Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Привет! Я Дмитрий Дарт, интернет-маркетолог.

Все мы знаем, что статистика кликов и посетителей всегда немного расходится. Весь вопрос в величине расхождения. Причины расхождения всем известны: блокировщики (блокируют не только рекламу, но и счётчики), счётчик не успел загрузится, отключён Javascript

Что ж, давайте сравним размер расхождений у разных рекламных систем, а также совсем чуть-чуть затронем вопрос качества трафика.

Сравнивать всё будем с данными «Метрики», хотя Google Analytics, обычно, засчитывает несколько больше трафика. Иногда разница достигает 10%.

Считать будем не по посетителям, а по визитам с UTM-меткой. Так как справедливо, что если один и тот же человек кликнул два раза с интервалом в день, то рекламные системы должны засчитать два клика, а не один.

«Яндекс.Директ»

Как и Google, показывает процент недействительных кликов. Здесь можно долго не останавливаться: система является одним из самых качественных источников трафика и её статистика совпадает довольно точно:

Интерфейс «Директа»
Интерфейс «Директа»
Интерфейс «Метрики»
Интерфейс «Метрики»

По идее «Метрика» должна засчитать какое-то количество из недействительных кликов. Ведь если деньги вернулись, то клики были, но данные синхронизируются и статистика выглядит очень точной.

Если бы в «Метрике» отображались недействительные клики, то, передав дополнительно IP-адрес, можно было бы самостоятельно собрать статистику «плохих» адресов или сетей. Но сейчас поисковики держат эти сведения у себя.

Сильно рассматривать «Яндекс» смысла нет, просто приведу ещё немного статистики.

«Яндекс», поиск:

  1. 1260 кликов (+ недействительных 2442). «Метрика»: 1227 (учтено 97%).
  2. 132 клика (+ недействительных 144). «Метрика»: 103 (учтено 78%).
  3. Кликов 146 (+ недействительных 43). «Метрика»: 143 (учтено 98%).

«Яндекс», РСЯ:

  1. 8714 кликов (+ недействительных 4749). «Метрика»: 7881 (учтено 90%).
  2. 891 клик (+ недействительных 302). «Метрика»: 510 (учтено 57%).
  3. 1134 клика (+ недействительных 489). «Метрика»: 736 (учтено 65%).
  4. 1232 клика (+ недействительных 235). «Метрика»: 701 (учтено 57%).

Примечание: материал писался после окончания кампании, все недействительные клики были к этому времени уже учтены.

«ВКонтакте»

Формат «Реклама сайта» появился во «ВКонтакте» только в конце 2018 года. Сравним данные по кампаниям со счётчиком.

В одной из кампаний «ВКонтакте» говорит, что было 1542 клика суммарно и 177 у объявлений в архиве (не отражены на скриншоте). Итого, 1719 кликов.

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

«Метрика» с ним почти согласна и видит 1702 клика.

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Таким образом, учтено 99% трафика.

По другой кампании «ВКонтакте» отразила 579 кликов, «Метрика» засчитала 486 визитов (учетно 84% трафика).

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Данные ещё одной кампании дают такие цифры: 290 переходов по данным от «ВКонтакте» и 234 по данным «Метрики» (учтено 80% трафика).

По одной из кампаний «ВКонтакте» отобразила 655 кликов, а «Метрика» показала 666, но эта кампания работает до сих пор, поэтому, возможно, во «ВКонтакте» данные ещё не полностью обновились.

Чем шире охват кампании, тем ниже качество трафика, вот так закончилась попытка купить недорого трафик с гео РФ:

Данные статистики во «ВКонтакте»
Данные статистики во «ВКонтакте»
В «Метрике»
В «Метрике»

Наличие четырёх кликов в день, когда «ВКонтакте» отразила ноль кликов, — реальные данные, выборка в «Метрике» строилась по уникальной UTM-метке, которая была только во «ВКонтакте».

Кроме этого, на бэкенде сайта был установлен скрипт для фиксации посетителей из «ВКонтакте» (если счётчик не успеет прогрузиться или JS отключён). Количество записей в базе данных почти полностью совпало данными «Метрики»:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Таким образом, 105 засчитанных визитов из 232 — это всего 45% трафика.

Google Ads

Трафик закупался из поиска и КМС. Кроме того, в КМС был выбран один отраслевой сайт, и реклама откручивалась на нём отдельно. Разумеется, по повышенной ставке, чтобы чаще выигрывать в аукционе.

Скриншот из Google Ads, с которого удалены истинные названия кампаний и финансовые данные
Скриншот из Google Ads, с которого удалены истинные названия кампаний и финансовые данные

По поиску (несколько кампаний) «Метрикой» обнаружено:

  1. «Метрика» — 2027 визитов. Google — 1815 переходов (111% трафика).
  2. «Метрика» — 99 визитов. Google — 89 переходов (111% трафика).
  3. «Метрика» — 95 визитов. Google — 61 переход (155% трафика).
  4. «Метрика» — 86 визитов. Google — 81 переход (106% трафика).

Как видно то, что «Метрика» фиксирует из поиска Google больше, чем показывает сам поисковик, явление системное. Посмотрим, что с КМС:

  1. «Метрика» — 6377 визитов. Google — 8548 переходов (74% трафика).
  2. «Метрика» — 642 визита. Google — 1054 переходов (61% трафика).
  3. «Метрика» — 119 визита. Google — 173 перехода (69% трафика).

КМС (кампания на отдельно выбранный сайт): «Метрика» показала 801 визит. Google — 1006 переходов (80% трафика).

Чтобы увидеть недействительные клики в Google, нужно добавить в таблицу дополнительный столбец с этими данными:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Twitter

Довольно редкий канал в ru-сегменте.

В Twitter в качестве цели кампании была выбрана «Переходы на сайт и конверсии» так как это единственная цель, хоть как-то связанная с сайтом. В тексте твита была вставлена ссылка через сокращатель, она содержала UTM-метку.

Сам Twitter заявляет, что было 3376 переходов:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Сокращатель ссылок отображает 2396 переходов.

Метрика говорит, что по ссылке через сокращатель с UTM-меткой на сайт дошло 619 визитов.

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Я готов допустить, что люди попадали из Twitter на сайт напрямую, минуя ссылку с меткой. Поищем их в отчёте по социальным сетям:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Да, есть ещё 399, но это не рекламный трафик. Качество значительно выше, да и количество существенно меньше.

Качество трафика из Twitter довольно сильно различается:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Кроме того, в рекламном трафике из Twitter вопросы вызывает большое количество повторных визитов.

Итого, «Метрикой» учтено 18% трафика от данных Twitter, или 25% от данных сокращателя. Можно себе просто сказать: реальный посетитель из Twitter стоит не 5,54 рубля, а 30,2 рубля.

Facebook и Instagram

Здесь всё чуточку сложнее. Качество трафика зависит от стратегии, плейсмента, настроек.

Стратегия «Минимальная цена клика» (с установкой предельной ставки), плейсмент: только Facebook и Messenger. В Facebook выбраны следующие места размещения:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем
Кампания в Facebook. Цель — клики
Кампания в Facebook. Цель — клики
Статистика «Метрики»
Статистика «Метрики»

Учтено 73% трафика.

Примерно такие же настройки по другой кампании дали достаточно высокую доходимость трафика. Messenger там стоял только на входящие сообщения. Facebook показал 183 перехода, «Метрика» засчитала 182:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Учтено 99,4% трафика.

Instagram

Что будет, если оставить в плейсменте только Instagram?

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Все знают, что люди не очень любят выходить из уютных соцсетей, а из Instagram особенно, но мы попробуем их вывести. Вот такие данные даёт Facebook:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Так этот трафик видит «Метрика»:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

По двум из трёх пунктов «Метрика» видит трафика больше, чем отражает Facebook.

Как можно проверить данные? Трафик рекламный. В версии Instagram для ПК рекламы нет. Значит, в отчёте по устройствам должны быть только мобильные устройства. Смотрим:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

13 человек это либо результат расшаривания рекламной ссылки, либо эмулятор на ПК:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Если у рекламной кампании Facebook цель — трафик, можно ставить цену за клики, а можно за просмотр целевых страниц. Посмотрим, какая будет разница между этими типами целей и сколько просмотров засчитает «Метрика».

Кампания за клики
Кампания за клики
Плейсмент Instagram в этой кампании отсутствует
Плейсмент Instagram в этой кампании отсутствует

Данные метрики по этой кампании:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Учтено 135 из 183, 73% трафика.

Возьмём более крупную кампанию. Плейсмент такой же:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем
Она же в «Метрике»
Она же в «Метрике»

Учтено только 62,7% трафика.

Но все знают, что кампанию за клики в Facebook нельзя делать — придут китайские боты. Во-первых, боты не пришли, весь трафик, кроме нескольких исключений из России. Ну и Facebook должен был показывать эту рекламу тем, кто с большей вероятностью именно кликнет.

Если я возьму в качестве цели не клик, а просмотр целевой страницы, показатель качества должен вырасти. По заявлениям Facebook, реклама будет показываться тем, кто не просто кликнет, а дождётся загрузки страницы.

Просмотры страниц считаются пикселем Facebook, поэтому есть надежда, что данные с «Метрикой» сойдутся. Ведь если расширением вроде Adblock блокируется счётчик «Метрики», то блокируется и пиксель Facebook.

Сделаем такую кампанию, а заодно разделим в ней плейсменты Facebook и Instagram.

Кампания в Facebook. Цель — просмотр страницы

Статистика Facebook:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Суммарные данные:

  1. 125 кликов.
  2. 88 просмотров страниц.

