Как мы превратили факап в эффективное маркетинговое решение для сервиса по подписке: кейс Movix

Автопролонгация услуги помогла увеличить конверсию в платную подписку
Автопролонгация услуги помогла увеличить конверсию в платную подписку

Всем привет! На связи Валентина Попова, эксперт по продукту в отделе разработки онлайн-кинотеатра Movix. Сегодня я хочу рассказать историю одной ошибки, которая подарила нашему сервису маркетинговую гипотезу и помогла увеличить конверсию в платную подписку на услугу catch up.

Но обо всем по порядку.

Как мы ошиблись в механике — и увеличили конверсию в платную подписку до 80%

Catch up — это специальная технология, которая дает пользователю платформы Movix смотреть телепередачи в любое время, независимо от времени эфира. В январе 2021 года мы зафиксировали странный скачок подключений к нашей catch up «Управляй просмотром»: на услугу подписались на 40% больше пользователей, чем обычно.

Причина оказалась банальной. Год назад в подарок к приставке Movix мы бесплатно подключали пользователям «Управляй просмотром» на 12 месяцев. Предполагалось, что в конце триала услуга будет отключаться. Но кто-то из координаторов акции допустил ошибку, и вместо отключения активировалось автоматическое продление — выход в платное пользование.

Мы были уверены, что нас ждет поток негатива — в феврале клиенты начнут отказываться от услуги и просить вернуть списанные средства. Но этого не произошло, мы получили не так много отписок. Итоговая конверсия в платное пользование осталась на уровне 80%. Для сравнения, наша средняя конверсия в платные подписки составляет 50%.

Мы поняли, что нашли крутое решение для того, чтобы выводить пользователей в платное пользование. Оставалось поэкспериментировать с периодом триала: проверить, что будет, если уйти от 12 месяцев к более короткому промежутку времени.

Исследование реакции на автопролонгацию: как это было

Чтобы проверить, будет ли короткий триал показывать высокие конверсии, мы разделили наших клиентов на 6 групп.

  • Первые две получали триал на 6 месяцев — с автопролонгацией и без.
  • Вторые — аналогично на 3 месяца.
  • И третьи — на месяц.

Для всех групп мы добавили эксплейнер: сообщали пользователям, что они получают в подарок услугу «Управляй просмотром» и через какое-то время она будет автоматически продлена или отключена.

Нашей задачей было оценить для каждой группы конверсию в платное пользование и следить за уровнем негатива. Кроме того, мы хотели исключить фактор сезонности: проверить, будет ли подарочная подписка показывать такую же высокую конверсию летом, когда люди реже смотрят телевизор и не успевают активно попользоваться услугой, привыкнуть к ней.

На старте мы предполагали, что короткие триалы покажут более низкую конверсию по сравнению с 12 месяцами, от успеха которых мы отстраивали весь эксперимент.

Но оказалось, что триалы на 1, 3 и 6 месяцев с автопролонгацией дают примерно одинаковые результаты по выходу в платное пользование — конверсию на уровне 70%.

А вот без автопролонгации показатель действительно значительно снижался: после пробного периода 1 месяц самостоятельно продлевали услугу только 10% пользователей. При этом в дальнейшем конверсия постепенно росла: через 2 месяца уже 25% выборки самостоятельно подключили catch up за деньги после завершения триала, к 6 месяцу — почти 50%. Интересно, что после отключения пробного периода в тестовой группе без автопролонгации мы даже наблюдали обращения от клиентов с посылом: «А где мой “Управляй просмотром”? Почему вы его выключили?».

Мы убедились, что не обязательно давать длительный триал. Услуга хорошо продает сама себя — достаточно обеспечить пользователю возможность познакомиться с ней. А еще мы перестали бояться автопролонгации — опровергли предположение, что она вызывает однозначный негатив.

Сегодня мы дарим триал на 1 месяц с автопролонгацией всем покупателям приставки Movix. Однако у нас есть группа клиентов, которые приобрели приставку раньше, чем мы запустили эту механику.

Для них мы планируем реализовать триал, который они смогут подключить самостоятельно прямо в интерфейсе. Система будет предлагать пробный период «Управляй просмотром», если пользователь интересуется передачами, которые шли некоторое время назад.

Важно отметить, что эта механика не универсальна. Подписки на пакеты каналов, например, это более индивидуальная история — поэтому «навешивать» ее всем пользователям автоматически не эффективно. Небольшой сопутствующий эксперимент с подарочным набором телеканаловпоказал конверсию на уровне 10%.

Что в итоге?

В результате исследования мы не только получили эффективную механику, но и сделали несколько важных выводов о работе сервисов по подписке.

  • Не стоит недооценивать потенциал «маленьких» услуг, которые на первый взгляд не обещают бизнесу значительной выручки. «Управляй просмотром», например, стоит всего 70 рублей, так что мы никогда не строили на нее глобальных планов. Но оказалось, что небольшая, но полезная пользователю услуга может показать отличные результаты.
  • Не нужно думать за пользователя. Мы, например, были уверены, что автоматические подключения и продления вызывают только негатив. Но оказалось, что люди реагируют на них спокойно. Не бойтесь тестировать на небольших выборках различные механики.
1515
15 комментариев

«Мы впарили услугу, по ошибке списали денег, не стали ничего исправлять, и смотрите-ка, заработали!» Какоооой же это булщит! На главной.
Людям в целом глубоко все равно на вашу подписку, они просто забыли ее отключить - отсюда ваша конверсия, с чего вы это как заслугу выставляете? Общепринятый рыночный стандарт сервисов с подпиской, от которого выигрывает только поставщик услуги. Гордиться нечем и кейса здесь просто нет

2
Ответить

Не просто впарили, "автоматически подключили". В подарок. Ну да. То есть пользователи вообще ничего не подозревали. В лучших традициях операторов сотовой связи. Хочется посмотреть какой % пользователей реально использует catch-up чтобы понять глубину грехопадения автора

1
Ответить

Спасибо, что сократили статью и мне не пришлось все это читать

Ответить

"Людям в целом глубоко все равно на вашу подписку, они просто забыли ее отключить - отсюда ваша конверсия" - сначала мы тоже так подумали, но LT (срок жизни) после автопролонгации составил 7 месяцев, да и конверсия в платное пользование 80%, это значительно выше средней по рынку. Предположим, что даже эти 80% в течение 7 месяцев действительно забили на то, что платят тем, чем не пользуются - но ведь и это не так, так как уровень пользования сервисом мы тоже измеряли. Он нас удовлетворил.

И всё таки отличие нашего кейса от общепринятого на рынке - мы не навешиваем сервис автоматически и предупреждаем об автопролонгации. Такую механику обычно не используют

Ответить

Интересно, комментаторы выше вообще читали статью или так зашли... свой яд сцедить?)

Ответить

Комментаторы имеют некоторое отношение к созданию продуктов и в пассивно-агрессивной форме выражают несогласие с токсичными механиками, убивающими веру пользователей в хорошее

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить