Закон «О рекламе» и ограничения для продвижения лекарственных препаратов. Все, что важно знать

Продвижение лекарственных препаратов регулируется законодательным ограничениям во многих странах. Не является исключением и Россия.

Не смотря на все запреты, производители лекарственных препаратов традиционно являются в России одними из основных рекламодателей.

Как говорится: предупрежден – значит вооружен!

Продвижение лекарственных препаратов. РА Статус
Продвижение лекарственных препаратов. РА Статус

О том, какие в России приняты законодательные ограничения при продвижении лекарственных препаратов и какие существуют эффективные пути продвижения фарм — брендов, расскажем в этой статье.

Требования и ограничения для рекламы лекарственных препаратов в РФ

В российском законодательстве установлены многочисленные требования, ограничения и запреты в отношении рекламы лекарственных средств. Одной из основных причин такого жесткого регулирования медицинской рекламы является необходимость предотвращения применения лекарственных препаратов без назначения врача и негативных последствий от этого для здоровья, причиняемых самолечением.

На территории РФ действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О рекламе»: Реклама медицинских препаратов должна соответствовать нескольким требованиям, установленным российским законодательством.

  • Общим требованиям к рекламе и объекту рекламирования, установленным ст. 5 — 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";
  • Специальным требованиям к рекламе, определенными способами, предусмотренным ст. ст. 14 — 20 Закона о рекламе (на радио, телевидении, в печатных средствах массовой информации), если медицинская реклама распространяется соответствующим способом;
  • Специальным требованиям к медицинской рекламе, закрепленным в ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

Правила и ограничения для рекламы лекарственных препаратов

  • Рекламное объявление не может гарантировать потребителю безопасность, эффективность лекарственного препарата и отсутствие побочных эффектов.
  • Реклама не должна быть ориентирована на несовершеннолетних.
  • Запрещено делать отсылки в рекламе на конкретные случаи полного излечения или улучшения общего самочувствия человека благодаря применению этого лекарства.
  • В рекламе лекарственных препаратов нельзя использовать отзывы и благодарности потребителя.
  • В рекламе нельзя ссылаться на преимущество товара, выявленные в результате обязательных регистрационных государственных исследований.
  • В рекламном сообщении запрещено утверждать или предполагать о наличии у человека конкретного заболевания
  • Реклама не должна вызывать желание у здорового человека приобрести товар для лечения.
  • Запрещено выстраивать рекламу так, чтобы у покупателя складывалось ложное ощущение о том, что консультация с врачом не нужна Реклама не может обещать покупателю отсутствие побочных эффектов, безопасность, и гарантированную эффективность.
  • Лекарственные препараты нельзя позиционировать, как БАД, и наоборот.
  • Запрещено в рекламе гарантировать эффективность и безопасность лекарства с отсылкой на его натуральное природное происхождение.

! Все перечисленные требования содержатся в пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

При размещении рекламы на интернет — ресурсах, в текстовые объявления будет автоматически добавлено предупреждение «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

В графические объявления это предупреждение необходимо добавлять самостоятельно.

Рецептурные лекарственные средства

На территории РФ запрещено рекламировать рецептурные лекарственные средства напрямую для потребителей. Исключение составляет реклама в специальных изданиях, предназначенных для врачей и фармацевтов, а также в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, вебинаров и иных подобных мероприятий.

Модерация и документация

При запуске рекламной кампании для безрецептурных лекарственных препаратов необходимо пройти модерацию и предоставить пакет документов:

  • копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
  • копия сертификата или декларации соответствия на лекарственное средство;
  • копия регистрационного удостоверения лекарственного средства, если препарат не включен в государственный реестр лекарственных средств;
  • копия лицензии на производство лекарственных средств для препаратов, которые произведены в России.

Также, необходимо предоставить гарантийное письмо о наличии всех нужных документов, если вы рекламируете несколько лекарственных средств. Оно должно быть оформлено строго в соответствии с правилами.

Дополнения к “Закону о рекламе”

  • В 2021 году появилось обязательное требование – ставить пометки «реклама» на любых видах рекламных материалов, размещаемых в интернете. Это требование внесли в статью 16 Закона № 38-ФЗ на основании Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ. Это требование не касается рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых, в том числе в интернете.
  • С 1 января 2021 году ФАС получила право систематически проверять рекламу, размещенную юр. лицами и предпринимателями.
  • С 1 июля 2021 года сайты с посещаемостью более 100 000 человек в сутки обязали бесплатно размещать социальную рекламу в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы (Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ) .
  • Тогда же в 2021 года ввели штрафы за громкую рекламу.
  • С 1 сентября 2022 года вступили в силу новые требования к рекламе в интернете. Поправки в закон № 38-ФЗ о рекламе внес Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ. В Законе № 38-ФЗ появилась новая статья 18.1, которая устанавливает подробные правила размещения рекламы в интернете.

Теперь отчитываться о рекламе перед Роскомнадзором обязаны рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые размещают рекламу в интернет, включая рекламу в формате баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписей, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире. Это требование не касается только социальной рекламы.

С информацией о том какие сведения нужно подавать в Роскомнадзор, можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.

Реклама лекарственных препаратов без нарушения закона — заказать комплексное продвижение в РА “Статус”!

Продвижение фарм-брендов  РА Статус
Продвижение фарм-брендов  РА Статус

Несмотря на то, что фармакологическая индустрия не «самая легкая» с точки зрения интернет-продвижения, развитие данного направления очень важно, так как расширяет границы рынка сбыта, создаёт новые возможности и позволяет получить дополнительный доход, затрачивая при этом меньше средств, чем при офлайн-рекламе.

РА “Статус” помогает фармацевтическим брендам завоевывать лидирующие позиции на рынке более 15 лет. Наше агентство работает в соответствии с установленными стандартами качества оказания услуг и применяет собственные инновационные разработки для решения поставленных задач.

Многолетний опыт и решение нестандартных кейсов помогли нам развить экспертность и компетенцию в вопросах рекламы, и добиться успеха в продвижении фарм — брендов и лекарственных препаратов. С радостью поможем и вам!

Начать дискуссию