Данные «Метрики» единые, без разделения на плейсменты:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Действительно, если считать от кликов, то учтено 87% трафика, а если по просмотрам страниц, то «Метрика» засчитывает и вовсе больше Facebook. Повторных визитов почти нет, но какой в этом толк, если показатель отказов экстремально высок, то есть качество трафика совсем печальное.

Посмотрим ещё пару кампаний для объективности. Цель по-прежнему — просмотр целевой страницы.

Facebook:

* по первой кампании просмотров целевых страниц зафиксировано 411, по второй 185
* по первой кампании просмотров целевых страниц зафиксировано 411, по второй 185

«Метрика»:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

В первой кампании «Метрика» фиксирует 145% трафика.

Во второй зафиксировано 86% трафика.

Метрика засчитывает визитов существенно больше, чем сам Facebook — просмотров страниц, по этому варианту обе кампании показывают более 100% трафика.

Показатель отказов уже не такой пугающий, но время на сайте всё ещё сильно уступает кампаниям с оплатой за клики.

Ретаргетинговая кампания в Facebook

Допустим, что категории интересов работают не очень хорошо, но по базе ретаргетинга показатели должны быть лучше. Настроим ретаргетинг на посетителей сайта. Смотрим статистику ретаргетинговой группы объявлений:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

141 клик, 118 просмотров страниц.

Слово «Метрике» (данные суммарные, без разделения на плейсменты):

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

По базе ретаргетинга результат оказался ещё хуже, чем по категориям интересов. Если считать от кликов, то учтено лишь 57,4% трафика, от просмотров страниц — 69%.

Проблема всё та же, боты. Только на этот раз они русские:

Сколько трафика не доходит из рекламных систем

Это скриншот из «Вебвизора» в первый день работы группы объявлений. На нём посетители только из Instagram. Обратите внимание, что Instagram умудрился налить кучу посетителей всего за одну минуту.

Но Instagram и Facebook это отдельная вселенная, все особенности работы с ним невозможно уместить в этом небольшом материале.

Уверен, что многие скажут что в Facebook надо настраивать кампании на цели по конверсиям. Да, для алгоритмов Facebook это будет оптимальный вариант, но о нём речь пойдёт в следующем материале.

99
22 комментария

Здравствуйте, меня зовут Дмитрий и я интернет-маркетолог.

Обобщить бы в конце статьи, данные из вашего исследования. А так, очень интересно, спасибо.

4

Спасибо за отзыв. Думал про это, но данные получились очень разнородные, а средняя температура по больнице боюсь только собьёт читателей. Решил что пусть каждый прочитает о том канале, который ему интересен и свои выводы сделает сам. Ну и конечно же, исследованием это назвать нельзя ))

1

Насколько мне известно, первые посетители с момента запуска кампаний в FB, которые в вебвизоре отмечены как сразу ушедшие, - это боты самого FB, которые проверяют ваши РК на чернуху, клоакинг и прочее. Видны они в том числе как десктоп, даже если кампании запущены только на мобильные. И да, ФБ денег за эти переходы не берет.

3

Михаил, вы правы, если смотреть сторонние (по отношению к ФБ) трекеры, первые посещения это боты самой площадки, они также регулярно посещают сайты для проверки работоспособности и запрещенки и дальше по ходу кампании. В статистике в рекламном аккаунте ФБ по ним кликов вообще нет, так как нет показа объявления. Площадка так же не учитывает огромную массу ботов, фейков, скрэйперов и тп. и фильтрует их еще на уровне показа, исключая все их дальнейшие действия из отчетности (можно посмотреть цифры по gross impressions - метрика включает все недействительные показы).

К написанному вообще много вопросов (риторических), материал мог бы получиться очень познавательным, если бы не серьезные пробелы (или игнор, имхо) знаний о принципах работы ФБшного пикселя и почему некоторые посещения из встроенных браузеров мобильных приложений Facebook и Instagram в метрику и ГА не доходят вообще или доходят без UTM и данных о рефералке, у меня поставила под сомнение написанное о других площадках, о работе которых я ничего не знаю.

2

Кампании проверяют модераторы и приходят они из Ирландии. Их примерно 6 штук в начале каждой кампании. Если говорить о ботах ФБ, то можно допустить эту версию если бы не одно но... предположим что это боты ФБ, за которые денег с меня не взяли, уберём всех их, и увидим что нет 59 посетителей из оставшихся....

2

а вообще я не прав конечно, нельзя путать пользователей с программистами, просто когда пользователь пытается всех учить как тупо сливать деньги, (выполняя роль даже не статиста, поскольку данные не все) выглядит конечно не очень...

2

Удивляют статьи по маркетингу с чистых свежих(без рейтинга) аккаунтов на подобных ресурсах.
Маркетинг вроде про то чтобы показать свою компетентность в продвижении, а репутацию заработать никак не выходит)

2