Стоит ли доверять коучам?

Недавно натолкнулся на новый термин – инфо цыгане, а затем на статью, одного маркетингового агентства, которая разоблачала тренеров и других продавцов жизненной мудрости. В страстно пинаемую когорту попали персонажи Тони Робинсон, Бизнес молодость, Хакамада и далее по убыванию. Критики инфо цыган утверждают, что есть 11 признаков такого рода прохиндеев. Разобрались насколько критика соответствует действительности. Можно ли доверять такого рода тренерам и их тренингам.

Стоит ли доверять коучам?

Признак первый гласит - у инфо цыган нет ни навыков, ни успехов, которые подтверждаются.

Навыки и успехи — это вещи связанные, но совпадают не полностью.

То, что у цыган наличествует навык зарабатывания денег и часто развит сильнее, чем у критиков, с этим трудно не согласиться.

По поводу подтверждённых успехов.

Глядя на кейсы, которые публикуются на сайтах маркетологов, часто никакой конкретики обнаружить не удается. Видим декларативные показатели, которые никак нельзя проверить. То клиент продаёт неизвестный бренд электроники, то неожиданно вырастает количество заявок в неизвестной сервисной компании, работающей по схеме b2b, или компания выходит в топ органической выдаче Яндекса по мифическим высокочастотным запросам.

Основное в этих успехах, то что представлены в не коррелирующей ни с чем динамике, на исчезающе маленьких сегментах рынка и прибыльность маркетинговых мероприятий для клиента не очевидна. Дайте кейс увеличения продаж автомобильного бренда или бренда электроники. Только не тех, который надо три дня гуглить.

Так что подтвердить успехи маркетологов, в основном не удается.

Отличительный признак второй. Якобы инфо цыгане предлагают некую волшебную кнопку нажал и случилось чудо.

А маркетологи и консультанты на лендингах собственных сайтов пишут исключительно - "попробуем и может быть получится", "только попытка и никаких гарантий".

И не подавляющее ли большинство сайтов пестрит призывами "Гарантия успеха", "Получи сейчас" и прочей хернёй. Маркетологи, вы не даете скидки и бонусы? А бесплатные вебинары? Любой бизнес предлагает волшебную палочку. Результаты тренингов, как у Тесла. Первые дни клиент чувствует вау эффект, а потом больше 250 км на одной зарядке фиг проедешь.

Отличительный признак третий - любой коуч мастер на все руки.

Наши маркетологи специализируются только на одной выбранной отрасли. Если, вдруг клиент придет из другой области, то профессиональные маркетологи, гордо встав и отдав Пионерский Салют НЕ скажут «всегда готов». Покажите этих Васьков Трубачевых. Инструментами пользуемся исключительно только теми, которые хорошо знаем. Если делаем продвижение в контекстной рекламе, то рекламные баннеры не предлагаем ни в коем случае. Мы профессионалы и пользуемся только проверенными инструментами. Если умеем статейное продвижение, то никакой работы в социальных сетях. Маркетологи в первую очередь лезут в отрасли, где, либо ничего не понимают, либо совсем немного.

Признак четвертый. Позитивное мышление. В любой ситуации мыслите позитивно.

Но это же так естественно, когда приходим к клиенту, то немедленно сообщаем - дело дрянь, пора на погост. Естественно, погрузиться в серьёзность и удушиться печалью, чтобы достичь уже смерти. Ведь это же цель. У кого-то есть сомнения в ином финале. Какое еще мышление может быть кроме позитивного, если вы занимаетесь практической деятельностью, а не написанием греческих трагедий?

Естественно, сознание менять не надо. Материальный мир первичен, начинается не с мысли, а с увесистого тома Джека Траута. Книги тоже читать не надо, вдруг появятся позитивные мысли, или не дай Бог, идеи, позитивное мышление. Читать можно исключительно Достоевского, во время болезни и в пасмурную погоду. Так победим.

Признак пятый. Все коучи и тренера сбиваются в стаи и ходят табором.

У маркетологов нет бесконечных сейшенов, на которых они без конца хвалятся своими успехами с разного рода провокативными лозунгами "маркетинг умер", "худшие фишки 2019 года", с подтекстом обладания каким-то тайным, только им доступным знанием. Этих событий в маркетинговой тусовке пруд пруди. Недавно заказывали переделку сайта. Все как на подбор предлагали сделать за 3 млн, потом выяснилось, что все потенциальные подрядчики друг друга знают и общаются. В итоге нашли хорошую компанию за 1 млн, не из тусовки.

Успешный внешний вид инфо цыган признак 6

Да, здесь видим некоторые различия многие маркетологи и консультанты пересели теперь на каршеринг, в виду удорожания парковки. Из дорогих аксессуаров остались смартфоны и иного рода гаджеты. Но, господа, сегодня телефон стоит дороже гардероба большинства инфо цыган, а если добавить какой-нибудь ноут Apple, тут уже и с недорогим автомобилем сравнить можно. И на Lenovo никто не мигрирует. Рваные майки, кроссовки растянутые штаны — это дань моде, да и стоят иногда дороже, чем Hugo Boss. Демонстрация внешних признаков успешности касается не только бизнеса так называемых инфо цыган.

Признак седьмой инфо цыгане талантливые ораторы.

А что собственно говоря продаем? Сервис. Сервис - это слова. Что создает Голливуд. Картинку и тексты. Менеджер должен уметь хорошо говорить, неплохо писать и хоть как-то систематизировать. Что делает маркетолог в первую очередь... Присаживается на уши клиенту. А дальше, в зависимости от навыков, умений и знаний - жесты, взгляды, позы. Есть другие примеры иного свойства? Когда сходу клиенту по яйцам, а потом уже поговорим. Кто ясно говорит, тот ясно мыслит.

Тупые вопросы, которые задают на тренингах у инфо цыган — это признак восьмой.

Как заметил один профессор – не бывает глупых вопросов. Бывают тупые ответы. Вероятно, маркетологу кажется, что у любого человека одинаковый уровень образования, окружающей среды, жизненных обстоятельств. Что все родились в одном инкубаторе и отличаемся только возрастом и географией вылупления. Разные бывают люди. И то, что очевидно для одних, совершенно не очевидно для других. Естественно у любого маркетолога приличный человек должен знать, что такое CPO, СPA, Яндекс Метрика, SMM, таргетинг, УТП и прочее, прочее бесконечных аббревиатур и спец символов. Ну тогда я предлагаю любому маркетологу хотя бы подоить корову, или разобрать и собрать двигатель внутреннего сгорания, да хотя бы плитку в ванной положить или оформить потребительский кредит. Думаю, занимаясь описанным выше, у каждого возникнет миллиард "тупых" вопросов к тем, кто это делать умеет.

Девятый признак. Желание примазаться к чужому успеху.

Ну это же так естественно, сайты маркетинговых агентств не пестрят бесконечными Газпромами Альфа банками, Сбербанками и прочими гигантами в качестве постоянных или бывших клиентов. Если не найдёте вышеупомянутые компании, то встретите и Роснефть, Лукойл или компании слегка поменьше.

Признак десятый, отзывы успешных слушателей.

Не видел ни одного сайта маркетингового агентства без раздела отзывы. И как ни старался не нашел там ни одного негативного. Никто не публикует неудачные кейсы. Правда странно?

И наконец признак одиннадцатый – нет цифр.

Цифры вещь хитрая, если не знать контекста ситуации, которую цифры призваны описать, то это ни о чем не говорящая статистика. Обычно, когда маркетинговое агентства приходит в компанию, то обещает просто горы золотые. Прогноз, как правило, содержит в себе самое оптимистичное предположение по росту, в условиях абсолютно благоприятной рыночной ситуации, полной пассивности конкурентов и максимальной лояльности потенциальных потребителей. Примерно тоже самое можно сказать и о декларируемых результатах. Есть ли рекламные или маркетинговые компании, которые показывают EBITDA (прибыль до налогов и расходов на амортизацию), в качестве результата работы? Или может знаете маркетологов, которые придут, сделают работу и уже по результатам получат вознаграждение? Не встречал таких.

Если руководствуются выше упомянутыми признаками, то и сами критики инфо цыган относятся к инфо цыганщине.

И что же с этим делать...

У науки две функции. Объясняющая и прогностическая. Наука способна объяснить явление и на основе этого объяснения спрогнозировать то, что произойдет в определенных обстоятельствах при определенной последовательности действий. Поэтому, если мы в состоянии объяснить явление и потом воспроизвести, значит подход научен. Если нет, то добро пожаловать в секту, церковь, клуб поклонников и фанатов.

Маркетинг, как и тренинг деятели (инфо цыгане) объясняоют явления, но прогностическая функция и у тех и у других слабы. В ином случае прибыльную компанию можно было бы построить по единой заранее заданной схеме, а это не так. ПЭСТ и SWOT анализы, цели по СМАРТу - не более, чем тухлые попытки систематизировать методы управления. Часто неудачные. В основе успеха лежит в первую очередь воля, фантазия и ресурсы. И попытаться заставить это работать можно как с помощью тренингов Тони Робинсона, так и методам Элона Маска. И что приведет человека в движение не важно. Нет смысла считать, что лучше. Часто посещение людьми тренинга Хакамады дает толчок к тому, чтобы человек пошел читать Слоуна, учиться у Цукерберга, закончил МВА, а главное начал заниматься делом.

11
Начать дискуссию