В России обновили Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Изменения касаются сбора данных пользователей на сайтах, и на это важно обратить внимание онлайн-бизнесу.В этой статье рассказываем, что изменилось в законе, и как теперь на сайте собирать информацию о пользователях, чтобы не попасть на штраф.Что поменялосьПоправки в законе обязывают компании размещать на своем сайте документы:Пример, как можно разместить документы с «согласиями» на сайте:Что учитывать при размещении «согласий»1. Под каждую цель обработки данных размещайте отдельное «согласие». Например, если вы собираете номера телефонов для обратного звонка, их нельзя использовать для смс-рассылки. Так работает и со сбором email. 2. Не ставьте галочку за пользователя. Некоторые компании используют лайфхак: в форме сбора контактов рядом с формулировкой «Я даю согласие..» автоматически ставят галочку. Мы не советуем так делать, это незаконно. Пользователь должен дать активное согласие на обработку персональных данных: сам поставить галочку или нажать кнопку на определенной формулировке. Бездействие пользователя не является согласием на обработку персональных данных.3. Добавляйте «согласия» в каждом инструменте для сбора персональных данных:поп-апах,чат-ботах,лид-формах,чате и т. д.Нажатие на галочку в одной форме для сбора данных не является согласием на сбор всех данных пользователя. Как выглядит согласие на обработку персональных данных в стандартной лид-форме на сайте:Пример лид-формы на сайте с пометкой о сборе персональных данныхЕсли всего этого не сделать, есть риск получить штраф до 1 млн рублей за сбор и использование данных без согласия пользователя.Как Carrot quest поможет не напороться на штрафС обновлением в законе нужно столько всего сделать на сайте:разместить «согласия»;разместить документы с политикой персональных данных и пользовательскими соглашениями;добавить все это в лид-формы, поп-апы, чат и чат-боты;вставить в формы галочки.Какой-то ад, на первый взгляд. Не переживайте, все гораздо проще — есть сервисы с готовым решением для этих задач. Например, Carrot quest.Carrot quest — платформа для проактивной коммуникации бизнеса с клиентами. Она позволяет собирать данные о поведении пользователей: на какие страницы сайта заходит человек;сколько времени на них проводит;какие сообщения читает.На основе этих данных можно запустить коммуникации во всех директ-каналах: чате;чат-ботах;мессенджерах;поп-апах;триггерных письмах.Это влияет на конверсию вcей воронки: от заявок до повторных оплат.Собирать лидов и информацию о них на сайте в Carrot quest помогают:Лид-бот, поп-ап и чат на сайте для сбора данных о пользователяхЧтобы законно собирать данные с помощью этих инструментов, мы обновили настройки в сервисе1. Добавили «согласия» при сборе емейлов и телефонов в чат-ботах и поп-апах.Так может выглядеть текст с «согласием» в чат-боте и поп-апе2. Показываем «согласие», когда пользователь впервые пишет в чат или видит триггерное сообщение из чата.Пример с «согласием» и ссылкой на политику обработки персональных данных в чате3. Стали записывать в свойства пользователя, дал ли клиент «согласие» на использование телефона и емейла, сбор данных и cookies в чате.Пример свойств пользователя, который дал согласие на использование телефона и emailТакже в карточке пользователя можно посмотреть дату, время, контакт, IP-адрес, название бота или триггерного сообщения, в котором оставили контакт.Данные о лиде, который оставил контакты в инструменте Carrot quest4. Добавили рекомендации, что нужно сделать, чтобы использование автотрекинга стало законным.Настройки автотрекинга в Carrot questКроме того, в Carrot quest есть раздел «Обработка персональных данных», который регламентирует работу с персональными данными на сайтеВ настройках по обработке персональных данных вы можете сами выбрать, где и в какой форме прикреплять «согласия» — достаточно просто переключить тумблер.К каждому разделу прикрепили шаблоны, как можно разместить юридическую информацию у себя на сайте:Если вы собираете данные о пользователях через другие сервисы, которые не помогают соблюдать закон — рассмотрите переход на Carrot quest.Узнать больше о Carrot quest →