Маркетолог обязан быть тупым

Привет, я Алексей Гряцких, и сегодня докажу вам, что тупым быть здорово. Тупым быть важно. Тупым быть нужно. Особенно в маркетинге и пиаре. Все как вы любите и как вы умеете.

Вы живете среди массы тупых людей. Вы работаете с массой тупых людей. Вы продаете абсолютно тупым людям. Вы спите с тупыми людьми и воспитываете тупых людей. Просто потому что вы сами предельно тупы. В правительстве тупой каждый второй, а может и каждый первый. В Госдуме, в армии, в банках, в больницах, в школах, на дорогах, в телевизоре - везде сплошь тупые. Причем многие из них тупы настолько, что даже не задумываются, насколько они тупы и насколько их тупость портит жизнь окружающим.

И все же тупым быть нужно. Не для того, чтобы не выделятся из общей серой массы и не заслужить порицание общества. Не для того, чтобы отрешиться от окружающего безумия и чтобы не съехать самому с катушек. Вокруг на самом деле очень даже неплохо, достаточно лишь никогда не трезветь. Многие именно так и поступают - и считают свою жизнь вполне нормальной.

Быть тупым нужно не для того, чтобы вас наконец взяли на работу. Да, кому-то нужны куклы для битья, и чтобы все время в компании кто-то был виноват. Но не везде нужны половые тряпки, кто-то должен иногда работать. Быть тупым важно не для того, чтобы быстрее двигаться по карьерной лестнице. Да, слишком умных начальство не любит, но откровенных тупиц никто никуда не продвинет. Гораздо больший результат дадут такие умения как врать, лизать зад и смотреть преданным подобострастным взглядом.

Так зачем тогда быть тупым? Как ни странно, чтобы хорошо делать свою работу и добиваться высоких результатов. Странно, да. Звучит как нелепая хрень из очередного курса личного роста или тренинга по мотивации. Тем не менее это так. Для этого важно вести себя как тупой, делать глупые вещи и задавать дурацкие вопросы. Но при этом не быть идиотом. Сложная конструкция, да? Сейчас поясню. Как раз для вас, тупых.

Социологические исследования гласят, что более половины взрослого трудоспособного населения Российского федерации обладают интеллектом школьника 5-го класса в отношении всего, что касается управления личными финансами и в отношении юридически значимых документов. Как-то унизительно по отношению к школьнику 5-го класса вышло, не находите? Тем не менее, это означает, что вы, дорогие россияне, не то что не умеете тратить деньги разумно – вы вообще не представляете откуда берутся деньги. И вы крайне редко читаете, что вообще написано в договорах, которые вы подписываете. И мизерный процент от мизерного процента из вас пытается думать какой смысл заложен во всей этой юридической писанине.

Вы, а также жители стран бывшего СССР, равно как и стран Африки и Латинской Америки – это дети лет 10-11 от роду, которые зачем-то постарели, получили паспорт, стали ходить на работу, водить автомобиль, требовать зарплату и привилегий. И что еще хуже: научились бухать, ширяться, трахаться и, как следствие, плодить себе подобных. Поэтому, несмотря на графу «возраст» и наличие школьных аттестатов и высшее образование, вы повально боитесь ответственности и избегаете суровой реальности любой ценой. А как только наконец с ней столкнетесь, то лучшим вариантом считаете устроить истерику, расплакаться, унижаться и топать ножкой. Попутно требуя выдачи отнятых или абсолютно незаслуженных ништяков – вместо того, чтобы что-то делать.

Достаточно посмотреть как ведут себя те, кто берет займы: кто в валюте, кто у бандитов, кто у всякого рода «Денег до зарплаты» под 2% в день, кто у банков под проценты чуть поменьше. Половина считает, что эти деньги теперь их собственные и отдавать не надо. Другая половина даже не пытается думать, как будет возвращать долги.

В Латинской Америки бандиты вообще дают под 50% годовых в день – и ничего. Пипл не просто хавает, а активно берет такие займы. Добровольно. Потому что деньги нужны сейчас, а пытать, расстреливать и насиловать будут завтра. В крайнем случае можно расплакаться и попросить отсрочку. Авось простят или изобьют не так сильно. И паяльник в анус не так глубоко войдет. Да и вообще это случится не с вами. Да, это происходит со всеми, но ведь вам-то уж точно повезет. Прямо как типичному игроку казино, вкладчику МММ или игроку на кухонном форексе. Чья участь обычно заканчивается нищетой, полным одиночеством и позорной смертью от настойки боярышника.

