Три кита взаимоотношений агентства и клиента

Последнее время все чаще и чаще появляются исследования, которые с той или иной точки зрения освещают проблемы во взаимодействии агентства и клиента, но стоит признать, что они обобщают проблемы до «клиентского сервиса» и отражают взгляд со стороны клиента, забывая про другую сторону. Поэтому иногда стоит отойти от громоздких аналитических статей и, спустившись «с небес на землю», поговорить о тех проблемах во взаимодействии клиента и специалиста (агентства), которые зачастую не афишируются в упомянутых выше статьях, так как исторически сложилось, что говорить об этом не принято.

Кому-то описанное дальше может показаться банальным, возможно несколько эмоциональным, или высосанным из пальца. Но иногда стоит, крепко сжав штурвал, преодолеть грозу насквозь, чтоб в биографии написали «с детства ненормальный».

Как вы уже поняли, мы коснемся очень размытой, даже немного бесконечной темы взаимодействия специалистов с двух противоположных сторон, со стороны клиента и со стороны агентства. Поговорим об основных проблемах, которые есть у клиентов и агентств и о возможных их решениях.

В целом, с точки зрения KPI (ну а куда без него), основных ситуаций всего три — остальные являются производными:

  • Идеальная — клиент дает бюджет на рекламу, прислушивается к голосу агентства и не лезет в работу специалистов на местах. При этом агентство со своей стороны реализует все поставленные задачи, как в рамках размещения, так и с точки зрения реализации бизнес задач.
  • Реальная — на входе имеем не только бюджет, но и планку по KPI, при этом агентство и клиент работают в синергии долго и счастливо.
  • Пессимистичный (но не менее реальный) — есть четкий бюджет, KPI, клиент не использует экспертизу агентства, постоянно проводит аудиты, требует все большего и большего плана, при этом не анализируя существующие проблемы вне рекламных источников.

Но объединяет все эти варианты «три кита взаимодействия»:

  1. Клиент
  2. Данные
  3. Специалист

Рассказывая про каждый из «китов», мы не только раскроем смысл проблемы, но и попытаемся обозначить возможные способы решения. Цель данного материала — не показать трудные стороны каждого «кита», а обозначить возможные точки роста и методы их достижения, что позволит сделать совместную работу более эффективной.

Клиент

Первый «кит» — это клиент, он может быть крупным или нет, состоять из одного человека или даже целой команды. Основной посыл прост и понятен всем сторонам, но реализация может варьироваться от «а, давайте» до «туда не ходи, сюда ходи». Но в сравнении с теми сложностями, которые возникают при постоянном взаимодействии клиента с агентством — это мелочи.

Вот лишь небольшой список тех проблем, с которыми сталкиваются агентства (специалисты), во время коммуникации с клиентом:

  1. Планирование продаж по образу и подобию успешного конкурента, с минимальной (или с отсутствием) оценки реальной конкурентной среды.
  2. Отсутствие оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на реализацию кампании, а именно локация, соц. дем ЦА и динамика рынка в сфере, к которой относится предложение.
  3. Непринятие или же не использование экспертизы агентства.
  4. Отвержение экспертизы специалиста, постоянно работающего с данными проекта, при этом аргументы могут быть необоснованными: от возраста и опыта специалиста (именно временная оценка) до простого «не нравится».
  5. Отказ или наоборот чрезмерная опора на данные и экспертизу третьих компетентных лиц, с посылом – «ну вот у них же не так».
  6. Желание сделать «не как у всех» одновременно с неприятием новых каналов и инструментов.

Описанные выше проблемы могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности.

Данные

Прежде чем перейти к специалисту, находящемуся по другую сторону, необходимо поговорить о данных — о том самом «ките», который является камнем преткновения для обеих сторон, а именно об их надобности, целостности и необходимости рассматривать их в одной плоскости.

К сожалению, даже сейчас во многих рекламных компаниях нет понимания о том, какие данные нужны и как их обрабатывать.

