Общие цели, лидер и много общения — что еще отличает комьюнити от простого чата и как с его помощью зарабатывать

В последние пару лет в интернете стало столько информации, что люди готовы платить не только за контент, но и за общение с единомышленниками. Благодаря этому появился большой спрос на комьюнити. Разбираемся, чем комьюнити отличается от простого чата и как сделать, чтобы оно окупало усилия и приносило доход.

Общие цели, лидер и много общения — что еще отличает комьюнити от простого чата и как с его помощью зарабатывать

Меня зовут Сергей Беганский, я директор по маркетингу Paywall — сервиса для продажи доступа к контенту и комьюнити по подписке в Телеграме. Эту статью мы написали вместе с основателем комьюнити-бюро Compot Анной Гаан. В тексте расскажем, что такое комьюнити и чем оно отличается от обычного чата в Телеграме. И поделимся идеями, как монетизировать контент разным клубам: путешественников, маркетологов, учителей начальной школы и другим.

Что такое комьюнити и чем оно отличается от обычного чата

Комьюнити — это группа людей, у которых есть общие цели и интересы. Частью такого объединения становятся только те, кто разделяет ценности комьюнити. Например, человеку, которому чужд экстрим, будет сложно влиться в тусовку паркурщиков.

При этом комьюнити не равно аудитории в соцсетях. Аудитория — это люди, которым по какой-то причине интересен бренд или эксперт. Они ведут коммуникацию именно с ним, а не с другими пользователями. В комьюнити на первом плане общение «человек — человек».

Вот черты комьюнити, которые отличают его от обычного чата, сообщества бренда или аккаунта публичной персоны в соцсетях:

  • Почти всегда люди собираются вокруг одного или нескольких комьюнити-лидеров. Они транслируют ценности сообщества, инициируют общение и делятся знаниями. То есть внутри создается некая дополнительная ценность, которую нельзя получить у других брендов или экспертов. Она существует только внутри комьюнити.
  • Участники комьюнити сами создают контент. Например, в клубе любителей бега участники сообщества помогают новичкам разобраться с экипировкой, дают советы по технике движений.
  • Члены комьюнити знают друг друга и поддерживают связь. Под постом бренда или блогера люди тоже могут поболтать в комментариях, но такое общение носит эпизодический характер. В комьюнити же участники обсуждают разные вопросы и прислушиваются друг к другу. Многие начинают дружить и общаться вне сообщества.
  • Комьюнити живет по правилам. За тем, чтобы их соблюдали, следят модераторы, комьюнити-менеджеры и сами участники. Нарушителей банят или выгоняют из группы.
Работа с комьюнити намного сложнее, чем ведение чата или группы в соцсетях
Работа с комьюнити намного сложнее, чем ведение чата или группы в соцсетях

Обычно компании стараются сами объединить поклонников. Но иногда комьюнити возникает вокруг бренда без его участия. Это происходит, потому что люди хотят общаться и обсуждать общие темы, например какой-то сложный продукт. Так, в Russian Apple Community обычные пользователи помогали друг другу разобраться, как пользоваться макбуками и айфонами. Такая активность работает на лояльность к бренду, поэтому компании поддерживают объединения людей и помогают им.

Анна Гаан, основатель комьюнити-бюро Compot

Чтобы создать комьюнити, продумайте несколько моментов:

  1. Определите тему, вокруг которой хотите собрать людей. Вы должны разбираться в ней, чтобы регулярно генерировать контент и транслировать через него ценности и взгляды. На эту тему должно быть интересно общаться снова и снова. Так оно не превратится в ситуативный чатик, какие создают, чтобы обсудить с друзьями подготовку ко дню рождения.
  2. Продумайте, что люди будут делать в комьюнити. Они могут общаться, развлекаться, помогать друг другу решать какие-то проблемы. Если пропустить этот пункт, комьюнити быстро заглохнет, потому что пользователям будет непонятно, зачем они вообще в него вступили и как они могли бы проявить себя внутри.
  3. Решите, что вы хотите получить от комьюнити. Обычно эксперты стремятся повысить узнаваемость и монетизировать свои знания. Бренды хотят собрать вокруг себя лояльную аудиторию. Возможно, вы хотите провести бета-тестирование продукта или услуги на сообществе.
  4. Составьте портрет вашей аудитории. Важно понимать, какие люди будут вступать в комьюнити, какие у них ценности, почему именно их вы хотите объединить. Например, нет смысла собирать дизайнеров интерьера и людей, которые делают ремонт сами, потому что они разговаривают на разных языках. Логичнее будет создать два отдельных комьюнити.
  5. Создайте базовые правила. Чтобы общение было экологичным и комфортным, нужно сразу очертить границы. Пользователи должны знать, в каком тоне принято общаться с другими участниками, какие темы под запретом, к кому обращаться, если в чат проник тролль или спамер.
  6. Назначьте людей, которые будут следить за порядком. В комьюнити нужно не только раскачивать общение, но и решать конфликты. Вначале этим занимается создатель или его помощники — комьюнити-менеджеры. Когда сформируется ядро участников, можно назначить модераторов из числа активных пользователей. Взамен им можно предложить какое-то вознаграждение, например бесплатно пользоваться продуктом.

Работа с комьюнити отнимает много сил и времени. Первое время надо генерировать много контента, чтобы раскачать аудиторию, модерировать обсуждения или нанимать специальных комьюнити-менеджеров, которые будут следить за порядком. При этом закрытые клубы по подписке успешно существуют. Люди, готовые платить за доступ к лидеру, непосредственное общение с ним.

Дальше — несколько форматов закрытых комьюнити, которые вы можете создать и развивать в Телеграме.

Нетворкинг

Люди хотят развиваться в деле, которым занимаются: перенимать опыт, использовать интересные наработки, расти в профессии и карьере. Для этого мало общаться с соседом по офису, а наладить больше деловых связей с коллегами и экспертами поможет клуб по подписке.

Для кого. Модель нетворкинга подойдет для клубов, которые объединяют специалистов из конкретной сферы, например руководителей мебельного бизнеса, внутренних аудиторов или педагогов.

В клубе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpaywall.pw%2Fyavosp&postId=848022" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Я — воспитатель»</a> можно посоветоваться с экспертами по работе с дошкольниками, получить дидактические материалы, презентации, новые методические разработки
В клубе «Я — воспитатель» можно посоветоваться с экспертами по работе с дошкольниками, получить дидактические материалы, презентации, новые методические разработки

Что делать:

  • Предоставить площадку для общения, обмена опытом и контактами. Важно правильно ее организовать, чтобы люди могли легко найти друг друга. Можно регулярно публиковать посты-знакомства или сделать закрепленный пост, где каждый новый участник будет рассказывать, чем он занимается и как может помочь другим.
  • Публиковать полезные материалы по теме клуба и обсуждать их. Это могут быть статьи, видеоуроки, важные новости по теме с разъяснениями. Например, в комьюнити фитнес-тренеров можно обсудить единые правила для спортивных центров, которые стали обязательными с 1 сентября 2023 года.
  • Выкладывать рабочие инструменты — чек-листы, гайды, регламенты, методики. Обычно организатор клуба показывает пример, а потом и остальные участники начинают делиться наработками.

Обучение

Студенты онлайн-школ хотят не только получать формальные ответы от кураторов, но и свободно общаться с сокурсниками, а в идеале — и с преподавателями. Клуб дает эту возможность.

Для кого. Для всех, кто проводит курсы, вебинары и тренинги, клуб — отличный источник дополнительного дохода. Доступ к нему можно включить в самый высокий тариф за обучение или предоставлять за отдельную ежемесячную плату всем студентам.

Что делать:

  • Организовать сопровождение непосредственно от преподавателя. Можно отвечать на вопросы студентов прямо в чате или собрать вопросы одним постом и записать видео с ответами.
  • Вместе проверять домашние задания и работать над ошибками. Студенты очень любят наглядный формат видеоразборов — это увеличивает насмотренность и помогает лучше запомнить, как делать правильно. Можно привлекать их к проверке: скинуть скрин ошибки и попросить мнений, что не так.
  • Публиковать бонусные материалы — наборы шаблонов, готовые скрипты, примеры, которые позволят ученикам быстрее выполнить задачу. Еще можно проводить дополнительные видеоуроки, интенсивы и онлайн-встречи.

Поддержка

Выпускники школы или вуза долгие годы поддерживают контакт друг с другом и с учителями. После краткосрочного обучения организовать это сложнее, а если курсы проходили онлайн, то многие сокурсники так и остаются незнакомцами. Клуб выпускников поможет создать, сохранить и развить социальные связи с сокурсниками, а по мере новых выпусков — и познакомиться с новыми людьми.

Для кого. Для онлайн- и офлайн-курсов, которые хотят сохранить связь с выпускниками и поддержать их на новом пути: в работе, творчестве, личностном росте.

Что делать:

  • Актуализировать знания — публиковать новые материалы, чтобы участники клуба всегда оставались в курсе трендов. После курсов по стилю можно регулярно размещать в закрытом клубе в телеграме новые модные образы. А после тренингов для продажников — исследования о том, как меняется поведение покупателей.
  • Делиться лайфхаками по теме обучения. Например, рассказать выпускникам кондитерских курсов, ингредиенты каких производителей лучше купить для нового торта. Новичкам в SMM — дать подборку сервисов, где можно легко сделать инфографику без дизайнера.
  • Помогать с поиском работы — выкладывать вакансии и списки вероятных работодателей. Можно размещать советы, как составить резюме и пройти собеседование.
  • Дать возможность поговорить на общие темы, спросить совета у других участников. У выпускников похожие цели и близкий образовательный бэкграунд — им будет легко разговаривать друг с другом.
  • Продавать новые курсы со скидкой. Это всем выгодно: вам легко заинтересовать горячую лояльную аудиторию, а участники клуба смогут покупать обучение дешевле и прокачиваться в профессии или хобби.

Общение

Иногда хочется просто поговорить о том, что интересует: новом фильме, ремонте кухни, секте или криптовалютах. А под рукой нет никого, кто мог бы что-то рассказать и посоветовать. В клубе для общения такие люди всегда найдутся.

Для кого. Можно создать клуб по интересам, например комьюнити скалолазов или путешественников. А можно запустить универсальный клуб для широкого круга участников, где обсуждают разные темы.

В женском клубе VSE SVOI обсуждают разные темы: от карьеры до здоровья
В женском клубе VSE SVOI обсуждают разные темы: от карьеры до здоровья

С самого начала мы придерживаемся идеи безопасного пространства, в котором можно проявляться, узнавать новое, быть собой, быть женщиной, дружить, развиваться и поддерживать друг друга. Можно прийти в сообщество и найти подругу, если это твоя цель. Или можно просто быть среди своих, ходить на встречи, выполнять практики. Наш клуб — это как отфильтрованный, классный поток пользы и поддержки, откуда ты можешь взять то, что тебе нужно прямо сегодня. Мы не делаем комьюнити «сверху», когда есть тот, кто знает лучше, и «они» — участницы сообщества. Мы делаем сообщество для своих, поэтому сами активно принимаем участие в каждой активности.

Саша Колькина, соосновательница закрытого телеграм-канала по подписке VSE SVOI

Что делать:

  • Обсуждать новости из своей сферы, книги, фильмы — все, что интересует членов клуба. Например, можно поделиться выпуском классного подкаста или спросить мнение о новом сериале.
  • Обмениваться знаниями — приглашать экспертов со стороны или из числа участников клуба, чтобы поговорить о последних трендах, о том, что волнует большинство.
  • Делиться лайфхаками и собирать их в отдельные материалы-подборки, чтобы у каждого новичка был к ним доступ.

Внутри сообщества VSE SVOI — большое ежемесячное расписание, контент выходит каждый день. Это практики, подборки, материалы, обсуждения, встречи с экспертами или нетворкинги. Расписание есть на сайте, и всегда можно посмотреть перед подпиской, что тебя ждет внутри.

Мы стараемся захватывать разные темы и форматы, чтобы хотя бы несколько единиц контента попало в каждую из участниц, потому что каждую волнует что-то свое. Когда составляем расписание, то ориентируемся на нас самих. Что нам интересно? Что мы хотим узнать? Что нас волнует? А также учитываем пожелания участниц, общие веяния. Например, сейчас многие находятся в эмиграции, и мы организовали встречи про обустройство дома, практики поддержки себя в сложные моменты, рубрики, где каждая может поделиться тем, как она сейчас.

Саша Колькина, соосновательница закрытого телеграм-канала по подписке VSE SVOI

Оздоровление

Сейчас модно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и правильно питаться. Рынок велнес-услуг активно развивается, постоянно появляется что-то новое: нутрициология, биохакинг, нейроатлетика. Одних только фитнес-направлений больше 200! Люди нуждаются в тех, кто поможет во всем этом разобраться, научит делать правильно и надолго сохранить мотивацию.

Для кого. Клуб по подписке — это отличная ниша для наставников: врачей, диетологов, фитнес-тренеров, массажистов, телесно ориентированных специалистов и всех, кто практикует ЗОЖ. Свое платное комьюнити может создать даже клиника или фитнес-клуб.

Что делать:

  • Проводить занятия — выкладывать в видеоформате как отдельные упражнения, так и целый комплекс тренировок.
  • Публиковать полезные материалы. Это могут быть чек-листы полезных привычек на месяц, полезные рецепты, мотивационные посты и последние научные данные в конкретной области ЗОЖ.
  • Устроить марафон — например, похудения, утренней зарядки, самомассажа. Совместная деятельность увлекает и повышает мотивацию продлить подписку.

Развлечение

Людям надо развлекаться: смотреть художественные фильмы, смеяться над мемами, играть в игры. Положительные эмоции помогают снять стресс и напряжение. А клуб может стать для подписчиков неиссякаемым источником развлечений.

Для кого. Запустить развлекательную рубрику можно в любом комьюнити, даже в пафосном клубе для интеллектуалов, — в жизни всегда есть место отдыху.

Что делать:

  • Собирать и выкладывать ссылки на интересные события — фестивали, концерты, кинопремьеры, выставки. И приглашать к обсуждению тех, кто уже побывал на этих мероприятиях. Реальные отзывы помогут другим участникам принять решение — идти или нет.
  • Устраивать интерактивы, игры и квесты. Участники клуба могут объединяться в команды, разгадывать загадки, выполнять задания — это весело, увлекательно и очень сближает.
  • Публиковать лайфстайл-контент. Пусть люди делятся своей повседневной жизнью — многим интересно себя показать и других посмотреть.
  • Расширять кругозор участников. Развлекаться можно с пользой — расскажите подписчикам интересный факт, проведите арт-разбор известной картины, снимите видеокружок с самомассажем головы. Всегда здорово узнать и попробовать что-то новое.

Как работают клубы по подписке в Телеграме

Так же, как и на отдельном сайте: человек оплачивает стоимость подписки и получает доступ к материалам клуба на определенный срок или навсегда — зависит от условий клуба. В Телеграме это даже удобнее, потому что не надо никуда переходить — достаточно открыть привычный мессенджер.

Доход зависит от отрасли, типа контента, популярности основателя. Я недавно писал о том, сколько зарабатывают авторы Paywall, — достичь 100 тысяч рублей в месяц не проблема. Начинать лучше, когда у вас уже есть лояльная аудитория, — тогда вы быстро получите первые деньги. Нужно постоянно привлекать новых подписчиков: чем больше участников в клубе, тем выше доход.

Мы начали с промосообщества в наших собственных блогах, у каждой основательницы клуба есть своя аудитория. Тогда нас очень поддержали репосты друзей и знакомых. Мы хотим стать большими, поэтому постоянно генерируем, как можем привлечь еще больше женщин к нам!

Мы начали с промосообщества в наших собственных блогах, у каждой основательницы клуба есть своя аудитория. Тогда нас очень поддержали репосты друзей и знакомых. Мы хотим стать большими, поэтому постоянно генерируем, как можем привлечь еще больше женщин к нам!

Чтобы привлечь людей в закрытый телеграм-канал, выпускаем интересный контент в наших открытых социальных сетях. С самого начала коллабимся с большим количеством проектов, пытаемся находить что-то общее и быть друг другу полезны. Например, мы делали тест «Какая ты подружка» и выпуски подкастов «Принципы работы, которые нас поддерживают».

Иногда мы просто покупаем рекламу, иногда даем проходку за рекламу. Однажды мы открыто спросили в соцсетях, кто хочет проходку за рекламу, и пришло 20 человек. Мы получили 20 выходов у микроинфлюенсеров, из них 30% остались в сообществе и оплатили подписку.

Раз в два месяца мы проводим бесплатные открытые нетворкинги, на которых приглашаем в наше сообщество. Недавно на такую встречу пришло 90 человек, а подписалось 25.

Еще мы используем функцию пробного периода сервиса и активно ее продвигаем. У нас есть специальные дни, когда можно подписаться и получить что-то сверх подписки, например запись встречи или скидку. Недавно начали из участников растить амбассадоров — это отдельная большая работа.

Саша Колькина, соосновательница закрытого телеграм-канала по подписке VSE SVOI

Но все-таки главная забота основателя клуба — не поиск новых подписчиков, а удержание старых, тогда доход будет стабильным. Для этого нужно постоянно расширять библиотеку материалов, давать много обратной связи и пробовать новые форматы.

Чтобы создать и развивать клуб, запаситесь терпением, классной и дружной командой. По возможности сократите любые расходы — мы в команде всё делаем сами, но нас четверо, и только недавно мы смогли нанять на парт-тайм пиар-специалистку. Нужно много и быстро пробовать разное, делать еще больше, не бояться отказываться от идей — и даже от идеи продолжать вести сообщество. А главное (сейчас про романтичное), нужно иметь идею, которая будет драйвить и вдохновлять!

Саша Колькина, соосновательница закрытого телеграм-канала по подписке VSE SVOI

А вот следить за тем, чтобы деньги вовремя поступали на счет, подключать и отключать подписчиков не придется. Paywall берет на себя все организационные и технические моменты. Например, когда в клуб придет новый участник, сервис привяжет его карту и будет регулярно списывать с нее оплату до тех пор, пока человек не отпишется.

Можно установить бесплатный период и настроить разные тарифы, чтобы эффективнее привлекать пользователей через рекламу. Причем весь трафик идет не напрямую в канал, а на страницу оплаты проекта в Paywall. Получится посмотреть количество лидов и конверсию по каждому источнику, догнать таргетом неподписавшихся и отключить невыгодные рекламные кампании.

Для тех, кто только хочет зарабатывать по подписной модели, но еще не определился, как именно, мы подготовили бесплатную брошюру и мини-курс. В брошюре — 20 идей, как монетизировать проекты по подписке в Телеграме. В мини-курсе — 5 уроков, в которых по шагам проведем вас от идеи к готовому бизнесу.

Как думаете, комьюнити по подписке — хорошая идея? На какое комьюнити вы бы подписались сами?

2525
5 комментариев

Спасибо, попробую сервис обязательно, как раз искал с возможностью платного доступа к закрытым группам

Здорово! Рекомендую подписаться на рассылку, там есть бонус для новых пользователей. https://start.paywall.ru

1

мне кажется многие блогеры, особенно нишевые и не очень популярные, зря игнорируют такую штуку, и ограничиваются общением в комментариях в соцсетях. Всякие обзоры духов, эксперты по шпаклевке или просто подкастеры — сам бог велел создать себе чатик, нагнать в него народу, а потом ограничить доступ за символическую сумму

На самом деле все форматы хороши, нужно понимать какая цель у проекта. Если для этой цели не нужно отдельное комьюнити, то его не обязательно делать. Тренд на платный доступ к такому комьюнити действительно есть.

У блогеров комьюнити - да, очень интересная тема! Только это должна быть не просто болталка. Чтобы общаться, нужен какой-то контекст - вебинары, посты, опросы ну и т.д.