{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

MarHR и подрядчики: отказаться нельзя работать

Найти хорошего подрядчика – всегда задача со звездочкой. Кто-то относится к проекту максимально пофигистично, кто-то пропадает в самый неподходящий момент. Возможна и обратная ситуация: вам пытаются продать услугу любой ценой (и после отправляются в вечный черный список) .

Однако работа с подрядчиками во внутрикорпоративном маркетинге – это отдельный круг ада как для заказчика, так, полагаю, и для исполнителя. Но обо всем по порядку.

Эта статья будет полезна и специалистам по внутрикому, и людям со стороны подрядчика. Первые смогут лучше разобраться в постановке задач и понять, какие подводные камни их ожидают. Вторые посмотрят на процесс работы со стороны заказчика.

А что нужно сделать?

Перед вами стоит некая задача. Например, вам нужно сделать лендинг, чтобы подсветить ценности компании или организовать корпоративное мероприятие. Что нужно сделать до того, как искать потенциального подрядчика?

1. Самому разобраться в задаче.

Казалось бы, что это очевидно, но практике далеко не всегда заказчик понимает, что он хочет. Подумайте над концепцией, накидайте идеи.

2. Обсудить с руководством/лицами принимающими решение.

Как показывает опыт, этот этап далеко не всегда можно реализовать. Чаще всего, лпр не знают, что хотят, но главное, чтобы было «красиво», «интересно» и просто «хорошо». Единственное, попытайтесь выведать бюджет – это будет большим подспорьем в работе над проектам (но не удивляйтесь, если никто не сможет его обозначить) .

3. Поиск исполнителя.

Идеально, если у вас уже есть пул подрядчиков, которые реализовывали проекты в сфере MarHR. Однако подобных агентств достаточно мало. Например, даже в event-индустрии все предлагают примерно одинаковые идеи для корпоративного мероприятия. Разработка чуть более креативного предложения становится проблемой.

Не стесняйтесь спрашивать у знакомых из индустрии, с кем они работают. Сарафанное радио никто не отменял, а шанс, что вы найдете классное агентство по рекомендации намного выше, чем поиск по рейтингам или, тем более, по ресерч в интернете. Однако нужно помнить, что хорошими контактами делятся редко и по факту ожидание может не совпасть с реальностью.

Важно: профильные чатики – это, конечно, хорошо, но не в плане поиска рекомендаций. Часть из тех, кто откликнулся на ваш запрос, будет продвигать своих людей за процент от сделки.

Если рекомендаций нет, то по возможности ищите подрядчиков не из Москвы. Качество (особенно, если проект рядовой) будет одинаковым, а вот стоимость работы различается в разы. Например, разработка лендинга в московском агентстве в среднем стоит 650 000 рублей. Та же самая работа в Воронеже – 250 тысяч.

4. Бриф

Пул потенциальных исполнителей собран, встречи назначены. Что дальше?

  • Во-первых, во время встречи расскажите, как можно больше подробностей о проекте. Что вы хотите сделать, как это должно быть реализовано, когда, на какие ЦА рассчитываете… Обязательно подчеркните, что это HR-проект. Из 100 подрядчиков может быть 10 понимают в чем специфика.
  • Во-вторых, помните, что вам хотят продать. Поэтому цель встречи заключается не в том, чтобы узнать подробности по проекту, а в «набивании цены». Например, когда мне было нужно сделать лендинг, то 6 из 13 подрядчиков мне приходилось пересказывать уже заполненный бриф. Большая часть встречи была посвящена тому, сколько мы хотим заплатить и как будет проходить тендер. Одни «товарищи» пытались сразу перепрыгнуть на генерального директора, чтобы показать ему невнятную презентацию. В итоге были посланы им и попали в черный список.

Озвучивать ли бюджет? Да, если он уже заложен, и вы четко его придерживаетесь. В ином случае, «ориентируюсь на предложения». О чем нужно помнить? Подрядчик попытается полностью освоить ваш бюджет, даже, если эта услуга стоит дешевле. Также прайс будет выше, если у вас большая компания – почему-то у исполнителей в сознании сидит стереотип, что бюджеты у вас безграничны.

5. Работаем с КП

Образцовое коммерческое предложение должно быть составлено так, чтобы у ЛПР (и бухгалтерии в дальнейшем) не возникало лишних вопросов о том, что вы приобретаете. К сожалению, на этом этап мало, кто думает, как продать вам продукт качественно. Стандартная ситуация: вы час объясняете, что нужно сделать, а в ответ вам присылают смету из трех строк (с очень неприятной суммой) . Далее подрядчик терроризирует вас на предмет обратной связи.

Что делать?

  • Либо «выбивать» нормальное коммерческое предложение.
  • Сразу дать отрицательную обратную связь и обозначить невозможность сотрудничества.

Некоторые сметы созданы для того, чтобы их резали. Например, аналитика по одностраничному лендингу для нужд внутрикома может стоить 563 тысячи (реальная цена от одного из московских агентств) . Если подрядчик не обладает завышенным ЧСВ, то он понимает, что эту строчку никто не одобрит. Четко обозначайте, что вам нужно. Убирайте лишнее.

6. Тендер

Без бюрократии не обойтись. Единственный совет, который можно здесь дать: делайте все возможное, чтобы в тендер изначально не попали те, с кем вы категорически не хотите работать.

7. Реализация проекта

Увы, вы прошли еще не все круги ада. Впереди самое интересное – миллион косяков со стороны подрядчика, который вдруг включает режим глухоты и делает все совсем не так, как было обозначено в изначальной концепции.

Какие трудности появляются на этом этапе?

  • «Ой, а это слишком сложно»

Напоминаем, что тот или иной функционал был изначально обозначен в ваших договоренностях. Адекватного проджекта это отрезвляет, в ином случае – подключаем руководство со стороны исполнителя. Обычно эти люди гораздо более заинтересованы в успешном завершении проекта.

  • Затягивание сроков.

Ежедневно напоминаем о себе, требуем отчеты. Это раздражает обе стороны, но двигает проект.

  • Креатив, о котором не просили.

Иногда подрядчики полностью игнорируют брендбук, изобретая что-то совершенно новое. Объясняется это достаточно просто: легче переделать уже имеющийся шаблон, чем прорабатывать новый концепт под задачу заказчика. Возможно бывают случаи, когда креатив даже лучше, чем то, что описано в ТЗ, но вероятность практически ровна тому, что вы по пути на работу встретите амурского тигра. Что делать? Подключайтесь к работе и доводите проект до ума. А в будущем сразу включайте режим «control freak».

8. Обратная связь

Уже в процессе работы вы понимаете обратитесь вы к этим людям еще раз или нет. А вот подрядчик в 99% случаев верит в то, что он классный и удивляется, если обратная связь оказалась совсем не такой, как он ожидал.

Как не стоит вести себя исполнителю?

Во-первых, открыто обижаться и провоцировать конфликтную ситуацию. Да, бывает, что косяки не на вашей стороне, но, если вы будете агрессивно это доказывать, то повторно к вам точно не обратятся.

Во-вторых, даже успешный проект не делает клиента «дружбаном». Просьбы «подкинуть работу» или «замолвить словечко» выглядят непрофессионально. Кстати, звонки в выходные и нерабочее время с целью «узнать, как дела» — не самая лучшая идея.

В-третьих, оставайтесь на связи, но не навязывайтесь. Пригласить клиента на мероприятие – ок. Звонить каждый месяц в надежде получить новый проект – номер отправляется в ЧС. Атаковать мессенджеры с ссылкой на каждую новую статью тоже не стоит. Никто не любит навязчивых людей.

Вместо заключения. А что делать, если заказчик неадекватный?

Содержание скрыто
Показать

Не работать с ним.

Если вы во время первой встречи понимаете, что не совпадаете по вайбу, то сошлитесь на занятость. Нервная система дороже проектов.

Проблемы возникли в процессе работы? Прежде всего, выдохните. Если ситуация обострилась, то любое ваше движение будет восприниматься в штыки. Постарайтесь узнать, что не так. Если проблема на вашей стороне (пусть и лично для вас она кажется незначительной) , то хотя сымитируйте процесс ее решения. Клиент успокоится, будет проще.

Кстати, если в процессе работы вы поняли, что экспертизы в HR-специфике вам не хватает, то признаться в этом лучше, как можно раньше. Да, заказчик явно не обрадуется, но с его помощью вы снизите вероятность полного провала.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда