«Сегодня в топе, а завтра в ж**е»: как серые SEO-схемы убивают бизнес?
Получали предложения выйти в топ поиска за неделю/месяц? Значит, сталкивались с серыми или даже черными SEO-специалистами. Они берут сотни тысяч рублей на быстрый взлет, но еще быстрее сайт попадает в бан — и бизнес вынужден начинать продвижение с нуля. Рассказываю, почему не надо заниматься поисковыми накрутками в 2023 году.
Я эксперт Яндекса по обучению и директор по маркетингу WebCanape Евгений Чуранов — и как я уже объяснял в прошлой статье, работа над SEO не подразумевает моментального выхлопа. До первых ощутимых результатов пройдет 6–18 месяцев, и в этот проект придется вложить сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Зато результат надежный и прогнозируемый — стабильный поток целевых лидов.
Конечно, в комментарии прибежали знатоки, уверяющие, что «проще накрутить»
К сожалению, таких «специалистов» становится все больше, заказчики продолжают вестись. А в итоге за ними все равно разгребают адепты белых SEO-методов (в том числе и мы в WebCanape): выводят сайт из-под бана, чистят его от спамных ключевиков и ссылок, пишут Платону Щукину…
Я тоже на старте карьеры грешил покупкой ссылок и однажды попал в бан, а после полгода работал без оплаты, чтобы компенсировать убытки от блокировки. С тех пор мы в WebCanape полностью отказались от серых схем, обнулили бюджет на SEO-ссылки и больше к этому не возвращались.
Ухудшились ли после этого позиции наших клиентов? А вот и нет! Успешных примеров накопилось уже несколько сотен. Ниже один из них.
В общем, за 10+ лет работы с SEO я убедился: если нужны системные интернет-продажи, экспериментировать с нелегальными методами продвижения — рискованная идея. Объясняю, почему это окупается разве что на короткой дистанции, и то не наверняка.
Прямой билет в «Минусинск»
Первые места в поисковой выдаче дают самый конверсионный, прибыльный трафик. Неудивительно, что многие пытаются срезать к нему путь, обманув алгоритмы.
Сначала это давалось легко: достаточно было впихнуть в страницу как можно больше ключей. Алгоритмы быстро научились это распознавать. Потом началась борьба со ссылочным спамом: чем больше ссылок вело на сайт, тем быстрее и выше он поднимался в выдаче. На этом выросла целая индустрия. Она существует до сих пор, но накрутка ссылочного фактора (как и текстового) уже практически не дает результата. А злоупотребляющие сайты быстренько получают билет в «Баден-Баден».
Несколько лет назад помимо текста и ссылок поисковики стали обращать больше внимания на поведение пользователей. По их реакциям (или отсутствию реакций) алгоритм понимает, насколько полезен сайт, и присваивает ему рейтинг. Как я уже писал, «Яндекс» открыто признает, что ранжирование во многом зависит от предпочтений юзеров. Google отмалчивается, но все ясно из его патента, где описывается технология выдачи сайтов в зависимости от пользовательской реакции на них.
В ответ накрутчики стали подключать ботов, имитирующих действия реальных людей. Такие боты приходят на сайт через поисковик и имитируют бурную деятельность: прокручивают страницы, кликают по кнопкам — в общем, делают все, чтобы доказать поисковику, что сайт привлекателен и полезен для пользователей.
И если раньше боты сразу заходили на нужный сайт, сейчас схема заметно усложнилась. Чтобы фильтры не вычислили робота, он сначала «нагуливается»: ходит по разным сайтам, нарабатывая похожую на человеческую поисковую историю, — и только потом идет на целевой сайт.
Так что, если видите в вашей «Яндекс.Метрике», что резко увеличились прямые заходы на сайт, переходы из соцсетей или через странные поисковые запросы, не радуйтесь раньше времени. Это не реальные пользователи, а те самые боты — и они накручивают не вас, а готовятся к накрутке других сайтов.
Кстати, крайне низкий процент отказов — тоже признак работы ботов. Нормальный показатель — 10–15%, а по искусственным переходам он обычно не больше 3–4%.
Еще искусственные бусты очень хорошо видны в «Вордстате». И если внезапно подросла статистика по вашим ключевым словам, в 90% случаев это заслуга серых SEOшников.
Такие манипуляции и скрываются за красивыми названиями: интеллектуальная оптимизация, нейросетевое продвижение, авторская схема. Если встретите подобные фразочки в коммерческом предложении, не ведитесь.
Месяцы бана за недели в топе
Поисковики не отстают от хитрящих SEOшников: довольно надежно защищен от подделки поведенческих факторов Google, специальный поведенческий фильтр есть и у «Яндекса».
Кто переходит на темную сторону SEO, часто получает такие «письма счастья» и улетает в бан минимум на год.
Но кара настигает не всех или не сразу — к сожалению, SEO-манипуляции все еще работают. Например, подтасовка поведенческих факторов в «Яндексе» действительно может вывести сайт в топ и даже держать его там какое-то время.
Особенно жаркая битва идет за топ-10 по запросам услуг самих SEOшников. Там постоянно вылезают (и вскоре исчезают) сайты ноунейм-агентств. Такое ощущение, что сейчас весь верх списка по этой тематике забит накрутчиками и бороться с ними нет смысла — забанят одного, завтра выскочит другой.
Чтобы не получить «красную карточку», накрутчики обычно бустят не основной сайт компании, а специально созданные, на отдельных доменах. Их блокировка не затрагивает главный сайт и дает хоть какую-то страховку.
Как результат, качественные сайты проверенных компаний вылетают из десятки. Владельцы этих бизнесов теряют деньги, и многие из них поддаются соблазну поэкспериментировать с серыми SEO-методами, чтобы как-то компенсировать потери.
И в моей практике были такие случаи.
В портфеле WebCanape много проектов для сайтов из категории пластиковых окон. Мы отлично знаем всю первую десятку и кто кого продвигает, поэтому сразу заметили, когда в топе стали регулярно появляться и пропадать незнакомые сайты, явно накрученные.
Естественно, они теснили сайты наших клиентов, поэтому на очередной встрече с одним из заказчиков мы сказали: в топ пришли накрутчики, пока бороться за эти запросы нет смысла, давайте пробовать другую тематику.
В ходе разговора выяснилось, что этот клиент самостоятельно заказал накрутку, чтобы сравнить, какой подход выгоднее — белый или серый. Несколько тех ноунейм-сайтов как раз принадлежали ему. Но выгоды особой он не получил: сайты хоть и были в топе, «Яндекс» периодически их банил. Приходилось делать новые, покупать домены, заводить другие номера телефонов, заново делать интеграции с CRM и еще много чего.
В итоге мы с этим заказчиком продолжили работать в белую: продвигать менее популярные ключевики, больше качать позиции в Google. Что в итоге и дало нужные результаты.
Карты на стол
В общем, считаю, серьезному бизнесу ввязываться в историю с мутными SEO-схемами — все равно что спортсмену соглашаться на допинг. Возможно, случится кратковременное «чудо», но потом тебя отстранят, да и репутацию придется восстанавливать всю жизнь. Так что призываю всех играть по правилам, а на откровенно бустнутые сайты жаловаться.
Кстати, заявить об откровенно поисковом спаме в Google можно вот тут, а в «Яндексе» вот тут. И да, я надеюсь, этот материал увидят коллеги из «Яндекса» и еще плотнее займутся накрутчиками!
Итак, что нужно знать о поисковых накрутках в 2023 году
- Они все еще работают, но риск загнать ваш сайт на позиции ниже топ-100 очень велик. Лучше этого не делать.
- В топе вы пробудете недолго, в лучшем случае — несколько месяцев. Потом все придется начинать по новой.
- Первые места не гарантия продаж. Ноунейм-сайт не будет конвертировать трафик в продажи так же хорошо, как сайты, которые годами остаются в десятке за счет белого SEO-продвижения и комплексного маркетинга.
- Не везде серые схемы работают. Например, в e-commerce основной поисковый трафик держится на карточках товара. Для их накрутки требуется настолько большой ресурс, что шансы окупиться близки к нулю.
- Алгоритмы поисковиков умнеют, накрутка становится все сложнее — а значит, и дороже. В некоторых тематиках небелое SEO обходится заказчикам в сотни тысяч рублей в месяц.
- Чтобы очистить страницы от ссылочного и текстового мусора и восстановить позиции, уходит от трех месяцев до полугода. А вернуть доверие поисковика после подделки пользовательской активности еще сложнее и дольше.
То есть, даже если темнить, все равно придется раскошелиться хотя бы на базовые услуги белых SEOшников. Вот и встает вопрос: какой смысл проходить половину легального пути, а потом сильно рисковать, не получая гарантированный профит?
А что об этом думает сам Яндекс?
Вангую, сейчас в комментариях «мастера» SEO начнут доказывать, что их поисковые шаманства безопасны.
Обычно все их аргументы сводятся к такой мысли (цитата из очередной статьи на VC про накрутку):
Верить или нет — решать вам!
Если вы за честный бизнес и искали SEO-подрядчика без "серых" схем, мы в WebCanape готовы в этом помочь. Гарантируем, что накруток и сюрпризов в виде бана не будет.
Было полезно и интересно?
Делитесь этой статьёй со своим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Здесь только актуальные исследования и рабочие кейсы.
Ссылки не работают, говорили они, since 2014.
Я очень старался выразиться максимально мягко; я никогда не критикую качество чужого КМ, даже если это совершенный фейспалм, что на виси - не редкость.
Но в данном случае, это же в прямом виде дезинформация.
Я не буду спрашивать автора сколько PBN он построил, покупал ли он ссылки где либо кроме сапы, etc, все это не столь важно; хотя сейчас это напоминает формулировки уровня "все зло от компьютерных игр, их надо запретить"
в аттаче скрин, который говорит сам за себя.
Я приведу простой аргумент, понятный даже не специалистам: если бы то что автор говорит, было на 100% правдой, половина рынка сейчас бы занималась тем, что валила бы конкурентов, а вторая половина занималась "выводом".
Резюме:
1. я против серых методов, в этом легко убедиться например тут: https://vc.ru/marketing/630366-sklikivanie-v-yandeks-direkte-14-ispolniteley-zhuliki-i-vykinutye-57-000-ne-delayte-kak-my-eto-ploho
2. я не против КМ в который интегрированы довольно агрессивные продажи себя, каждый пишет что хочет)
3. но не стоит заниматься откровенной подменой фактов в попытке продать себя
А в чём дезинформация-то? Интересно стало.
КМ в который интегрированы довольно агрессивные продажи себя
откровенной подменой фактов в попытке продать себя
Это печальная реальность. Мне очень жаль заказчиков услуг интернет-маркетинга — им нужно иметь/развивать критическое мышление и тщательно изучать материалы в интернете по теме услуги.
Кстати да, хотя описание и стиль материала мне зашел, но паника нагоняемая автором явно чрезмерна, тк и правда - народ бы гасил друг друга, только пыль столбом бы стояла ))
Есть нюанс.
Алгоритмы Яндекса без оценки входящего трафика (пресловутых поведенческих метрик) ничего оценить не могут.
Вижу, что они всё же двигаются в сторону превращения своей рекламной системы (это давно не поисковик) во всё тот же Яндекс-Каталог - список проверенных сайтов, составленных вручную, и регулярно прикупающих платную рекламу. Но пока что до завершения процесса - далеко, а Директ легко заменяется накрутками.
И да, хотелось бы посмотреть на забаненных в последнюю пару лет. Их нет. А ботов Яша выкупить не в состоянии, если, конечно, крутят не полные идиоты, коих много.
возможно это осознанный выбор - написать статью с бредятиной, чтобы мы комментили, а клиенты покупали (все равно микробизнесы не понимают что это бред и комментов не читают)
интересно работает ли, но не удивлюсь если да
Хорошая тема! Правильно делаете, что просвещаете народ 👍
Татьяна, спасибо. К сожалению я все чаще встречаю мнения у предпринимателей, что надо пробовать накрутки, т.к. конкуренты это делают. Хочется, чтобы аудитория понимала риски и осознанно шла на такой шаг.
По-хорошему, нужно бы разобрать каждый пункт из выводов. Но лень и некогда.
Ограничусь только одним замечанием: в SEO крайне важны нюансы; что работает (положительно) на одном проекте, может не работать/работать негативно на другом. Поэтому каждый проект требует взвешенного подхода и гибкости использования методов.
Всё так.
Даже ПФ условно делят на "быстрые" и "медленные", и крутят их по-разному и для разных задач. А есть ещё чисто вспомогательные операции, где речь вообще не о позициях даже. И говорить, что это не работает - несколько необъективно.
Я даже сохраню статью, спасибо
Профессиональный спорт без допинга не возможен. Под допингом можно понимать, все то что не запрещено, пока.
Официально накрутка ПФ запрещена, но пока есть лазейки.
отличная статья, спасибо и могу ли задать вопрос:
Это не реальные пользователи, а те самые боты — и они накручивают не вас, а готовятся к накрутке других сайтовв яндекс.метрике есть возможность просматривать статистику с параметром "без роботов", этот параметр показывает мне статистику без тех самых предполагаемых ботов? )
Какую-то долю ботов метрика может фильтровать, но в целом этот параметр в последнее время работает криво и я его не использую. Ну и конечно большая часть ботов для накруток имитируют действия реальных людей и в метрике они определяются как реальные люди.
Это замена метрики "роботность" в отображении. А роботным они, судя по всему, считают любой нерелевантный трафик, любые аномалии или визиты, которые не понимают. Зайдите в инкогнито - и станьте роботом.
Нету у них четких критериев по выявлению поведенческих ботов, там вообще больше именно про поведение, а не разницу человек/бот.
Есть версия, что самому Яндексу не выгодно бороться с накрутками ПФ:
- за счёт накрутчиков доля трафика растёт
- больше кликов ботов по Директу/Блокам РСЯ (привет антифроду)
- больше доходы по всем фронтам, инвесторы довольны
Возможно, но выглядит сомнительно.
Плюсану. Это всё равно что "Рок против наркотиков", "Пчёлы против мёда".
тема горячая, как ни крути =)
Получается, что можно слить конкурента накрутив ему ПФ?
На эту тему была статья от коллег https://vc.ru/seo/218556-keys-kak-ubit-sayt-konkurenta-s-pomoshchyu-nakrutki-povedencheskih-faktorov
Варианта два: изначально сидеть в жопе и не вылезать из нее, потому что рядом крутят все, а Яндекс не чешется, второй вариант - бустнуть на некоторый срок, хапнуть доход и дальше сидеть ещё в большей жопе. А так как репутации у нас в принципе нет, то однодневный домен и специалист по накрутке ботами считай равно успешному бизнесу в интернете.
Пока еще есть и другие варианты:
1) Крутят пока не все и есть тематики в которых накрутки либо нет совсем, либо минимальны.
2) Искать ключевики, по которым не крутят
3) Выбирать регионы в которых не крутят
4) Жаловаться на сайты с накрутками
5) Продвигаться в Гугле
Если за накрутку ссылками и пф наказывают, то что мешает мне прямо сейчас наказать ваш сайт?
1) Какой профит от этого для вас?
2) Есть определенные защиты от ботов.
3) Мы смирились с тем, что в Яндексе нам нет смысла бороться с накрутками и не лезем в топ по Москве.
устали от белого СЕО, крутим ПФ без жадности. Вижу на большинстве проектов огромное количество прямого трафика для нагула профиля. Значит ребята масштабируются. Яндекс пока никак не реагирует.
Согласен, что реакция Яндекса на накрутки пока не самая лучшая.
Спасибо за статью. Во многом как бальзам на душу: сам тоже в основном всегда занимался только белыми методами. Но то, что я пробовал с коллегами в тестовом режиме по накруткам и PBN-ам показывает, что если делать аккуратно и умно - никто ничего не обнаруживает и не делает. Сам был бы рад, если бы Яндекс перебанил любые возможности накрутки, но пока абсолютно не так: мало и редко ловят ботов по накрутке, не ставят баны с плашками в вебмастере. Нужно совсем наивно и некачественно крутить/ставить ссылки, чтобы Яндекс обратил внимание. В итоге продвигая "вбелую" мы порой проигрываем игрокам, использующим серые методы во все поля и занимающим топы выдачи. Не очень мотивирует.
Сергей, спасибо за комментарий. Очень не хочется переходить на темную сторону. Держимся и продолжаем работать в белую.
Можно было сократить писанину до одного очевидного заключения, о котором итак многие знают: есть риск попасть под бан.
Можно, но такой формат больше подойдет для твиттера, а тут люди читать любят 😉
Можно ли заказать накрутку ПФ конкурента?
UPD Прочитал ответ в комментах
Да, выше давали ссылку на статью по этой теме. Вот еще можете посмотреть видео на эту тему https://www.youtube.com/live/X09xp953GJs
Я прочитал и сам пост и комментарии. Я как предприниматель пытаюсь оценить риски, вложения и результат. Чтобы составить оценку для себя вижу 3 важных вопроса, на который пока нет однозначных ответа?
1. Работают ли "серые" методы?
2. Сколько стоит?
3. Как оценить результативность SEO хоть белого, хоть серого?
1. Работают
2. Зависит от многих факторов, но цены начинаются с сумм от 50К и выше.
3. Если берем коммерческий сайт, то основной итоговый критерий - кол-во целевых лидов из поисковых систем.
Гэндальф серый, все таки стал Белым :-)
название статьи -топ конечно
Накрутили)
Крутил, кручу и буду крутить.