Перспективы развития сегмента ответственного потребления в РФ в 2023-25 гг. Часть 1

Контекст. О каком тренде мы говорим

Ответственное потребление — поведение потребителей, которые при выборе продуктов и услуг учитывают ряд дополнительных параметров, такие как: как минимизация негативного воздействия на окружающую среду, равноправие, отсутствие вреда для здоровья, гуманное отношение к животным и др.

Например, отказ потребителя от покупки товаров, при производстве которых используется детский труд. Все больше россиян отдают предпочтение экологичным товарам и ответственным производителям.

В развитых странах на долю ответственных потребителей здесь может приходиться до 30% национального рынка.

Почему здесь есть деньги

Рынок товаров, отвечающих требованиям экологической безопасности и социальной ответственности в России, на 2021 год составлял около 5-7% от общего объема розничных продаж.
Рост + 30% к 2020

Согласно данным агентства "Ньюсворт"

Рынок продуктов питания и товаров повседневного спроса, отвечающих критериям устойчивости и социальной ответственности, в РФ вырос на 20,3% в 2020 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув 224 миллиардов руб

Данные Nielsen, 2021

Потребитель готов за это доплачивать, даже несмотря на снижение покупательской способности.

Большинство покупателей (94,5%) готовы доплачивать за экопродукцию. К примеру, на наценку в 30% согласна практически половина всех опрошенных. Более того, на поиск экотоваров, как правило, требуется больше времени и усилий, так считают 64% респондентов. По оценке экспертов рынка количество ответственных потребителей будет увеличиваться в среднем на 7% в год.

  • Наличие экомаркировки увеличивает цену средства для стирки белья примерно на 10%;
  • Экологичные универсальные средства для мытья поверхностей в доме стоят уже в 4 раза дороже обычных;
  • Стоимость шампуня некоторых этичных брендов может в 9–10 раз превышать среднюю стоимость рядовой продукции;
  • 40,5% потребителей купят ответственный продукт, только если это не потребует никаких дополнительных усилий;
  • 65% россиян подтверждают, что испытывают чувство вины, совершая неэкологичный поступок.

По данным исследования GfK

Тенденция к приобретению более полезной и качественной продукции демонстрировала рост: за три года (с 2018 по 2021 год) на 14% выросло число россиян, готовых платить больше за качественные (71%) и экологически чистые (67%) продукты.

Рассказывая о купленных за неделю продуктах:

20%
приобрели товар компании, заботящейся об обществе
26%
отдали предпочтение бренду, инвестирующему в развитие местных сообществ
25%
выбрали продукт производителя, который ответственно относится к окружающей среде

Согласно сведениям TNS Marketing Index

Эксперты единодушны в том, что сегмент отв. потребления стремительно растет. Природа роста ответ. потр. обуславливается тремя взаимосвязанными процессами:

1. Растет количество отв. покупателей,

2. Растет спектр товаров, в отношении которых начинает применять критерии ответственного потребления,

3. Растет количество компаний, которые не только меняют свои продукты и совершенствуют свои процессы, но и формируют дополнительные требования при работе со своими поставщиками.

Уровень потенциальной готовности российских потребителей платить больше за продукцию компаний, ответственно относящихся к обществу и окружающей среде, также высок и составляет более 60%

По данным опроса, проведенного Российской ассоциацией экологических организаций "Зеленый патруль" 69% россиян за последние три года стали обращать внимание на экологические свойства товаров при покупке.

Рынок зеленых товаров в России с 2014 по 2021 год вырос более чем на 2,5 раза и достиг размера в 27,2 миллиарда долларов США.

В тч:

  • производство экологически чистых продуктов - рост на 246%
  • производство оборудования для использования возобновляемых источников энергии - рост на 183%
  • строительство зданий и сооружений с использованием зеленых технологий - рост на 158%

Данные Российского Экспортного центра

Объемы ответственных инвестиций в РФ выросли на 36% в 2020 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув 189 миллиардов рублей.

По данным Ассоциации инвесторов по устойчивому развитию (АИУР)

Ответственный маркетинг становится частью стратегии привлечение потребителей Маркировки «Листок жизни» (Россия) и EU Ecolabel (ЕвроСоюз), а также органик-маркировки BDIH (Германия), EU Organic (Евросоюз) и ICEA (Италия), маркировка устойчивого лесопользования FSC — наиболее известные покупателю экологические знаки и вызывают доверие у экоориентированных покупателей.

Прежде чем купить товар, большинство ответственных покупателей (78,6%) смотрит, есть ли на нем независимая маркировка.

Подробнее о том, как увеличивать продажи на тренде ответственного потребления читайте в презентации по ссылке.

Авторы: Иван Комаров, Денис Утробин
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда