Из найма во фриланс, а из фриланса — в бизнес

«После 12 лет успешной работы топ-менеджером в крупной компании я решила всё бросить и стать психологом», — рассказ о том, как грамотно уйти из найма и начать работать на себя, какие каналы продвижения выбрать психологу и как добиться публикаций в именитых СМИ без навыков PR и журналистики.

Из найма во фриланс, а из фриланса — в бизнес

Для большинства людей смена места работы — чрезвычайно серьезный шаг. Годами люди планируют сменить один офис на другой, думают и сомневаются. Однако представим, что речь идёт не просто о переходе из одной компании в другую, но о кардинальной смене профессии и даже вида заработка.

Почему после 12 лет работы в найме я решила сменить профессию, как продвигалась в СМИ и с какими проблемами столкнулась?

Первые шаги

Я уволилась со своей работы в 2020 году.

Больше 10 лет я проработала на позиции HR, 8 из этих лет — на руководящих должностях в нефтегазодобывающих, производственных компаниях, в энергетической отрасли и даже банковской сфере.

Мне очень нравилась моя работа. Коллектив и руководство были прекрасные. Я была управленцем в крупной компании, имела классную команду, которую собрала самостоятельно. Параллельно работе я вела тренинги по личностному росту. Однако я медленно начинала выгорать... В какой-то момент я почувствовала, что хочу заниматься чем-то другим: делать больше для людей, хочу улучшать их жизни. Я поняла, что стандартных инструментов и методов HR для этих целей мне не хватает, а через навыковые тренинги не достичь того же эффекта, как при личных консультациях.

Тогда я вновь обратилась к тому, о чём задумывалась много лет назад, ещё до поступления в университет. Я обратила внимание на психологию, к которой даже в наше время люди часто настроены скептично.

Так или иначе, на переквалификацию по психологическому консультированию я потратила 3,5 года и ещё около 2000 часов на учебу в Московском институте психоанализа и на различных курсах.

Теперь я имела право заниматься консультированием, но где взять людей? Самое сложное в работе на себя — это поиск клиентов. Когда ты в компании, создание базы — это совместные усилия всех членов команды. В организациях целые отделы маркетинга, которые совместно ищут новых заказчиков с помощью разных методов, а здесь ты один. Когда начинаешь работать на себя, то вынужден отвечать за все задачи самостоятельно. Вектор этих задач разный и думать теперь приходиться сразу обо всем. Ты фактически взваливаешь на свои плечи все отделы полноценной компании, пусть и маленькой, состоящей лишь из одного человека.

Планы по продвижению

Я наметила себе задачу — расширить клиентскую базу, привлечь внимание к своей работе и при этом показать себя настоящим экспертом. Поэтому отсутствие опыта работы во фрилансе и навыков пиарщика не стали преградой для попыток на пути к мечте.

Повторюсь, я не обладала навыками PR и не была журналистом. Однако я изначально видела для себя два-три основных варианта продвижения.

Первый базировался на активности в социальных сетях.

Второй — на публикациях в СМИ.

Кроме того, ещё со времен учебы в институте я вела тренинги по личностному росту, что в сумме с сарафанным радио обеспечивало небольшой приток новых клиентов. Все-таки если ты качественно выполняешь свои обязательства, то люди будут советовать тебя своим знакомым. Особенно это актуально для такой профессии как психолог.

Какие из этих методов окажутся эффективнее и как они будут работать в связке — этого я ещё не знала.

<i>Чаще всего для продвижения личного бренда в 2023 году психологи используют соцсети. Об этом говорится в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdelovoymir.biz%2Fpsihologi-rasskazali-o-prodvizhenii-lichnogo-brenda-v-2023-godu.html&postId=726383" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">исследовании</a> сервиса журналистских запросов Pressfeed.</i>
Чаще всего для продвижения личного бренда в 2023 году психологи используют соцсети. Об этом говорится в исследовании сервиса журналистских запросов Pressfeed.

По данным опроса многие психологи недооценивают эффективность публикаций в СМИ, хотя главная задача пиара и продвижения личного бренда — это сформировать лояльность аудитории. Для успешного продвижения психологу нужно нечто большее, чем активности в социальных сетях и сарафанное радио.

Работа с брендом

Я изучала условия для публикации и понимала, что задача теперь — это сформировать личный бренд и увеличить число подписчиков, которые потом станут клиентами.

В 2018 году, когда ещё работала в компании, я уже вела группу в ВК. В соцсетях я создавала полезные рубрики, в которых делала обзоры книг, разбирала стратегии саморазвития и делилась советами по коучингу. Я работала в крупной компании не первый год, имела опыт и делилась этим опытом. Я организовывала мастер классы и даже собственные курсы. Экспертность в сфере управления персоналом помогала работать с аудиторией в сети.

Можно сказать, что даже если вы хотите сменить профессию и вид заработка или начать заниматься маркетингом в сети, то не стоит обесценивать прежний опыт. Если вы эксперт в своей области, то найдутся варианты как облегчить себе переход из одной сферы в другую.

Так я, например, и начинала медленно набирать аудиторию. Это был 2021 год, и шёл четвёртый-пятый месяц как я ушла с основной работы. На тот момент у меня было уже 5-10 клиентов в месяц, а стоимость часа 1500 рублей. Работать мне приходилось иногда по 12 часов, без выходных, что было, конечно, неправильно. В эти 12 часов входила работа с клиентами, подготовка к сеансам, и время на развитие социальных сетей…

В некоторой степени это и был фриланс: я была по-прежнему в найме, только теперь у самой себя.

Работа со СМИ

Что касается публикаций в СМИ, то я решила действовать самостоятельно. Я понимала свою аудиторию, поэтому просто напросто начала искать в интернете, как размещать публикации в СМИ. Я изучала туториалы и книги на эту тему, и по итогу даже выходила на контакт с некоторыми издательствами, которые мне нравились.

Только со временем я осознала, что работа со СМИ — это непросто: на постановку задачи, подготовку и написание материала уходит колоссальное количество времени и сил. Кроме того, даже если у тебя есть экспертное мнение или отличная история, то могут потребоваться недели на то, чтобы твою статью рассмотрело издательство. Потом могут потребоваться правки и редактура без обещания на публикацию. Но что поделать? У популярных СМИ часто высокие требования к материалам: они не будут выкладывать статью просто так. Редакторы предъявляют высокие требования к качеству написания и актуальности материала, потому что заботятся о своём имени и читателях. Порой бывает, что то или иное издание просто не хочет сейчас брать твой материал, потому что у них или у их читателей просто иные приоритеты по темам.

В конечном счёте я решила делегировать эту задачу. И как раз в это время мне на почту поступило подозрительное сообщение...

Сомнительное предложение

Написал пиарщик из неизвестной компании с предложением о продвижении моего бренда. Выглядело все вроде понятно, но только до тех пор пока я не запросила контракт...

Во-первых, только после 3 напоминаний со своей стороны я наконец ознакомилась с документами. Прошло при этом порядка 10 дней! Во-вторых, договор составлен в минус для заказчика. То есть много обязательств с моей стороны, никаких гарантий нет, и все было поверхностно со стороны обязательств исполнителя.

Мне не нравился этот контракт. В WhatsApp я спросила, можно ли изменить условия договора. На это я получила великолепный ответ в стиле того, что подписания контракта — это так... фикция, это вообще, ну, неважно, это просто так. А дескать главное — это доверие и так далее.

Рада, что не согласилась тогда ничего подписывать. И дело тут было не только в деньгах, но и в моем имени, которое могло пострадать от рук непрофессионалов.

Не весь пиар на аутсорсе работает и безопасен, важно выбирать компанию внимательно!
Не весь пиар на аутсорсе работает и безопасен, важно выбирать компанию внимательно!

Знакомство с Pressfeed

После сомнительного предложения я наткнулась на сервис журналистских запросов Pressfeed.

Pressfeed — это служба, которая связывает журналистов с экспертами. Принцип работы прост: журналисты могут отправлять запросы на информацию по конкретным темам, над которыми они работают, а эксперты — отвечать на запросы: делиться материалами, мнением, которые полезны журналисту. Таким образом, журналисты экономят время и усилия на поиске фактуры для текстов, а эксперты могут бесплатно привлечь внимание СМИ и выстроить с ними положительные отношения.

Я поняла, что это хороший вариант для бесплатных публикаций. Я зарегистрировалась на сайте, стала отвечать на подходящие моей теме запросы и ждать первых упоминаний в различных источниках. Однако вскоре мне перестало хватать времени на ручную работу. Чтобы не тратить силы, я решила воспользоваться услугой Виртуальный пиарщик, которая представляет собой полноценный аутсорс. Услуга гарантирует всем клиентам публикации в крупных СМИ. Кроме того, сервис имеет свой нишевый продукт для быстрого продвижения психологов и коучей. Именно это мне и было нужно.

Для сравнения с прошлым сомнительным предложением скажу: на этот раз договор пришёл сразу. В нем были заявлены и зафиксированы все необходимые обязательства. Я заключила контракт на пакет статей, которые сервис обязывался опубликовать в нужных изданиях. После подписания за мной был тут же закреплен личный менеджер. Повторюсь, я уже понимала свою аудиторию, поэтому заранее обозначила СМИ, в которых я хотела публикации: «Лиза», Psyhology, «Ева» и другие. Всего около 30 изданий.

Конечно, я могла напрямую заплатить этим изданиям по отдельности за публикации статей. За деньги некоторые СМИ, возможно, согласились бы опубликовать мой материал. Но этот способ казался малоэффективным... Что толку от проплаченных публикаций в изданиях, если аудитория не будет это читать? Теперь же мой менеджер, который заменял в моей небольшой компании отдел пиара, помогал подобрать общую, актуальную не только для меня, но и для издательства и читателей темы будущих статей. Менеджер сам договаривался о публикации и редактуре со СМИ, при этом консультировался со мной.

Из найма во фриланс, а из фриланса — в бизнес

Таким образом, благодаря услуге Виртуальный пиарщик количество клиентов у меня увеличилось до 15-20 в месяц. Я видела упоминания и ссылки перехода. Мой блог формировал лояльность у подписчиков, которые через статьи приходили ко мне. Люди понимали, что они на страничке психолога, который публикуется в известных СМИ. Доверие ко мне, безусловно, росло. Публикации — это дополнительное подтверждение профессионализма.

Из найма во фриланс, а из фриланса — в бизнес

Я увеличила стоимость услуг в 2,5 раза. Теперь мой час стоил не меньше средних показателей: 5000 рублей. Конечно, случались и трудности. Например, момент с Cosmo, когда редактор журнала завернула статью. Однако я решила, что редактировать материал и вообще писать туда пока что не время. Менеджер меня услышала и не стала настаивать на редактуре.

Самое сложное было позади. Я поняла, что гибридное продвижение бренда работает лучше, чем ставка на одни социальные сети. Разные методы продвижения: СМИ, тренинги и социальные сети теперь работали друг на друга. Социальные сети давали свой результат, но их подкрепляли публикации в издательствах.

В какой-то момент я осознала, что моя цель — это не количество подписчиков. Я даже не скажу, что за два года прирост новых подписчиков был сверхъестественно высоким, однако зарабатывала я всё больше и количество клиентов только увеличивалось. Выходило так, потому что я меньше делала упор на социальные сети, которые легко дают новые лайки, но продолжала издаваться в журналах, которые подтверждали мою экспертность в глазах потенциальных клиентов. В таком случае много клиентов было и не нужно. Опять-таки, я поняла финансовую составляющую: можно иметь миллион подписчиков и с этого ничего не зарабатывать, а можно иметь 3 тыс. подписчиков и зарабатывать с этого 1 млн. рублей. Как считаете, какой вариант лучше?

Из найма во фриланс, а из фриланса — в бизнес

В общем, за время работы с Pressfeed у меня выстроился уверенный поток клиентов. Сейчас стоимость моего часа доходит до 15 000 рублей, а запись на месяц вперед. У меня появилось больше свободного времени и я смогла перестроить понятие фриланс в бизнес. Отдых стал для меня первичен и это обеспечивает стабильный результат.

Перестройка под новый рабочий режим — не главная трудность для человека, который начинает работать на себя. А вот поиск клиентов — проблема, с которой сталкивается каждый. Гибридный метод продвижения работает лучше, чем ставка на что-то одно. Социальные сети остаются самым стандартным методом раскрутки, однако чтобы выйти на качественно новый уровень, нужно подтверждать свою надёжность в глазах потенциальных клиентов. Наличие строки «публикации в СМИ» добавляет очки к лояльности со стороны аудитории, и если раньше это казалось приятным дополнением, то сейчас — экспертная необходимость.

1717
29 комментариев

По моему просто реклама площадки

4
Ответить

Михаил, Вы правы! Вот только следует ещё подумать, что Вы имеете в виду под словом «‎реклама». Я описала реальный опыт, которым хотела поделиться. Если он поможет другим людям, замотивирует их, то почему бы не поделиться этим? Что касается стратегий продвижения, то прессфид, действительно, мне очень помог в публикациях. Это не исключает моей собственной работы и усилий, которые я прикладывала на пути. Тут я честна.
Спасибо за комментарий!

1
Ответить

Ещё и комменты сами себе пишут от аккаунтов-однодневок, "тут я честна" хе-хе. Скорее всего "реальный опыт" такой же липовый как и аккаунты-однодневки и аккаунты-консервы. Автор, примите моё искреннее осуждение подобной практики.

Ответить

Спасибо что поделились опытом! Интересно было почитать про ваш путь, ведь сам сейчас нахожу в самом начале пути. Так как тоже резко поменял направление в сторону психологии и уже летом буду защищать диплом) Тоже предстоит раскручивать свой бренд. И как вам, нравится практиковать?

1
Ответить

Максим, спасибо за вопрос. Я ещё в 2008 году начинала вести тренинги по личностному росту. Конечно, об этом я уже говорила. Однако, я ещё тогда, в процессе обмена знаниями с людьми, почувствовала, как мне важно помогать другим. Ты испытываешь невероятные эмоции, когда видишь положительные изменения в жизнях клиентов. Думаю, это главное. Так что если отвечать на Ваш вопрос, то да, я занимаюсь своим делом и оно мне нравится.

Здорово, что Вы тоже решили изменить направление в сторону психологии. Успехов Вам в защите диплома и дальнейшей учёбе!

1
Ответить

Полезно

1
Ответить

Неплохо написано, информативно. Мне тоже тема фриланса ближе, отдачи от прилагаемых усилий больше.

1
Ответить