Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Привет. На связи Тимур с рекламного агентства трафика "BendeR". Я с небольшой командой живу в digital рекламе +7 лет (1 марта было как раз др агентства).

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Наверняка любому эксперту, например, директологу или веб-дизайнеру приходит мысль запустить свой онлайн-курс обучения. Т.к. на инфобизе можно больше и быстрее заработать. Хочу поделиться опытом подготовки своего курса и всеми сложностями.

Я вообще никогда обучением толком не занимался. Разве, что очень давно обучал людей инвайтингу Вк (еще в далеком 2016). Олдскульные SMMщики поймут о чем речь.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

В основном я вел различные digital проекты с командой: настроить директ, вывести сайт в топ, настроить таргет, создать ботов в мессенджерах, создать логотип / сайт и т.д. В последние несколько лет я осваивал продвижение в Телеграм и ТикТок. Как только прошел курс по ТикТоку, то его сразу заблокировали в РФ((

Мы пилили различных ботов в тг и просто продвигали телеграм каналы / чаты еще в 2020. Тогда еще Инстасамка была не запрещенной))

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?
Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Далее меня пригласили выступить спикером на проекте Yagla. Где я рассказывал еще год назад про продвижение Телеграм.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Тут я подумал "Валера! Настало твое время!" и захотел запустить свой курс обучения маркетингу в телеге, т.к. отклики аудитории после вебинара были вполне хорошие. Ко мне даже обратился один крупный IT бренд из Казахстана, который захотел продвигать свой телеграм канал.

Теперь самое интересное. Если вы условно хороший директолог, работающий именно с самими настройками Яндекс.Директ, оптимизацией компаний, сбором / минусацией ключевиков и пр. То это еще не значит, то вы сможете запустить свой хороший курс.

Главная моя проблема - нехватка времени. Т.е. я продолжал также вести свои проекты и параллельно готовился к запуску своего курса.

Заниматься подготовкой курса это равнозначно, как создать еще один бизнес. Там совсем другие бизнес процессы, нежели вы просто оказываете какие-либо маркетинговые услуги. Вполне возможно после прочтения этой статьи - вам вообще расхочется запускать свой курс))

Поиск продюсеров и партнеров.

Изначально я пошел самым простым путем. Я давно наблюдаю за Андреем Захаряном, Максом Белоусовым, Егором Гониным и т.д. Написал кому-то из них и предложил запартнериться, при этом создав совместный курс на их аудиторию. Естественно мне все отказали. У них другие дела и другие вопросы... Далее я писал в ТаргетХантер, в ту же Яглу (где выступал не раз), Конверт Монстер, Скилбокс и др. В основном меня все приморозили и не захотели запустить со мной курс. Сказав, что дадут ответ позже, "если будет потребность"... Могу выразить огромный респект Алексею Ткачуку из Dnative. Он не только ответил и указал причину, но и даже скинул целую статью про свой запуск.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Кстати, с моим курсом получилось практически также как в этой статье от Dnative.

Далее я пошел искать продюсера. Здесь тоже важный момент, что работают они, как правило, по двум вариантам. Либо за фикс цену за запуск, либо за % от продаж. Кстати, если вы запускаете курс впервые, то возможно вас будут все убеждать, что работают только за фиксу и никаких процентов! Но это не так. Смотря насколько перспективный и масштабируемый курс. Некоторые продюсеры без проблем идут на сотрудничество с оплатой за % с продаж. В среднем обычно предлагают либо 30% с продаж и при этом, что продюсер не вкладывается в рекламу / сервисы. Либо 50% на 50% и все расходы делятся пополам.

Вроде схема интересная, но теперь подводные камни

Лучше на берегу обговорить как будут приниматься ключевые решения. Т.е. за кем будет последнее слово. При работе 50% на 50% учитывайте, то вы уже можете не быть главным и продюсер может без вас принимать решения. Если такой вариант подходит, то ок. Но мне важнее контролировать ситуацию, т.к. я позиционирую себя как бренд и мне нужно сохранять общую концепцию агентства. Т.е. курс привязан к бренду "BendeR", а не запущен лично мной. Также будьте готовы, что при равнозначном распределении доходов, будут появляться споры и разногласия. Например, продюсер скажет "надо такую графику и шрифт на промо". А вы ответите "нет, у нас по концепции другой фирменный шрифт или стиль!". Продюсер может сказать, что надо оставить так. Ведь это не так важно по его мнению. В итоге каждый может начать тянуть одеяло на себя. А когда люди эксперты и лидеры по натуре, то получается не партнерство, а больше конкуренция...

