На дизайне не заработать. История о том, как я расширял, сужал и менял нишу и что из этого вышло

Пожалуй, для меня нет более триггерной темы, чем выбор ниши. На неё возлагается столько надежд, что как будто бы от этого зависит то, сколько ты в дальнейшем будешь зарабатывать. Как выбрать нишу и не прогадать? Сузиться или расшириться? Вот в чём вопрос. Сегодня я поделюсь историей «нишевания» своей компании, а вы сделаете выводы или по-своему. Поехали.

На дизайне не заработать. История о том, как я расширял, сужал и менял нишу и что из этого вышло

Коротко обо мне

Меня зовут Игорь Косовский. В сфере дизайна я нахожусь уже более 16 лет. Работал в найме, открывал и закрывал свой бизнес, много и долго фрилансил. Сейчас я учредитель и генеральный директор диджитал-агентства Mankipanki. В штате работает 13 человек (начал собирать всех с марта 2023 года. До этого долгое время работал исключительно с подрядчиками по проектно).

Итак. Начинаю.

Какой бизнес строить будем?

В далёком 2011 году я, наконец, решился уволиться с найма и начать строить свой бизнес. На тот период я обладал компетенциями графического дизайнера (причём довольно посредственного), а моя супруга ушла в декретный отпуск с позиции пиар-менеджера косметической компании. Поэтому выбор у нас был небольшой: либо открывать пиар-агентство, либо дизайн-студию.

Примерно в это же время наших размышлений, я встретился со своим другом и он рассказал, что работает в web-студии продажником. Тогда я подумал, что продажи — это основа бизнеса, поэтому мы этим и займёмся. На следующий же день, мы поехали регистрировать ООО на меня, моего партнёра и жену. Я занимался продуктом, Лена пиаром, а мой партнёр продажами — идеально!

Мне тогда было 24 года, я был полон энтузиазма и амбиций.

Когда мы начали работать, как-то так получилось, что мы стали заниматься не только сайтами, а всем, о чём бы нас ни просил клиент. Нашим принципом было никогда ни в чём не отказывать.

— Неймингом занимаетесь? Да.

— Логотипы и фирменные стили делаете? Да.

— Тексты на сайт напишете? Да.

Так к нашим услугам добавились рекламные баннеры, презентации, брендинг, создание и техническая поддержка сайтов, sео-оптимизация, копирайтинг, настройка контекстной рекламы и пр.

Из дизайн-студии мы выросли в нечто большее. И даже не знали, как себя теперь назвать. То ли брендинговое агентство, то ли креативное, то ли коммуникационное. В 2014 году переименовались в итоге в креативное, хотя креативом-то особо и не занимались.

С какими сложностями мы тогда столкнулись, помимо категоризации свой деятельности?

  • Ухудшение качества работ. Так как мы занимались всем подряд, я начал привлекать на работу подрядчиков и набирать команду, контролировать которую я не мог, так как не был в этом профессионалом. Клиенты приходили, получали работу, платили и уходили. Я тогда не знал, что это не норма и вообще-то должна заработать сарафанка. Недовольство сотрудничеством я выяснил уже поздно, когда лично начал прозванивать базу и просить отзывы.
  • Неполноценная нагрузка команды. По дизайну у нас услуги брали лучше всего, а вот на нейминг, копирайтинг, поддержку и прочее было мало заказов (возможно, потому что мы это не умели продавать). Держать людей в штате было не выгодно. Из раза в раз я сталкивался с тем, что мне еле-еле хватало денег на зарплаты. Я был в постоянных крысиных бегах.
  • Выгорание. Я тогда начал ходить на различные дизайн-тусовки и бизнес-обучения. Увидел, как и сколько люди зарабатывают в других нишах. Начал сомневаться, что я вообще занимаюсь правильным делом. Масло в огонь добавила фраза авторитетного для меня человека в нашей дизайн-сфере: «На дизайне не заработать. Это вам не нефтяная вышка».

Это было чуть ли не последней каплей в моём решении сменить нишу. Тревожность и обязанности росли с каждым днём, что нельзя было сказать о финансах.

Смена ниши

Тогда я принял решение заняться параллельно другим бизнесом (как мне на тот момент казалось, более денежным и перспективным) — строительством энергоэффективных каркасных домов. Здесь долго размусоливать не буду, а просто напишу, что эта деятельность просуществовала меньше года. Я на ней не просто ничего не заработал, а чуть не поседел.

Я понял, что в этой сфере столько нюансов, что мне было их не вывезти. Всё же разбираться в теме, в которой собираешься строить бизнес, нужно, хотя бы для начала поверхностно.

Понимание нишевания

В 2015 году я попал в кассовый разрыв в моём креативном агентстве, причины описывал в этой статье.

