10 правил для успешной самопрезентации: как запомниться HR, клиентам или подписчикам в социальной сети

Самопрезентация — очень важный навык в ведении блога, выступлениях на публике, собеседованиях и даже на свидании. В этой статье вы узнаете об 11 самых главных правилах.

10 правил для успешной самопрезентации: как запомниться HR, клиентам или подписчикам в социальной сети

Презентовать себя нужно не только на официальных конференциях, собеседованиях, тренингах, но и в повседневной жизни. Этот навык позволяет рассказывать о себе новым знакомым, клиентам, партнерам и даже старым друзьям. Термин «self-presentation» обозначает контроль впечатлений, которые появляются у собеседника от общения с нами.

1. Говорите не о себе, а о людях

Подумайте о ваших клиентах. Что они хотят получить от вас? Рассказывайте не о себе или о вашем продукте, а о том, как вы сможете решить проблему потенциального клиента. При первом знакомстве цепляют не биографические данные, а польза от человека. Стоит признать, что в качестве личности мы интересны только нашим близким — в остальных случаях люди оценивают друг друга, исходя из потенциальной пользы, которую могут получить при взаимном сотрудничестве.

10 правил для успешной самопрезентации: как запомниться HR, клиентам или подписчикам в социальной сети

2. Готовьтесь заранее

Для каждой аудитории презентации должны быть разные. Чтобы написать хороший текст для рассказа о себе и не начать «плавать», затрагивая лишние темы или, наоборот, пропустив самую важную информацию, подготовьте самопрезентацию по следующим вопросам:

· Анализируем аудиторию. Кому, для кого пишу? Что этот человек знает обо мне, компании или моей сфере? Какие боли у него есть?

· Изучаем контекст. В какой ситуации, контексте или локации и почему человек прочитает этот текст? Чего он изначально хочет в этой локации или на площадке? О чем будут говорить мои конкуренты, как отстроиться от них? Сколько времени оптимально должна занимать самопрезентация?

· Выбираем позиционирование. Что слушателю или читателю может быть интересно в моей работе, услуге или продукте? Как связать боли аудитории со мной? Какие качества и информация будут самыми важными в этом контексте? Я рассчитываю на моментальную или отложенную реакцию?

Чтобы не начать плавать в середине своей презентации — потренируйтесь перед зеркалом и проговаривайте текст про себя утром и вечером.

3. Добавьте эмоциональную деталь

Такая деталь будет сразу же выдавать ассоциацию с вами. А это значит, что вас запомнят. Это нам и нужно. В качестве такой детали может выступать история, например: девушка «везучая», потому что выиграла путевку в Турцию и организацию свадьбы, но все время зарабатывает синяки из-за своей неуклюжести (хороший контраст между везением и неудачами) . Это те отличительные черты, которые наш мозг хорошо запоминает.

4. Расскажите о hard skills и soft skills

Hard skills — это навыки и знания, которые связаны с вашей профессией и специализацией, а soft skills — это личностные качества вроде приевшихся всем коммуникабельности, организованности и эффективности. Среди hard skills могут быть, например, знание английского языка на уровне C1, владение Midjourney или Retext.AI, Canva или Photoshop. И те, и другие навыки ценятся одинаково высоко.

5. Расскажите о своей позиции и своей миссии

Этот пункт необязателен, но может стать сильным аргументом, если у вас получится сформулировать позицию и миссию правильно. Итак, миссия отвечает на вопрос «Зачем вы это делаете?», она помогает найти сторонников с одинаковыми убеждениями и отсечь тех, кто категорически не подходит под них.

Миссия может звучать так: «Открываю пункты приема вторсырья по всему городу, чтобы о переработке узнало как можно больше людей», «Фотографирую людей в их естественном виде без ретуши, чтобы они полюбили себя», «Помогаю компаниям понять, чего хочет их аудитория, учу взаимодействовать с ней и продавать свои продукты».

Тем временем позиция является ответом на вопрос, что для вас недопустимо. Таким образом вы демонстрируете, что не нуждаетесь в любом клиенте или партнере, и главная цель — не заработать во что бы то ни стало, а сделать работу качественно, придерживаясь ваших принципов.

6. Не хвастайтесь заслугами, а делитесь успехами

Вам важно найти баланс между "серой мышкой” и "белой вороной”. Делитесь своими успехами, прикрепляя фото или статистику.

10 правил для успешной самопрезентации: как запомниться HR, клиентам или подписчикам в социальной сети

7. Планируйте ход презентации

Импровизация успешна только тогда, когда спланирована. Чтобы не растеряться в нужный момент и не переписывать приветствие в письме 80 раз, подготовьте «сетку ваших вариантов» заранее. Помните, что ваша основная задача — победа, достижение результата, а не решение ребуса или тестирование гипотез. Мы не можем как в компьютерной игре «сохраниться и попробовать снова». Рекомендуем сразу составить список своих преимуществ и сильных сторон, и записать все варианты, чтобы иметь возможность «собрать конструктор» под каждую задачу и конкретную ситуацию.

8. Говорите на языке собеседника

Если презентуете свои услуги человеку, который совсем «не в теме», не сыпьте терминами. Скажите так, чтобы вас понял 11-летний ребенок или 75-летняя бабушка, если именно они ваши собеседники. Снова фиксируем формулу. Кто ты? Чем ты можешь быть полезен? Чем докажешь?

9. Не допускайте противоречий

Важный пункт для формирования доверия к вам — это косвенные и прямые противоречия. Когда вы начинаете придумывать рассказ о себе без подготовки, в истории часто вылезают несостыковки. Для спикера эти оговорки чаще всего незаметны, но слушатель и, тем более, читатель могут обратить внимание на несогласованность.

10. Собирайте информацию о себе

У вас должно быть целое досье на себя. Чтобы в случае чего парировать фактами из своей жизни, не допуская паузы в презентации. Можно завести отдельный файл и собирать в нем фрагменты информационной мозаики — на их базе разработать самопрезентации. В качестве источников могут послужить резюме, отзывы, личные истории и рабочие кейсы.

Возьмите самые детальные и удачные резюме, проекты и кейсы, которые вы делали, и все значимые задачи, которые вы решили. Выберите 5 лучших примеров по каждому направлению и включите в самопрезентацию. На этом этапе многие понимают: «Да я ого-го!».

1616
3 комментария

Самое важное - это не боятся смотреть в глаза слушателям! Очень важно установить зрительный контакт

1
Ответить

Хорошая статья, спасибо

Ответить

Интересно, благодарю!

Ответить