Возможно у вас будет иначе. Бывают разные проекты, разные курсы и разные продюсеры. Я делюсь лично своим опытом и своими проблемами, которые испытал на своей шкуре. Далее надо обязательно посчитать экономическую модель. Например, сколько придется заплатить за сервисы, за площадки и т.д. Также надо учитывать, например, что некоторые платежные системы берут комиссию с прибыли и нужно также с продюсером (или партнером) договариваться про распределение дохода. Т.е. общий доход продюсера будет считаться с учетом этих процентов сервиса или нет.

Спустя примерно несколько месяцев я все же нахожу продюсера и мы начинаем подготовку курса. По условиям мы останавливаемся на 30% от дохода и моими вложениями в трафик / сервисы.

Что нужно для создания курса.

1) Техническая сторона

Однозначно хорошая камера

В принципе многие смартфоны снимают довольно неплохо. Просто покупаем селфи-палку монопод. Более-менее неплохие начинаются от 1500 руб. Лучше брать более длинную, чтобы было удобнее и была возможно регулировать высоту.

Хороший микрофон

Конечно можно записывать на встроенный микрофон смартфона или камеры, но, как правило, качество звука там будет среднее.

Хороший микрофон начинается от 2000 руб. Лучше выбирать те, у которых есть шумоподавление (хотя бы базовое). Если картинка будет не очень, то это терпимо, но если звук плох - то курс сразу провалится. Я использовал такой микро (вроде около 3 к вышел).

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Освещение

Первые видео я записывал в плохом коворкинге, где была тьма... Поэтому продаются кольцевые лампы и очень выручают, т.к. осветляют картинку.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Помещение

Записывать дома курс не самая удачная идея, если у вас нет хороших локаций, а также смогут помешать соседи / кот / сожители и т.д.

Если планируете записывать курс в офисе, который арендуете, то важно не отвлекать других от работы.

Я уже больше 4-х лет работаю из дома, хотя раньше снимал офис и мой выход - это коворкинги. Надо выбрать оптимальный по цене, где хорошее освещение и никто не мешает.

2) Маркетинговая сторона

Свое комьюнити

Желательно, чтобы у вас была хоть какая-то аудитория в соц. сетях, которая давно вас знает, следит за вами и готова вписаться в такую движуху.

У меня в рабочей группе агентства в Вк около 1700 человек, на личной странице Вк почти 3000 друзей, в фейсбуке около 3000 друзей и в инсте еще почти 4000 людей. Накруток я нигде не использовал. Но есть одно но. Там одни предприниматели, заказчики и просто интересные люди. Маркетологов я никогда не привлекал, а основной упор на курсе как раз на них. Да и на активность в своих соц. сетях толком никогда не работал. Еще, кстати, у меня был небольшой канал в телеграм, который мы впоследствии задействовали как площадку для нашего курса.

Сервисы

Если курс более-менее масштабный, где будет оборотка 100 к и выше, то конечно принимать оплаты на карту не всегда хорошее решение. А если у вас юр. лицо, то вы же не будете выставлять каждому счет. На помощь приходят онлайн-кассы. Я выбрал с продюсером "Продамус". Это сервис приема платежей с разовой оплатой 10 000 руб. без других ежемесячных расходов. Но они берут % с каждой оплаты. Как раз в этом случае лучше на берегу договориться с партнером или продюсером на ком будет эта комиссия. Вроде сумма небольшая (обычно 3-5%), но все же будет заметно на высоких чеках.

Также надо выбрать платформу для залива самих видео курса и всех файлов к нему. Мы остановились на "Антитренингах". Самые простые тарифы в р-не 2000 руб./месяц, что вполне доступно многим. Также надо учитывать на ком будут эти расходы, если работаете за %.

Стратегия

Здесь важно вообще сразу договориться кто будет создавать, корректировать и согласовывать конечную стратегию запуска. Например, можно запилить лендос и лить трафик, привлекая ЦА на бесплатный вебинар (или автовебинар, если это будет уместно выглядеть). Либо в какой-то своей уже раскрученной группе соц. сети запускаться, либо создавать отдельный канал или вообще какого-то чат-бота сделать и уже там закрывать людей на участие в курсе.

Далее важно проанализировать уже запущенные курсы конкурентов и понять, что вы сможете сделать лучше. Наш анализ конкурентов, который подготовила продюсер, выглядел примерно так.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Еще важно на берегу изначально определиться кто ваша ЦА? Например, начинающие маркетологи, блогеры или digital эксперты, или может предприниматели. Под каждую ЦА свои офферы и свой продукт. Изначально мы это не верно согласовали и в процессе запуска курса продюсер вообще думала, что у нас главная ЦА новички, а я хотел захватить как раз средний класс digital маркетологов.

Мы для себя выбрали заточить наш небольшой тг канал для курса. Начали привлекать трафик и готовить посты с прогревом.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Далее продюсер предложила воронку из нескольких видео в боте тг. Примерно это выглядело так, но конечно всю воронку я показывать не буду.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

По воронке мы тоже застряли на согласовании. Продюсер хотела сделать так, я вообще хотел сделать без какой-то сложной воронки, чтобы сразу была видна программа курса. В итоге мы опять стопорились на принятии совместного решения...

Отдельно хочу выделить то, что нужно заранее определить начало запуска и примерную дату старта продаж курса. Ведь у партнера или продюсера могут быть другие дела / задачи и он не может быть с вами всегда


В итоге курс мы готовили почти полгода и постоянно переносили дату. Я тупо не успевал вести свои текущие проекты (у меня, кстати, еще 2 интернет-магазина в управлении) и готовить одновременно курс. Многие вещи приходилось готовить ночью. В итоге ошибки, переделки, стрессы и конфликты с партнером... За день я успевал максимум подготовить 1-2 видео и это пару раз в неделю максимум. А на курсе их около 15, не считая видео для воронки. Это еще и монтировать нужно, к слову. Кстати, неплохо тоже на берегу определить кто будет монтировать видео и если будет привлечен фрилансер, то на кого лягут расходы.

Если готовить масштабный запуск, то нужно явно двигать другие свои бизнес дела.

Но вопрос все же денег. Ведь на запуск тоже нужны фин. средства, а приходят они из дохода за текущие проекты в основном. Замкнутый круг выходит. Ведешь проекты (пусть даже не всё своими руками), чтобы были средства и тратишь время. А эти финансы тратишь на подготовку курса. Это была моя ключевая ошибка, что я не мог полноценно выключиться из своих проектов и более быстро запустить курс.

Создание тарифов, проверка ДЗ.

При выборе цены мы отталкивались от анализа конкурентов и хотели создать один из лучших курсов по маркетингу в телеграм, но в идеальном соотношении цены и качества. Когда я готовил курс, то в процессе понял, что за такой объем знаний это вообще дешево...

Перед началом запуска своего курса также важно определить будет ли поддержка пользователей. Будет ли какой-то рабочий чат участников. Если да, то кто будет его модерировать и отвечать на все вопросы там. Будут ли домашние задания и кто будет их проверять.

Конечно, это круто, когда у вас есть несколько тарифов. Но, когда у вас свой первый запуск курса, то слишком много тарифов может скорее быть минусом. Будет сложнее и для вас, т.к. возможно придется привлекать разный тип трафика под каждый тариф. Также для людей будет доп время для выбора. Закладывайте еще сюда само время на создание различных тарифов + верную настройку на платформе, куда будет залит курс. Легко ошибиться и предоставить полный доступ по максимальному тарифу тому, кто взял минимальный.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

В итоге мы вообще решили запускаться без проверки домашних заданий, потому что у нас и так курс довольно плотный. Проще будет созваниваться по ZOOM или готовить еженедельные вебинары с ответами на вопросы участников курса.

Но зато у нас есть много крутых и подробных презентаций, которые могут скачать все участники.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Еще вопрос про скидки и рассрочки. Понятно, что таким образом можно закрыть больше лидов. Но я хотел именно запуск небольшой только для тех, кому это действительно нужно. А не тем, кто ищет качественно, дешево и быстро.

Рассрочки это круто, но тут надо еще учитывать экономическую модель. Например, в том же "Продамусе" можно подключить рассрочки от разных банков. Но платить % будете вы! Это тоже надо обговаривать с продюсером и на кого лягут эти расходы. Да и вообще выгодно ли предлагать рассрочку при данной ценовой политике, когда курс и так не особо дорогой ... Отбиваться все расходы на курс будут значительно дольше. Напомню, что фокус я хотел на средних маркетологов, с опытом хотя бы 3 года в digital маркетинге. Как раз тот период, когда более-менее появляются деньги, и необходимы экспертные знания более глубокие, а не поверхностная теория. А курс у нас максимально практический и есть много фишек, которых нет у других.

Например, у нас есть блог про продвижение чатов телеграм и перелива трафика на канал из чата, чего нет ни в одном курсе.

Сам запуск курса.

Тут мы столкнулись с проблемой. Что трафик на наш телеграм канал, где было все по курсу, вообще выходит дорогой... Да и в воронке тг мало людей. Потратили свыше 20 к на закупы в вк / тг, плюс немного таргет Вк и получили всего 30 человек в воронку. При это не так много дошли до конца воронки.

Офферы у нас были примерно такие, на которых настаивала продюсер.

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Запуск курса уже должен состояться, но мы начали еще разбираться с офферами, самой воронкой и стратегией. Но тут продюсер говорит, что уже не может выделять почти полгода своего времени на запуск. Я говорил, что нужно доработать оффер и сделать лучше воронку. А продюсер говорит, что все норм. Надо просто больше трафика заливать.

В итоге у меня есть другой партнер, которая занимается разработкой стратегий и тоже запускает свои курсы по копирайтингу (хотел запуститься с ней, но не было времени). Я обратился к ней, т.к. не понимал, что не так у нас с запуском. В итоге она тоже сказала, что офферы у нас слишком простые и просто теряются на фоне других предложений.

Основной мой спор с продюсером это как раз сама концепция. Она хотела использовать направление по типу "ты не освоил телеграм - значит теряешь деньги".

Т.е. попытка создать спрос на обучение и надавить на какие-то боли аудитории. Я настаивал на том, что спрос на само продвижение телеграм и так уже есть. Люди просто ищут хороший качественный курс по тг без воды. А эта самая вода как раз и была частично в наших офферах. Возможно вообще люди по рекламе не понимали, что мы от них хотим... Еще почему-то продюсер настаивала на таких оферах, в которых есть общие фразы и цель тупо затащить людей в воронку любыми путями. А вот что будет с ними дальше - большой вопрос...

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Кто будет вести переговоры и обрабатывать лиды?

Это тоже важный момент и надо обсуждать его заранее, а не в процессе как мы. Я сам по себе знаю, что хороший продажник. И люди часто идут именно ко мне, как к человеку-бренду и за моей энергией / харизмой.

Но тут продюсер захотела взять на себя всю инициативу и закрывать всех лидов в воронке. Но вопрос в том, что все тонкости знаю только я, т.к. курс записывал и готовил именно я. На большую часть вопросов продюсер элементарно не смогла бы ответить...

Хорошо подумайте нужен ли вам вообще продюсер, который будет комплексно все делать? Ведь если одно звено полетит, то весь запуск погрязнет в проблемах. Иногда проще найти разовых специалистов для создания воронки, упаковки графики, настроек сервисов и т.д.

ИнфоцЫганство или нет?

Наверняка у многих, кто планирует запустить свой курс, есть такой страх, что его будут считать инфоцЫганом. Ведь есть определенная аудитория людей, которая гребет всех под одну волну. Т.е. любой человек, запускающий курс уже автоматически в их глазах: инфоцЫган, мошенник, шарлатан и прочее.

Доказывать что-то таким людям бесполезно. Благо у меня такого не было. Т.к. я не первый год замужем и не первый год в digital маркетинге)

ИТОГО

Запуск курса это как запуск еще одного бизнеса. Нужно сразу определиться со стратегией, либо привлечь отдельного человека, который ее разработает (либо проконсультирует по созданию). При взаимодействии с партнерами или продюсерами сразу договаривайтесь обо всех условиях заранее. На каком какие расходы и у кого какие зоны ответственности.
Однозначно надо иметь свою аудиторию, т.к. прямо "с нуля" не имея вообще узнаваемости в маркетингом комьюнити будет очень тяжело. Люди элементарно пойдут к тому, у кого пусть даже хуже / дороже, но зато человек более узнаваемый. И у него есть какие-то там отзывы про курс (пусть даже накрученные).

Еще рекомендую разместить свой курс на различных подборках курсов. Это тоже даст небольшой трафик. Мы, кстати, так и не дошли до этого этапа...

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Что с нашим курсом по продвижению в телеграм? Я решил сделать его лимитированным только для 15 человек. Это очень мощный, подробный, авторский и уникальный курс, за который мне не стыдно)

Как маркетологу запустить свой первый онлайн-курс и не упасть в грязь лицом? Кто такие продюсеры?

Все условия и подробности узнавайте либо прямо в личке vk.com/timur2t

Либо в сообщениях сообщества нашей группы vk.com/reklamabender

Либо в телеграм t.me/timur_reklamabender

Всех успешных и крутых запусков курсов! И главное прибыльных)

11
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить