именно FMCG-бренды задавали тон в рекламных тенденциях рынка. У них были самые качественные исследования (проведённые на собственных данных), которые позволяли делать лучшие портфельные и бренд-стратегии.

Это было трудное решение. BBDO Group и наша команда были мне дороги, но пришло время изменений.

Переход в Zenith совпал с активным ростом моих собственных проектов — пришлось выбирать между двух мечт. Я бы долго сомневалась, но мне повезло, что бывшие коллеги из Brandscience как раз открывали новое направление digital-стратегов и предложили вернуться на удалённый график с неполной загрузкой. Это было идеально с точки зрения дальнейшего развития.

Так я проработала в найме ещё чуть больше года. В октябре 2018 окончательно ушла из агентства и стала заниматься только своим проектом.

Почему решила менять сферу

Мне было интересно попробовать применить свои знания не только в стратегиях, но и на практике в работе с брендами. Я искала идею для проекта, мы регулярно пили кофе с бывшей коллегой Региной Колтун и обсуждали проекты с TechCrunch, думая, как и что можно локализовать для нашего рынка.

Параллельно с этим я увлеклась правильным питанием, но мои чечевичные котлеты, приготовленные на воде, разваливались, куриная грудка выходила сухой, и я часто выкидывала еду. Посетив несколько кулинарных мастер-классов, я поняла, что это весело, но ответа, почему у меня не получается, я там не найду.

Поэтому я отучилась в кулинарном техникуме на повара. Там было больше прикладных знаний, но методы обучения удручали. На теоретических уроках читали текст из Word, открытом на проекторе, зато практика была то, что надо.

Я поделилась своим опытом с Региной, и она предложила сделать свою школу. И я загорелась. Мы около пяти месяцев прорабатывали идею, искали контакты с поварами, пока не нашли среди знакомых Владимира Инжуватова, который к тому моменту около десяти лет работал на кухне ресторана «Пушкинъ».

Мы встретились с Владимиром и решили попробовать. Так началась моя история с «ЩиБорщи».

О новой профессии

«ЩиБорщи» как офлайн-проект существовал два года. Мы выросли с одного урока до 20 в месяц, затем закрылись.

Основная причина была в том, что все игроки зарабатывают на мероприятиях: корпоративных вечеринках, днях рождениях. Уроки были низкомаржинальны. Чтобы заниматься офлайн-курсами, нужно было вложить около 2–3 млн рублей в обустройство помещения и заниматься активно мероприятиями, а становиться ивент-менеджером в узкой нише кулинарных мастер-классов не хотелось.

Мы могли бы избежать этой ошибки, если бы заранее детальнее изучили рынок и посчитали бизнес-план, но тогда бы было не так весело.

Параллельно с офлайном я тестировала онлайн-обучение. Осенью 2017 года после закрытия офлайн-направления я запустила базовый видеокурс по кулинарии и стала разбираться с онлайн-продажами.

С этим проектом я прошла в заочный акселератор ФРИИ, где получила знания по построению бизнеса в онлайне.

Самое главное, на мой взгляд, чему учат во ФРИИ, — это разбивать большие процессы на маленькие шаги и быстро тестировать гипотезы. Мы не супербыстрые, но уже несколько раз за полтора года поменяли модель продаж.

Переход от агентства к своему проекту у меня был максимально медленный. Основная причина — финансы. Сложно перейти от агентских зарплат к стартаперским доходам. Первое время я думала, что в случае чего могу взяться за фриланс, но удивительно, как быстро растёт количество дел в проекте, когда появляется время.

Перед принятием решения мне помог совет подруги — сесть и посчитать реальные обязательные затраты на жизнь за вычетом кафе и всего, от чего можно отказаться. Оказалось, что расходы на жизнь гораздо меньше, чем я думала. С другой стороны, падение доходов здорово мотивирует скорее искать точки роста.

Остро встала проблема социализации. Работаю в основном из дома, команда у нас удалённая, мы общаемся в Telegram и созваниваемся для планёрок в Skype. Это кажется эффективным, мы не тратим время на дорогу, но через пару месяцев я поняла, что так долго не протяну.

Жизнь превратилась в одну сплошную работу. Поэтому пришлось в срочном порядке искать бизнес-тусовки, придумывать свои деловые ужины, чтобы выбираться «из норки». Я вижу прямую зависимость между количеством этих встреч и ростом доходов, особенно когда удаётся встретиться с конкурентами или коллегами из соседних ниш.

Сейчас школа «ЩиБорщи» представляет собой большое количество бесплатных материалов и пять платных курсов. За последний год мы провели 25 образовательных вебинаров, выпустили 15 подкастов, статьи и провели благотворительные марафоны.

Мне удалось собрать небольшую команду единомышленников, с кем развиваем и контент, и продажи. Сейчас мы в очередной точке переосмысления модели продаж. До этого много времени занимались email-маркетингом, сейчас нам кажется, что мы там неплохо преуспели, и работаем над запуском продаж в мессенджерах и социальных сетях.

В онлайн-школе обучилось более 500 учеников, средний NPS — 9,8 из 10. Мы пока списываем это на эффект низкой базы, но всё равно гордимся такой высокой оценкой. Мы видим большой потенциал продаж в нашей нише и работаем над запуском новых платных продуктов, которые помогут нам быстрее расти.

