Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

А также бонус – сервисы генерации заголовков и формулы цепляющего текста, которые органично подводят читателя к нужному целевому действию.

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

Привет! Это Sendsay – омниканальная CDP-платформа.

Качественный контент – это хорошо, но без эффектного заголовка он вряд ли привлечет внимание читателей. Поэтому нужно уделять внимание теме, чтобы люди заметили ваш пост, статью или письмо в ленте.

Мы собрали в статье рекомендации по работе с заголовками:

В конце материала – краткая памятка о том, как создавать крутые заголовки 👀

Простой алгоритм создания заголовка

Озаглавить текст несложно. А вот сделать так, чтобы заголовок привлекал внимание и вызывала желание прочитать текст – задача потруднее. Но у нас есть алгоритм, который поможет собрать заголовок статьи или тему письма как конструктор.

1. Определить тему публикации и конкретизировать ее – слишком общая тема не привлекает внимание, поэтому ее нужно сузить. Как написать заголовок → Как придумать тему статьи, письма или поста с помощью нейросетей.

2. Придумать несколько вариантов – подумайте над разными заходами для заголовка: польза, интерес, интрига, эмоции, социальное одобрение.

3. Добавить ценность – эмоциональную и/или рациональную. Это может быть пошаговый алгоритм, N ценных рекомендаций, эстетическое наслаждение, утоление любопытства, развлечение и прочее. Как написать заголовок с помощью нейросетей → Протестировали 5 нейросетей для создания заголовков. Варианты ChatGPT заставили поволноваться всю редакцию.

4. Убрать избыточные слова – усильте тему, сделав ее более короткой и емкой. Для этого нужно убрать лишние обороты, конструкции и уточнения. А если подбираете тему для рассылки, проверьте, нет ли в ней стоп-слов.

5. Выбрать лучшую тему – оцените варианты: насколько они интересные, вызывают ли желание открыть, соответствуют ли главной теме содержания и основной цели материала.

6. Ограничить длину – особенно важно для рассылок, в которых часть темы может скрыться за многоточием. Заголовок письма должен умещаться в 30-40 символов – столько видно в мобильной версии до сокрытия. В постах и статьях тема может быть длиннее.

Если придумываете тему для email-рассылки, то можно сделать дополнительный шаг, он поможет найти заголовок, который заинтересует аудиторию. Для этого нужно провести А/В-тестирование.

А/В-тестирование – это метод маркетингового исследования, которое помогает выбрать один из двух вариантов. Суть в том, чтобы создать 2 одинаковых письма с разными заголовками, отправить его тестовой группе и оценить, какое сработало лучше.

Такой тест можно провести в сервисе email-рассылки. Вот как это делается в Sendsay:

  • перейти в раздел A/B-тестирования и задать исследуемый параметр – тема письма
  • задать условие победы: выбрать лучший вариант самостоятельно или автоматически по открываемости, кликабельности или количеству отписок
  • указать письмо из готовых шаблонов или создать новое
  • написать для каждого письма тему
  • запустить тест рассылки
<p>По результатам теста станет понятно, какая тема для рассылки вызывает больший интерес у подписчиков и работает эффективнее</p>

По результатам теста станет понятно, какая тема для рассылки вызывает больший интерес у подписчиков и работает эффективнее

Приемы для привлечения внимания к контенту

Следуя нашему алгоритму, можно придумать несколько вариантов тем и выбрать лучшую. А сделать заголовок сильнее помогут следующие приемы:

  • открытый вопрос – намекает, что в публикации будет развернутый ответ
  • риторический или эмоциональный вопрос – привлекает внимание и может вызвать отклик у аудитории
  • спорное утверждение – вызывает эмоциональный отклик, пользователя может заинтересовать материал независимо от того, согласен он с утверждением или нет
  • обращение к аудитории – цепляет внимание целевых читателей
  • ньюсджекинг – использование актуальных новостей и событий в контенте, например: Топ-5 средств для создания макияжа, как у Мишель Йео на премии Оскар
  • польза или выгода – хорошо работает, если наглядно показана ценность информации
  • упущенная выгода – создает ощущение, что в тексте есть важная информация, которую нельзя пропустить
  • цифры – создают ощущение упорядоченности, кажется, что материал будет не хаотичный, а структурированный и понятный
  • юмор – помогает привлечь внимание целевой аудитории, которая оценит шутку по достоинству
  • цитата – отлично подходит для интервью и экспертных публикаций, особенно если фраза спорная, эмоциональная или интригующая
  • личный опыт – истории людей любят читать, поэтому об этом нужно упомянуть в заголовке
  • социальные доказательства – кейсы, результаты, примеры использования
  • неожиданное продолжение – эффектный прием, который работает на эмоции удивления и интереса
  • частые проблемы и ошибки – тоже хорошо привлекают внимание и вызывают желание узнать, какие ошибки не стоит допускать
  • призыв к действию – приём, помогающий подтолкнуть читателя открыть статью или письмо

Ошибки, которые делают заголовок слабым

Приведенные выше советы помогают сделать заголовок сильным и цепляющим. Но любые приемы нужно использовать аккуратно, чтобы не допускать следующих ошибок:

Заголовок не отражает содержание

Тема должна зависеть от задачи публикации и ее содержания. Если в контенте полезный материал – заголовок должен раскрывать ценность для читателя. Польза ради пользы уже мало кого интересует.

Не бойтесь делать заголовки длинными, особенно для статей: опишите главные вехи материала, если это инструкция; используйте спорные утверждения, неожиданные сюжетные повороты и прочее. Все, что отвечает содержанию текста, и тому, какую реакцию ждете от читателя.

Заголовок не соответствует по стилю

Также важно, чтобы тональность темы соответствовала стилю публикации. Часто бывает, что в заголовке используют хайп, кликбейт и дерзость, а текст написан в нейтральном стиле. Не стоит так делать, потому что вызывает ощущение неоправданных ожиданий или даже обмана.

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

Заголовок слишком обобщенный

Иногда тему почти не конкретизируют и получается что-то вроде: как заработать на рассылках. Это очень широкая тема, по которой непонятно, что именно будет в статье: то ли общая информация о способах монетизации, то ли конкретные инструменты. Желания открыть и выяснить, что же там в тексте, не появляется.

Поэтому нужно сузить тему и конкретизировать, что в ней интересного, для какого она читателя. Например: Рассылки на 8 Марта → 10 идей для рассылки на 8 Марта и рекомендации по ее оформлению.

Заголовок слишком узкий

Проблема возникает при слишком сильной конкретизации, из-за чего заголовок сужает аудиторию, которой потенциально может быть интересна тема.

Например, для той же статьи про женский день можно конкретизировать заголовок до варианта: Как поздравлять с 8 Марта в email-рассылке. Но так мы сужаем тему до email-рассылки, хотя идеи сработают и в мессенджерах.

Заголовок перегружен

Так бывает, если автор хочет рассказать сразу обо всем, из-за чего смазывается фокус с главной информации. Поэтому нужно сначала определить основную мысль текста, а потом думать, что еще может быть важным для читателя.

Например: Рассылки на 8 Марта: идеи, примеры, тренды, советы от экспертов, что можно писать, а что не стоит → Как поздравить с 8 Марта, учитывая текущую повестку: советы от экспертов.

Нейросети и генераторы заголовков

Если придумывать тему самому сложно или просто лень, можно воспользоваться специальными сервисами.

  1. ChatGPT – самая популярная текстовая нейросеть

Как воспользоваться: на сайте разработчика, но он не работает в России без VPN. Проще воспользоваться ботами с ограниченным функционалом в Дискорде или Телеграме

Стоимость: бесплатно, некоторые боты могут быть платными

ChatGPT можно показать текст и попросить придумать к нему заголовок. Лучше сразу указать нужные параметры, например: тональность, конкретные слова, целевую аудиторию, формат текста и площадку, на которой текст будет опубликован.

Мы тестировали нейросеть для создания заголовка к письму из нашего дайджеста, и ChatGPT придумал десяток крутых заголовков, так что смело его рекомендуем.

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

2. Gerwin – нейросеть для работы с текстом

Как воспользоваться: перейти на сайт Gerwin

Стоимость: от 280 ₽, при подписке на телеграм-бот дают промокод на бесплатные 10 тыс. символов

Гервин – нейросеть, которая хорошо работает с русским текстом. У нее есть специальные инструменты для генерации заголовков со следующими настройками:

  • указать тему – краткое содержание статьи, не более 100 символов
  • тональность – нейтральный, восторженный, остроумный и прочее

В отличие от ChatGPT, Гервину нельзя показать текст, чтобы он сам подобрал заголовок, он может сгенерировать его только по краткому текстовому описанию. Мы также рассказывали про опыт работы с нейросетью в статье про эксперимент с рассылкой, и ее варианты уступали заголовкам от ChatGPT.

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

3. Текстовод – сервис для работы с русскоязычными текстами

Как воспользоваться: перейти на сайт Текстовода

Стоимость: бесплатно для текстов до 15 тыс. знаков, свыше этого объема – 1,5 ₽ за 1 тыс. символов

Простой сервис с инструментом «Озаглавить текст онлайн», которому можно показать материал и он придумает для него заголовок. Мы показали текст этой статьи, и вот какой заголовок предложил Текстовод 👇

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

4. WebCanape – генератор тем

Как воспользоваться: перейти на сайт WebCanape

Стоимость: бесплатно

Сервис придумывает заголовки с указанным ключевым словом – подойдет в случаях, когда надо написать название с ключевым словом. Также WebCanape может здорово помочь с поиском тем для контент-плана.

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

Формулы создания заголовков

А если алгоритмы и нейросети не помогают, то можно воспользоваться формулами создания цепляющих текстов.

1. Призма полезного действия от Ильяхова

Максим Ильяхов – эксперт в работе с текстами и визуалом. Он предложил формулу создания цепляющих заголовков на основе трех триггеров:

  • Прагматика – измеримая польза, которая апеллирует к рациональной трате времени, ресурсов или денег. Например: Как полимерные накопители улучшают качество передачи информации
  • Социальный аспект – это обращение к определенной группе людей или к социальным чувствам признания, уважения, гордости. Например: Российские ученые открыли новые свойства полимера, которые произвели революцию в науке
  • Эмоциональное воздействие – апелляция к эмоциям человека: радость, отвращение, удивление, любопытство. Например: Ученые разрабатывают устройства из полимеров, которые помогут людям управлять техникой силой мысли

Заголовки, которые включают в себя все три параметра, будут очень яркие, но длинные. Например: Сенсационное открытие российских ученых: с помощью полимерных имплантатов можно управлять техникой силой мысли. Как это изменит жизнь людей?

Пример темы от Ильяхова, которая задействует все триггеры
Пример темы от Ильяхова, которая задействует все триггеры

2. Формула 4U – Usefulness, Uniqueness, Ultra-Specificity, Urgency

Чтобы повысить эффективность заголовка, пригодятся четыре параметра формулы: польза, уникальность, прицельность и срочность. Важно использовать хотя бы один-два из них.

  • польза показывает, какую ценность письмо, пост или статья принесет читателю
  • уникальность позволяет выделиться в ленте и предложить читателю что-то особенное
  • прицельность поможет зацепить внимание нужной целевой аудитории
  • срочность создаст ощущение упущенной выгоды, что увеличит вероятность отклика на рекламное предложение
Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

3. Формула AIDA – Attention, Interest, Desire, Action

Формула предполагает ведение читателя через привлечение внимания к заинтересованности, пробуждению желания и мотивации действовать.

Все элементы использовать в заголовке не обязательно, можно их добавлять в другие части материала. Например: в заголовке привлечение внимания, в прехедере / лид-абзаце – интерес, в тексте – формирование желания и призыв к действию.

Как это может реализоваться в рассылке:

  • тема – «Как потеплеет, пойдем на пикник?»
  • прехедер – «Скидка 20% на товары для семейного пикника»
  • основной текст – подборка пледов, красивой посуды и прочих вещей для пикника, а также кнопку с мотивацией перейти на сайт и посмотреть больше предложений

Кстати, у AI-сервиса Гервин есть отдельный инструмент для создания текстов по формуле AIDA. В нем надо указать вводные данные, и сервис сгенерирует продающий текст 👇

Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

4. Формула PAS – Problem, Agitation, Solution

Суть формулы в том, чтобы обратить внимание на проблему, раскрыть ее, вызывая эмоции, и предложить решение проблемы.

  • проблема – то,что беспокоит вашу аудиторию
  • раскрытие – понимание, как сильно проблема затрагивает аудиторию и что может произойти, если её не решать
  • решение – ваше предложение по решению проблемы и объяснение, как это может помочь

Чтобы создать привлекательный контент на основе формулы PAS, нужно убедиться, что заголовок создает ощущение знакомой проблемы, которая решается в тексте. Эта формула также поможет выстроить структуру всего текста так, чтобы вместе с заголовком они создавали единое целое:

  • в заголовке хорошо сработает формат вопроса или личной истории, привлекающей внимание
  • в тексте – раскрытие проблемы, с которой сталкиваются потенциальные клиенты, решение и обоснование, почему они должны действовать прямо сейчас
Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки

Если подвести краткий итог статьи, то мы бы сказали так:

  • Хороший заголовок вызывает эмоции и раскрывает ценность материала: польза, развлечение, чувство гордости, единения и вообще чего угодно.
  • Самостоятельно придумать эффектный заголовок можно с помощью алгоритма, который позволяет придумать несколько вариантов, выбрать лучший и усилить его с помощью разных приемов.
  • При этом нужно быть аккуратным и не допускать ошибок: слишком широкая или узкая тема, неподходящая тональность или чрезмерное уточнение.
  • Быстро придумать тему можно с помощью нейросетей или специальных сервисов. По нашему опыту ChatGPT справляется лучше всех.
  • Также можно воспользоваться формулами цепляющего текста, которые помогают усилить тему и органично связать ее с текстом: призма Ильяхова, 4U, AIDA и PAS.

И напоследок: заглядывайте на наш телеграм-канал, при подписке на который, мы дарим книгу «Email-маркетинг для бизнеса». Подробнее о том, как ее получить, указано в закрепленном сообщении канала.

А также подключайтесь к Sendsay, чтобы сделать ваш email- и мессенджер-маркетинг мощнее 💪

1010
4 комментария

Будем честны с собой. Мы бы все зашли на статью с первым заголовком и пропустили со вторым.

4
Ответить

спасибо за информацию

Ответить

Кто виноват? И что делать? - два самых ярких и многозначных заголовка

Ответить

Отличная статья - как делать удачные заголовки и крючки , набрала аж 2три просмотра. Вам надо что-то менять....

Ответить