Анализ конкурентов и их стратегий маркетинга

Мы агентство креативного маркетинга KURAGA. Команда независимых, энергичных и гибких профессионалов. Любим маркетинг и хотим делиться своей экспертизой.

Анализ конкурентов не самый легкий процесс и может проводиться в двух форматах:

  • количественный анализ (это когда у вас есть структурированные данные от агентств, на основании которых вы можете сделать выводы о том, что происходит в отрасли, оценить основные бизнес-метрики).

В зависимости от потребностей такие данные предоставляют агентства, например, Ромир, Nilsen, а сами расчеты производят аналитики, которые транслируют основные инсайты и тенденции.

  • качественный анализ (это уже систематизированная информация, структурированная по определенным критериям, которую вы выстраиваете также самостоятельно, уже на основании открытых данных).

Сегодня поговорим про качественный анализ, на что стоит обратить внимание.

Выбор конкурентов и сбор данных

Тут вы сами выбираете конкурентов, ориентируясь на определенные критерии: это может быть отрасль, сфера деятельности, конкретный перечень услуг, территориальное расположений. После того, как определились с критериями и наметили список конкурентов, соберите информацию об основных конкурентах, их товарах или услугах, целевой аудитории и позиционировании на рынке. Анализируйте открытые источники, такие как веб-сайты, социальные медиа, пресс-релизы и отчеты, размещаемые в открытом доступе, чтобы понять, какие маркетинговые стратегии они используют.

Анализ продуктов/услуг

Не пропускайте этот шаг. Дьявол кроется в деталях, и даже одинаковое название услуги еще совершенно не говорит о том, что эти услуги одинаковые. Например, коммуникационная стратегия pr-агентства это совершенно иная стратегия в сравнении с коммуникационной стратегией, которую будет строить маркетинговое агентство.

Оцените позиционирование

Рассмотрите, как конкуренты позиционируют себя на рынке. Как это позиционирование считывается через картинку, тексты, форматы коммуникации, цветовые решения и т.д. Выберите тех, кто имеет сходное или близкое к вашему бизнесу позиционирование, чтобы лучше понять, как они взаимодействуют с вашей целевой аудиторией.

Маркетинговые каналы

Изучите, какие каналы маркетинга конкуренты используют для привлечения клиентов (социальные медиа, реклама, партнерства и т.д.). Иногда конкурент отваливается на этом этапе, потому что вы понимаете, что он не конкурент вовсе, потому что ваша целевая аудитория в этих каналах даже не представлена. Ну или, наоборот, данный момент позволит четко проранжировать каналы и грамотно распределить финансовые усилия.

Цена

Цена - это один из основных индикаторов при анализе конкурентов. Как минимум если вы относитесь к среднему сегменту рынка (по цене), а ваш конкурент к премиум или люксовому сегменту, то это уже сигнал для вас, что делаете вы что-то неправильно. если вы правильно определили конкурента по ценовому сегменту, то проанализируйте стратегии ценообразования конкурентов: какая наценка, прикиньте из чего складывается себестоимость, какие могут быть градации по цене, есть ли продуктовые линейки или пакеты услуг, как они могут влиять на рынок.

Сюда же вся история с промо и акциями, поскольку это управление ценой с целью стимулирования продаж. Изучите, какие маркетинговые акции, скидки или программы используют конкуренты.

Репутация и отзывы

Посмотрите рейтинги, сайты с отзывами, любые ресурсы, где фидбек оставляют клиенты. Подходите к этой истории с головой, за одно получите немало инсайтов по поводу отработки негатива.

Конкурентное преимущество

Выбирайте конкурентов, которые могут иметь аналогичные или схожие конкурентные преимущества. Это поможет вам понять, как они используют свои преимущества в маркетинговых стратегиях.

Это лишь базовые вещи, которые вы можете изучить. А самое важно в данном процессе не только максимально полно и грамотно собрать информацию (серчить придется много и хорошо), а также грамотно и профессионально ее интерпретировать ведь это все составные части общей маркетинговой стратегии. Не забывайте повторять такой анализ, потому что рынок - это динамичный организм, в котором постоянно происходят изменения.

33
Начать дискуссию