Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке

За несколько минут без воды в общих чертах объясняю, за что получает деньги маркетолог? Что и зачем он делает в проекте?

По уму, делается такое для любого продукта вне зависимости от того, товар это или услуга. Ниша тоже не имеет значения. Технология универсальная и точно рабочая, я проверил :)

Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке

Посмотри картинку, только не пугайся. Всё это выглядит сложно только на первый взгляд. Дальше я разжую эти сложные слова и покажу суть каждого процесса. Сможешь применить у себя или найти нормального специалиста, чтобы сделал он, а ты будешь знать, на что обратить внимание.

Схематично весь процесс выглядит примерно вот так. Это реальная структура работы на одном из моих проектов. Дальше я объясню, зачем нужен каждый из этапов, и покажу, что там внутри.
Схематично весь процесс выглядит примерно вот так. Это реальная структура работы на одном из моих проектов. Дальше я объясню, зачем нужен каждый из этапов, и покажу, что там внутри.

Этап 1: сегментирование целевой аудитории

Всё просто — это беседа с представителем продукта, где мы выбираем, с кем будем работать, а с кем точно нет. Обычно это владелец бизнеса или какой-то ответственный за продвижение человек.

Карта этапа сегментирования ЦА. Под каждым пунктом скрыт целый раздел, каждый вопрос очень подробно проработан.
Карта этапа сегментирования ЦА. Под каждым пунктом скрыт целый раздел, каждый вопрос очень подробно проработан.

Результат:
Понимаем, что и кому продаём, а с кем не работаем. Это будет важно для экономии бюджетов на рекламу, и это же поднимает конверсию продаж. Обычно после этой работы и самому владельцу бизнеса становится более ясно, на кого нужно сделать упор, чтобы заработать как можно больше денег.

Этап 2: сбор информации о сегментах ЦА

Интервью с представителями целевой аудитории, чтобы узнать, какую именно услугу и как они хотят получать:

  • Какие конкретно у них желания, которые они планируют удовлетворить с помощью нашего продукта?
  • Какой результат ожидают от продукта?
  • С какой скоростью хотят получить результат?
  • Какой сервис считают наиболее удобным?
  • Что считают безопасным?
  • Почему сомневаются?
  • Что останавливает от покупки?
  • Ну и всякое такое.
Это общий вид схемы беседы. На рисунке видно, что у нас есть два сегмента, и в каждом какое-то количество именно таких людей, которых мы выбрали на первом этапе в качестве тех, кому мы собираемся продавать что-то.
Это общий вид схемы беседы. На рисунке видно, что у нас есть два сегмента, и в каждом какое-то количество именно таких людей, которых мы выбрали на первом этапе в качестве тех, кому мы собираемся продавать что-то.

Обычно для каждого сегмента это 5-10 человек, но обязательно правильных, а не каких попало. Если они выбраны правильно, на этом этапе они сами всё расскажут о том, чего и как хотят. Вот, смотри:

Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке

Так выглядит интервью с одним респондентом (а их много). Они сами всё рассказали, и теперь нам нужно просто удовлетворить эти желания. Всё структурировано по разделам, главные тезисы зафиксированы, а само интервью записано, чтобы можно было вернуться к нему, переслушать и выловить то, что могло быть упущено в момент беседы.

Результат:

Понимание, что именно хочет наш клиент, без выдумывания потребностей за него. Причём, понимание это сформулировано его словами, и это мы используем, чтобы сделать предложение понятным, а главное, нужным.

Этап 3: распаковка смыслов

По итогам всех интервью я работаю со всем тем, что узнал: отсеиваю лишнее, объединяю одинаковое, определяю самые часто встречающиеся смыслы… Получается ядро. Ядро желаний и сомнений.

Желания и сомнения можно представить как некий груз на чашах весов. Назовём эти грузы «удовольствие» и «страхи». Чтобы случилась покупка, чаша «удовольствия» должна как можно сильнее перевесить «страхи».

Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке

И вот на этом этапе мы как можно больше усиливаем удовольствия и снимаем как можно больше страхов. Выглядит это примерно так:

Это свёрнутая ментальная карта. Принцип как у весов, что я описывал выше.
Это свёрнутая ментальная карта. Принцип как у весов, что я описывал выше.
А это развёрнутый вариант. Я раскрыл только пару веток, чтобы показать суть, а вообще-то это такой гигантский монстр, где собраны и отработаны все желания и страхи.
А это развёрнутый вариант. Я раскрыл только пару веток, чтобы показать суть, а вообще-то это такой гигантский монстр, где собраны и отработаны все желания и страхи.

На этом этапе уже появляются тезисы для формулирования сильного торгового предложения, которое будут хотеть купить.

Результат:

Понимание, как будет выглядеть наше предложение, и как мы будем отрабатывать самые важные сомнения клиента, которые останавливают его от покупки.

Этап 4: упаковка ядра (сильное торговое предложение)

Это уже более-менее окончательная упаковка формулировок в одно целостное структурированное предложение. То, что мы будем использовать, в любой коммуникации с целевой аудиторией.

Для начала выбираем сырые тезисы, которые сделали на прошлом этапе. Опять всё это структурируем.
Для начала выбираем сырые тезисы, которые сделали на прошлом этапе. Опять всё это структурируем.
В итоге формулируем предложение полностью. Кратко и ёмко.
В итоге формулируем предложение полностью. Кратко и ёмко.

Результат:

Эти смыслы — это тезисы на сайте, слайды в презентации, заголовки в рекламе, ответы менеджеров на вопросы… Лучше, чем «Ядро» и не скажешь.

Этап 5: обоснование предложения

А вот это уже структура нашего предложения, которое и будет упаковано хоть в презентацию, хоть в лендинг, хоть в скрипт телефонного разговора или личной встречи. Это то самое предложение, которое продаёт. Тут своя структура, которая плавно и логично подводит к покупке, снижая стресс от платежа, насколько это возможно.

Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке

В каждом из блоков набор тезисов, убеждающих человека купить. Причём, всё это разработано и упаковано со слов самих потребителей, и в формулировках нет ничего, кроме правды. Вот почему это предложение сильное. Такое и предлагать легко, правда же?

Результат:

Готовая продающая структура, которую можно переложить на любую форму: статья, лендинг, презентация, беседа…

Этап 6: презентация продукта

Это готовая преза. То самое запакованное предложение. По-сути, это предыдущий блок, но в красивой упаковке с фотографиями, скриншотами и иллюстрациями, помогающими быстро воспринять идеи на слайдах. Человеку не нужно вчитываться и долго разбираться в структуре — один взгляд, и всё понятно.

Нужна такая презентация для того, чтобы протестировать, хорошо ли у нас получилось? С ней мы пойдём к потенциальным клиентам и покажем. По реакции будет понятно, продаёт она или надо доработать.

Для примера, вот несколько экранов с лендинга модельного агентства, которые перекочевали на сайт прямо из презентации без изменений:

Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке
Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке
Не нанимай маркетолога, пока не прочитаешь это! Если он уже работает с тобой, читай, чтобы убедиться, что всё в порядке
Если интересно посмотреть всю структуру сайта, надо написать мне. Иначе, боюсь, статья получит бан за рекламу.
Если интересно посмотреть всю структуру сайта, надо написать мне. Иначе, боюсь, статья получит бан за рекламу.

Но надо понимать, что тут уже поработал дизайнер, а вообще-то для тестов всё это не нужно, нужно только хорошее предложение.

Результат:

На этом этапе, если всё сделано правильно, и мы показываем её нужным людям, уже случаются продажи. Это, в общем-то, и есть цель. Если брови собеседника сходятся вместе, и он такой: «А ну-ка, расскажи подробнее», значит, можно на это предложение наливать трафик и готовить мешки под деньги.

Минимально жизнеспособный продукт готов!

Это были основные этапы, нужные для создания минимально жизнеспособного продукта, чтобы протестировать спрос. Т. е. , проделанной работы уже хватит, чтобы начать что-то довольно успешно продавать (при условии, что продукт хороший и нужный, конечно).

А что дальше?

Этап 7: колесо бренда

Дальше, если всё работает, делаем колесо бренда — это «очеловечивание», которое нужно, потому что людям больше нравится общаться с людьми, а не с безликими логотипами. По этой причине у Теле 2 есть брутальный бородатый мужик, у Кока-Кола — добрый Санта Клаус и т. п. В этом колесе прописаны все инструкции, с которыми легко работать всем специалистам от дизайнера до копирайтера или менеджера по продажам.

Схема колеса бренда в самом общем плане
Схема колеса бренда в самом общем плане

Про колесо бренда есть отдельная подробная статья на примере реального проекта. Если интересно, что это, и как оно работает, читай про колесо бренда здесь.

Результат:

После разработки колеса можем собрать лендинг, настроить связки, чтобы шёл трафик, и подставлять лодошки, в которые польётся прибыль. Если применишь это колесо правильно, бренд будет везде одинаково выглядеть, «звучать», вызывать нужные эмоции и всё такое. Он станет понятным и близким твоему потребителю, а значит, у тебя будут покупать с ещё бОльшим доверием и желанием.

Что осталось «за кадром»?

Всякие нюансы типа CRM или сквозной аналитики, разработки дизайна, организации потока заявок и прочее я оставлю за рамками этой статьи, потому что это отдельные темы.

Если хочется больше узнать об этапах, которые я описал, в моём блоге (в этом) есть очень подробные статьи реального рабочего процесса. А на YouTube лежит целый плейлист об упаковке продукта от и до.

Если нужна помощь с упаковкой продукта, можно написать мне:

Расскажешь, что именно нужно? Вместе подумаем, что можно сделать?

Подписывайся на мой блог, потому что тут много оооооооооооооооооооооооооооочень подробных статей про маркетинг из практики. Прямо бери, и внедряй себя. Денежного дождя не обещаю, но лучше точно станет.

33
10 комментариев

Про важность первого пунта тыщу раз: да. Я не раз сталкивался с тем, что люди придумывают, кто их ца, нихера не проверяют, а потом удивляются, что у них никто не покупает. Исследование, опросы, подтверждение гипотез — нахер надо, если и так придумали из головы, кому продавать))

Офигеть, как я понимаю эту боль)) Это ж постоянно так:
- Кто ваша ЦА?
- Ну это мужчины 28-40 лет, достаток средний или выше среднего, есть машина, 1-2 ребёнка. Живут там-то.
- И всё?
- А что, мало что ли?
Так и живём :)

1

вы бы их еще про JTBD и кастдев спросили...