Если рассмотреть проблему более детально, то можно выделить три основных момента, с которыми сталкивается как специалист со стороны агентства, так и со стороны клиента.

1. Объем и полнота предоставляемых данных;

2. Разная интерпретация одних и тех же данных;

3. Уровень инструментов и скиллов, задействованных в обработке и анализе данных.

Третий пункт находится на совести руководителей обеих сторон. При рассмотрении 1 и 2 пунктов в совокупности, становится очевидным, что даже при отсутствии других проблем, могут возникать сложности в ведении проекта. А это в свою очередь ставит под угрозу возможность продолжения совместной работы.

Специалист

Третий «кит» — это агентство, а точнее специалист(ы), представляющие его. И тут все несколько сложнее. Как и клиент, агентства бывают большие и маленькие, и в зависимости от этого показателя возможны ситуации, когда на проекте отсутствует аккаунт (проджект) -менеджер, а клиента сопровождает тот же специалист, что ведет его «руками». Итак, список основных проблем:

  1. Безынициативность и использование стереотипных решений.
  2. Низкая вовлеченность и поверхностное знание проекта в силу наличия большого количества других клиентов.
  3. Несоответствие проданного уровня услуг и реальности.
  4. Непонятное ценообразование, усложненный документооборот и согласование запусков.
  5. Неумение планировать сроки и держаться их и, как следствие, невыполнение KPI.
  6. Проблемы с сервисом и коммуникацией.
  7. Неумение работать с фидбэком, получаемым от клиента, и в результате сторонних аудитов.

Как вы могли заметить, часть проблем перекликаются, и это не удивительно, так как зачастую две стороны не хотят или не могут услышать друг друга.

Как найти компромисс

Что же поможет наладить и сохранять длительные партнерские отношения между рекламным агентством и рекламодателем?

  • Клиент не знает, чего хочет, и мечется из стороны в сторону, а агентство не направляет его и ставит работу на поток. И тут всего два выхода — либо спорить, кто прав, либо наладить диалог и не игнорировать друг друга.
  • Обговаривать на «берегу» все точки взаимодействия, чтобы говорить на одном языке.
  • Обозначать четкие границы и рамки при работе с данными, не допуская превращения потока данных в «болото».
  • Задавайте вопросы и отвечайте на них.
  • Подготовьте и проверьте корректность работы, используемых для обмена данными, сервисов и инструментов, особенно при наличии механизмов автоматизации.
  • Задавайте вопросы и отвечайте на них. Не бойтесь, не стесняйтесь показаться глупыми, проясняйте все белые пятна на старте работы.
  • Аргументируйте. Идеи, правки и чутье — отсутствие логики без объяснения, почему и зачем мы это делаем, плодит непонимание и тормозит работу.
  • Прокачивайтесь. Интересуйтесь не только непосредственно инструментами, но и спецификой работы как бизнеса, так и агентства — это сэкономит время и поможет лучше понимать друг друга..
  • Не усложняйте и не темните. То, что вам кажется очевидным или само собой разумеющимся, может быть решающим, но совсем непонятным для коллег.
  • Помните, что по ту сторону — тоже люди. Проявляйте эмпатию, честность и уважение.

Резюмируя вышесказанное, сам собой напрашивается вывод, рекламодателю необходимо ослабить влияние на агентство и предоставлять максимально полную и корректную информацию, а также свободу действий. Но при этом строго подойти к оценке результата.

Рекламное агентство, в том числе и специалисты на его стороне, должны разрабатывать рекламную стратегию с учетом данной информации. А также быть гибкими и оперативно реагировать на меняющиеся требования заказчика, не забывая и о креативе.

77
2 комментария

Вообще система KPI отвратительна

Ответить

Ну тут двояко, сама система, как явление довольно неплохое. Но вот реализация ее в большинстве своем на просторах СНГ - отвратительна

Ответить