Выгорел и снова вернулся в найм на должность арт-директора в эвент-агентство. Проработал я там 2,5 года. За это время сильно прокачался в скилах и портфолио. Вырос до позиции дизайн-директора и ушёл на фриланс.

Я стал подрядчиком более чем для 20 эвент-агентств, быстро и качественно закрывая их потребности. При чём я для этого практически ничего не делал. Меня советовали и передавали из рук в руки, так сказать.

Именно тогда я начал соображать, что ниша — это не сфера деятельности, а понимание потребностей своей целевой аудитории.

Узкая ниша — это не сужение деятельности до просто логотипостроения, а точечное сегментированное предложение. У меня это стал быстрый дизайн, что релевантно для эвент-агентств, у которых постоянно горят дед-лайны. Я спасал клиентов и за это меня очень ценили и даже платили выше средней стоимости по рынку, так как я не подводил.

Плюсы и минусы узкой ниши

+

Полная ясность моей силы. Я понимал свою уникальность и экспертность именно для агентств. У меня были крутые работы, огромная насмотренность, многофункциональность и, конечно же, скорость. Я не сливался, не подводил и не выгорал, когда нужно было поработать, например, ночью или на выходных.

Продвижение без бюджета. Я чётко знал, что, как и кому написать, чтобы со мной начали сотрудничать. Плюс пошла сарафанка. Менеджеры проектов уходили работать в другие агентства и, естественно, рекомендовали меня.

Сложность в делегировании. Таких крутых спецов, как я, на рынке очень мало. И даже если они есть, то стоят примерно так же, как и я. А я чисто физически не мог выполнять всё, что ко мне приходило. Я начал отказываться от проектов и повышать ценник, чтобы как-то уменьшить входящий поток. Помню, что я как-то одновременно выруливал 15 проектов (чуть с ума не сошёл).

Яйца в одной корзине. Когда бахнула пандемия, моя сфера заглохла и я вместе с ней. Тогда пришлось быстро искать другие источники дохода.

Выводы

Что же такое ниша?

Ниша — это понятная для вас сфера деятельности в первую очередь, наработанный релевантный опыт во вторую, и глубокое понимание потребностей клиентов в третью.

Как понять, что ниша выбрана верно?

Деньги в кассе и сарафанное радио — главные показатели востребованности твоих услуг и правильности выбора.

Нишу нужно сужать или расширять?

За годы работы я понял, что не мы выбираем нишу, а ниша выбирает нас. Клиенты есть всегда на любые виды услуг и товаров, мы лишь можем на него отвечать или нет.

Ниша — это, по сути, результат твоей деятельности и ответственность в выполнении своих обязательств перед клиентом. Если ты можешь выстроить работу таким образом, что будешь удовлетворять широкие потребности — отлично. Но лучше действовать от малого к большому, от простого к сложному, от узкой ниши к широкой.

Какая ниша у меня сейчас?

Сейчас я взял 3 вектора работы, в которых у меня есть самые большие компетенции: это брендинг, web и графический дизайн — сотрудничаем с компаниями в качестве дизайн-поддержки на протяжении долгих лет. Если эта тема вам интересна, маякните в комментариях, я расскажу, как мы её выстраивали. Там всё тоже не очень очевидно и много сложностей.

Я против узкого нишевания (когда дизайнеры или дизайн-студии делают только логотипы или только сайты). Даже у меня было моно-направление для эвент-агентств, которое крякнулось в пандемию. Например, таргетологам сейчас тоже не сладко. Я убеждён, что нужно быть мультифункциональным.

Я за развитие новых направлений, дополняющих комплексное обслуживание клиентов. Допродать что-то текущему клиенту в миллион раз проще, чем найти нового. У вас уже все процессы отлажены, уже есть представление об уровне работ, коммуникаций и прочее. LTV-клиента — это вообще основа бизнес-устойчивости.

В общем, расти вширь — это прекрасно. Но тут нужно быть очень аккуратным и не попасться в ловушку слишком быстрого расширения (как у меня было в 2014 году), чтобы качество не упало и вы не выгорели.

Если у вас будут вопросы, хотите высказать своё мнение или поделиться опытом, пишите в комментариях. Я всегда с огромным удовольствием всё читаю и всем отвечаю.

Мое агентство: www.mankipanki.com

Мой ТГ-канал: https://t.me/+RFWS8yh2jr1mNmM6

1313
8 комментариев

Интересно, а это надо маркировать как рекламу?

2
Ответить

вроде свои проекты нет. Но лучше перепроверить)

Ответить

👍🏼

1
Ответить

Спасибо)

Ответить

Очень интересная история!

1
Ответить

Спасибо

Ответить

Расширяться нужно, но медленно и осознанно)

1
Ответить