#сменилисферу

{ "author_name": "Emilia Gulieva", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u043b\u0438\u0441\u0444\u0435\u0440\u0443"], "comments": 40, "likes": 24, "favorites": 56, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 66745, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 08 May 2019 13:29:25 +0300" }
28 мая | Telegraph
Callday.Сквозная аналитика
Конференция про сквозную аналитику, на которой нужно быть
Зарегистрироваться
{ "id": 66745, "author_id": 88102, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/66745\/get","add":"\/comments\/66745\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/66745"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
11

Алена, конечно, молодец! Но вот боюсь, через 1-2 года поймет, что на таком бизнесе нельзя нормально зарабатывать в России. Рынок слишком мал.

И Алене придется либо идти работать по найму, либо продвигать школу на западе.

Ответить
6

Надо будет просто вести уроки на английском/испанском и «плов готов»

А вообще наверное обидно делать качественный продукт, зная что потолок неизбежен в рамках русского языка, а делая все ровно тоже самое под США (например) х10 профита

Ответить
2

Да, это печально. В принципе такая ситуация с любым бизнесом, что в России не открывай, в США х10 зарабатывать будет такой же сервис. Просто перспективы минимальны 😖

Ответить
0

На англоязычном рынке и конкуренция выше и готовить не так любят, как у нас.
Так что бабушка надвое сказала.

Ответить
1

Бабушка тут явно ошиблась. Рекомендую ей вместо сериалов посмотреть шоу и выступления Джейми Оливера и Гордона Рамзи например

Ответить
0

Отнюдь. Посмотрите на обороты онлайн-школ на одном только Getcourse https://getcourse.ru/blog/year2018 (где и находится школа Алены, кстати)

Ответить
6

Чёрт. А моя идея жарить сырники в инсте перед камерой не была такой уж безумной...

Ответить
9

Мне было бы интересно глянуть на полуголую модель, которая жарит сырники. Подписался бы на пятиминутные ролики. В других случаях, идея как раз таки безумная и нежизнеспособная для амбиции с миллионами подписчиков

Ответить
4

А после сытного ужина глянуть, как жарят саму модель, вот это было бы шоу)

Ответить
3

Тоже 5 минут? Предлагаю добавить 5 минут на мытье посуды. И назвать канал "Пятнашки".

Ответить
8

Или по шесть минут готовка, 9 минут мытье посуды. Назовем "69"

Ответить
1

А как-же то самое? Совместим с готовкой?

Ответить
2

В спонсоры берем "Pornhub" и "LG". В соответствующем мониторе запустим соответствующий контент с соответствующего сайта, на фоне будет проигрываться.. пока мы жарим сырники.

Ответить
0

А ты хорош)

Ответить
0

Спасибо) Пошли в лс, шалунья моя

Ответить
4

Ох, ёёёё... Прочитала "пошли в лес".

Ответить
1

Ну, мишка не это кричал)

Ответить
0

Это уже порно, я не про порно )

Ответить
0

Всё равно интересный формат вышел бы.

Ответить
1

Идея для добротного стартапа

Ответить
1

Так, делаю скрин поста. А потом бегай, доказывай, чьи тапки...

Ответить
1

Если всерьез, почему не реализуете свою идею?

Ответить
4

По жарке сырников? Мне кажется, не выдержу конкуренции с ...аминами, зулимами и иже с ними. Которые 24 часа в сутки готовят оленьи глаза в кишке из барана под соусом из молодых побегов чеснока на семью из 12 человек. А мне еще на работку ходить нужно)

Ответить
1

А и не надо конкурировать, просто для себя вести аккаунт в инсте в качестве внерабочего хобби. 400 лояльных наблюдателей, включая меня, наберете за пол года, я думаю.

Ответить
2

А это интересно. Там наверху переводчик на испанский нарисовался...Через пол-года можно будет выходить на Европу, через год на США. Сколотить международную команду. Двигать органический творог, манку и изюм...Мелкий опт, крупный опт. Корпорация имени меня!..Нормально я на VC зашла про новый лого Альфы почитать)

Ответить
2

Здесь цель инвестиции привлечь? )

Ответить
1

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодец. У тебя все получится.

Ответить
0

Вроде Алёны тут нет. Писала Эмилия.

Ответить
0

Для собственного удовольствия, я так понимаю? Хозяйка щейборщей не в курсе, полагаете?

Ответить
3

почему? с удовольствием читаю ваш флуд)

Ответить
0

Трудно сказать, можно попробовать задать этот вопрос автору, Эмилии.

Давайте позовём её!
С̶н̶е̶-̶г̶у̶-̶р̶о̶-̶ч̶к̶а̶! С̶н̶е̶-̶г̶у̶-̶р̶о̶-̶ч̶к̶а̶!

Ой, попутал.

Э-ми-ли-я! Э-ми-ли-я!

Ответить
0

Герой статьи — Алёна Гречина, она ответила другому пользователю в комментарии выше. Можно смело задавать ей вопросы. А если ответа здесь нет, напишите Алёне в личные сообщения.

Ответить
1

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодчина. Творческих успехов!

Ответить
1

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодчина. Творческих успехов!

Ответить
0

Статья закончилась на самом интересном месте(

Ответить
0

все самое интересное можно обсудить в лс)

Ответить
0

Как говорится: Какая фамилия, такая и сфера! Молодец! Не останавливайся!

Ответить
0

Алена, добрый день.
Мне кажется название проекта не очень удачное. Щи и борщ - это "уходящая натура" современных домашних обедов-ужинов.
Как-то название не вызывает желание узнать чему Вы учите готовить.
Или этот проект рассчитан на иностранную аудиторию?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }