Конечно, на практике есть и те, и другие варианты. И успешные, и провальные. Но важно понимать, что если рф бизнес уже стабильный, большой, растущий - то команда менеджмента, скорее всего, нанималась со скиллсетом построения процессов, управления, масштабирования - а при запуске международки нужно запускать новый бизнес, это скиллсет предпринимателя, это гибкость, скорость, личное погружение в мельчайшие детали, в параллель со стратегическим виженом, стратегическими партнерствами, готовностью к пивотам. В общем, запуск с 0 до 1 и масштабирование до миллиардов - разные задачи, для разных людей.
Спасибо, увлекательно написано!) по ходу чтения появился вопрос: какую роль играет команда и её состав в процессе выхода в международку? Можете ли дать рекомендации по найму в этом контексте?
Ох, ну сразу скажу, что я не эксперт именно в этапе сбора команды)
Но кажется есть очевидное
1) Линейная команда точно из локалов (сейлзы, саппорт и тп). Точно не русские студенты знающие язык - тут именно местные нужны
2) Базовый персонал типа маркетологов (которые креативы например рисуют) тоже местные. Так как требуется понимание местных особенностей и предпочтений в части контента
Но кстати SEO наоброт русских оставить. И интеллектуальные штуки, вроде аналитики, принятия решений тоже на русской команде
3) Полезно иметь бизнесового локала, типа GM или кантри менеджера. Альтернатива - релокация фаундера. То есть либо кантри менеджер, либо релоцировавшийся фаундер
не знаю, ответил ли на вопросы?
Спасибо за классный кейс
Спасибо!
Спасибо, очень не хватало такой прозрачной пошаговой инструкции!
Старались как раз мануал прям сделать)
У маркетинговых исследователей есть Эсомар, этический кодекс и так далее. Не все соблюдают, наверное. Но хотя бы представление про какую-то этику есть. Или как минимум представление, что какая-то этика где-то тут рядом бывает :)