Кстати, дорогие взрослые, вот вы жалуетесь на банки и на ублюдков-коллекторов. Но банки здесь почти не причем, схема гораздо проще. Да, у какой-то части из вас долги будут взыскивать через суды – и тогда ваше имущество и деньги относительно цивилизованно отберут приставы. И это хороший вариант. Но есть и плохой: часть от общего числа долгов по весьма остаточной стоимости будет продана коллекторам. Что это означает? Что на вас очень захотят заработать. А сдохните ли вы при этом или кто-то из ваших родственников – вопрос уже десятый.

Скажем, должны вы банку с учетом процентов тысяч эдак двести. Коллекторам этот долг уходит, предположим, за 50 тысяч. Или вообще за 25, потому что он идет по графе «невозвратный». Но это с точки зрения банка. А коллекторы видят в этом источник доходности в сотни процентов. Причем при пересчете на капитал в течение месяца-двух. То есть это тысячи процентов годовых. Вопрос – на что ради такой доходности готовы вы лично? Как показывает практика, в таких раскладах люди не останавливаются ни перед чем. Потому что с той стороны тоже дети с паспортами взрослых, и они тоже думают, что если и посадят кого-то по уголовке, то это будет сильно потом. И точно не их. Очень потом удивляются, что прокурор требует для них пожизненного заключения за поджог дома должника вместе с жильцами.

В общем, так или иначе, а работать придется с детьми, нацепившими маску взрослых в окружении взрослых игрушек. От курьера до генерального директора, от министра до фсбшника, от певицы до спортсмена, от генерала до дворника. Это все наша целевая аудитория.

А что самое главное в работе с детьми: успокоить их, закрыть их страхи, ответить на горку нелепых вопросов, придать им уверенности и сказать «ты все правильно делаешь, все будет хорошо». То есть выдать родительское одобрение и сподвигнуть делать то, что вам нужно. Например, купить у вас что-нибудь.

Да, эти взрослые дети зададут массу вопросов. «А почему? А зачем? А для чего? А как работает? А не обманешь?» Чем сложнее продукт и услуга, тем больше вопросов, тем больше страхов, тем больше наивности и глупых предубеждений. Работайте с этим, это не так сложно. Ваши неповзрослевшие покупатели не будут сильно вникать в суть. Да, им любопытно, им страшно, но думать как следует им лень. Да их никто этому и не учил. Тем более в школе, где отметки всегда заменяли мыслительный процесс. Поэтому они падки на халяву, на обещания златых гор без усилий, и готовы слушать командный родительский тон. Если тот будет звучать достаточно убедительно и настойчиво. И тогда они зажмурившись и поверив вам на слово, отдадут свои кровные и поставят росчерк внизу страницы. Главное, чтоб вы были известны и казались им взрослее и увереннее, чем они сами.

Однако надо где-то взять ответы на детские вопросы – а ведь вы не инженер, не технолог, не айтишник и не финансист. Что тогда? Именно тут вы прикидываетесь ребенком и заранее задаете эти вопросы внутри своей конторы. Дети идут спрашивать у других детей.

Это было бы совсем мило, если не та стабильность, с которой у ваших коллег или у высшего руководства не будет ответов иногда на совершенно очевидные запросы. Вы будете в шоке от того, сколько очевиднейших вещей не сделано, какое количество инструкций не создано, какое количество регламентов не внедрено. И как все сразу забегают, если объяснить, что эти вопросы неизбежно зададут клиенты. Впрочем, могут не забегать и забить болт. Ведь это же так по-детски. Ничего не делать до наступления контрольной или конца четверти.

В общем, помните - задавая дурацкие вопросы, вы делаете благо для бизнеса.

Спрашивая с виду банальные вещи, вы получаете ответы, из которых иногда рождается УТП, новое позиционирование и даже новый продукт. Ведь что очевидно вам, совершенно не очевидно вашим клиентам. И чем сложнее то, что вы продаете – тем этих неочевидностей все больше.

Так что, господа маркетологи и пиарщики, будьте тупыми. Но не так, как вы любите и умеете, а по-другому. Чтобы потом вам было, что писать на сайте, о чем говорить на конференции, и было чем хвастаться вашему директору и продавцам. Чтобы потом ваша тупость обращалась в прибыль.

И любите детей вокруг – им скоро в гроб и на пенсию!

1111
15 комментариев

Необязательно быть тупым, можно просто строить гипотезы, делать аб тесты и выводы.

5
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

по количеству воды Байкал переплюнут. За маркетологов так и не пояснил, хотя в начале и конце их упомянул

5
Ответить

50% годовых в день

Что?

3
Ответить

1 абзац начал хорошо, а дальше вброс был слит.

2
Ответить

Адепт Тинькофф-банка написал PR-статью, что виноват не его конский процент и коллекторы, а клиенты. Олег, успокойся, на велике покатайся.

1
Ответить

Продолжаю поражаться твоей настойчивости в отношении VC. Ни одна твоя статья же здесь не зашла (в отличие от других площадок)

1
Ответить