Рекламный рынок 2023 — темпы роста

Рекламный рынок 2023 — темпы роста

2022 год серьезно изменил правила игры на рекламном рынке для компаний, маркетологов и арбитражников. Уход зарубежных соцсетей, перелив трафика с площадки на площадку, требования по маркировке рекламы — все это заставило переосмыслить систему продвижения в целом, избавиться от неработающих инструментов и внедрить новые. В статье попробовали разобраться, каким рекламный рынок стал в 2023 году, какие тренды и тенденции на нем нельзя упустить и какие профессии остаются востребованными в новой реальности.

Как изменился рынок цифровой рекламы в 2023 году

1. Восстановление рынка рекламы

Его ожидает крупная международная компания Media Instinct Group в своем прогнозе развития рекламного российского рынка в 2023 году. В 2022 было серьезное проседание со стороны западных компаний, рекламную деятельность заморозили порядка трети всех крупных рекламодателей.

Но в 2023 году видно восстановление: появляются новые компании, входят на рынок индийские и китайские производители, видны нишевые компании. Всем им нужен сильный и устойчивый маркетинг, который создаст положительное впечатление на рынке и сможет завоевать внимание аудитории. Поэтому в этой отрасли становится востребованным и performance marketing для получения большого количества качественного трафика. Наиболее активный рост ожидается во втором полугодии: 66% зарубежных рекламодателей планируют возобновить работу в том или ином виде.

2. Затраты на рекламное продвижение продуктов и услуг растут

Так говорит прогноз от Group4Media. Прогноз роста бюджетов рекламы по разным медиаканалам ожидается от 9% по ТВ до 82% на новых цифровых площадках, например, на маркетплейсах и Ecom, через инфлюенсеров, цифровую аудио и видео рекламу.

Рекламный рынок 2023 — темпы роста

В целом тренд очевидный: компании хотят наращивать представительство в интернете, захватывают все новые и новые площадки, чтобы иметь более тесный контакт с аудиторией, а значит и влиять на продажи. Нужны новые способы привлечения внимания, новые идеи рекламных кампаний и новые эффективные метрики для отслеживания результата. Тут тоже понадобится опыт арбитражников, которые умеют запускать рекламные кампании и попадать в запрос ЦА в любом ГЕО.

3. Усиление конкуренции

Серьезные изменения не могут не сопровождаться сменой игроков на рынке. Из-за коренной перестройки компании поглощаются и объединяются, поэтому ТОПы в разных нишах успевают меняться несколько раз за год. Ожидается появление в каждой отрасли 3-4 сильных компаний, который сформировались за счет интеграций и поглощений. Остальные компании будут стремиться завоевать вершину, но все таки находиться на небольшом отрыве от лидеров.

Вот какие тренды еще ожидаются на рекламном рынке:

  • компании будут занимать места ушедших конкурентов, получать их заказы и и выигрывать те тендеры, на которые раньше даже не смотрели;
  • агентства, которые работают с российскими клиентами, особенно из госсектора, будут получать больше;
  • крупные компании для собственного усиления будут охотиться за более мелкими, успешными и независимыми агентствами которые используют инновационные способы продвижения;
  • есть альтернатива у поглощений — партнерства и создание устойчивых групп;
  • внутренний российский рынок ждет новое открытие — увеличатся потребности у компаний в России, понадобится сильная экспертиза для выхода на новые рынки и регионы.

Для усиления конкурентных позиций, повышения узнаваемости брендинга, привлечения новых российских пользователей понадобятся крутые и опытные специалисты с большим бэкграундом в рекламном продвижении.

Как изменения в законодательстве повлияют на рекламный рынок

Рекламный рынок 2023 — темпы роста

Главное изменение в российской рекламе в 2023 году — это поправки к закону «О рекламе». Их внедрение длится с осени 2022 года и означает, что каждая единица рекламы, то есть пост, видео ролик или баннер, должны быть промаркированы, а данные о контенте нужно передавать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Если в прошлом году был переходный период, за исполнением не следили и за нарушения не штрафовали, то в этом году ситуация другая. За маркировкой будут следить более тщательно, физлиц могут штрафовать на сумму до 2500 рублей, а юридических лиц — до 500 000 рублей. Учитывая этот фактор, нужно будет тщательнее относиться ко всему рекламному контенту и вести единую внутреннюю базу.

Вот цепочка передачи информации, которую стоит нужно знать о маркировке рекламы, чтобы успевать за изменениями рынка:

  • данные должны предоставлять рекламодатели, распространители, операторы рекламных систем и рекламные агентства;
  • ОРД (Оператор Рекламных Данных) выдает токен и отправляет данные в Роскомнадзор;
  • ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы) формирует базу данных о рекламном контенте;
  • все участники цепочки, Роскомнадзор, ФАС и ФНС получают доступ к данным.

Обзор соцсетей и платформ для продвижения

Конкуренция между рекламными площадками в 2023 году тоже существенно изменилась. Запрещенные соцсети все еще имеют высокую посещаемость, а рекламодатели вынуждены тратить бюджеты на локальные каналы, в которых посещаемость меньше. Этот парадокс каждая компания решает индивидуально, выбирая дублировать контент на разных площадках, создавать уникальный для каждой соцсети или вообще концентрироваться на какой-то одной. Вот, как сейчас ведут себя разные платформы на рекламном рынке.

  • Telegram

Популярность и количество пользователей существенно выросли из-за интереса к новостному контенту. Туда перешли многие блогеры и лидеры мнений после закрытия зарубежных площадок, пришли рекламодатели с нативными постами. Так выросли инвестиции: по данным TGStat за год объемы вливаемых бюджетов выросли на 200%.

  • Youtube

Рекламный потенциал площадки просел с уходом Google из России, но пользователи массово оттуда не ушли. Часть аудитории старается переманить VK, но на Rutube при этом большого прибавления нет. Сервис все еще популярен среди российских рекламодателей, которые инвестируют в нативную рекламу внутри роликов, но не имеют доступа к преролам, например. В 2023 году тенденция останется такой же, но внимательно придется следить за российскими аналогами. Альтернативы планируют развивать: на Рутуб хотят добавить все инструменты продвижения и сделать полноценным видеохостингом, а Вконтакте хочет ориентироваться на инфлюенсеров, производителей контента и массовую аудиторию, чтобы монетизировать контент.

  • Онлайн-магазины

Новую роль и свою нишу занимают маркетплейсы и онлайн-магазины. Это большие рекламные площадки, которые нельзя игнорировать производителям товаров. На Wildberries и Ozon заказывают во всех регионах России, ритейл набирает обороты и заменяет традиционные магазины.

На других платформах большого роста не наблюдается. Вконтакте динамично развивается и хочет стать экосистемой полного цикла, закрыв собой все потребности аудитории. Запрещенные сети существуют сами по себе: некоторые российские компании продолжают вести их, но глобального роста и массовых инвестиций нет. В Телеграмме развиваются нано-, микро-каналы, ведут свои блоги как инфлюенсеры, так и большие компании, но там нужно жестко бороться за внимание пользователя из-за отсутствия единой ленты. Растет TenChat – рост с января по декабрь 2022 года составил 95 раз. Но это очень специализированная платформа, она набирает обороты уверенно, но не стихийно, чтобы про нее начали говорить массово. У площадки для коротких вертикальных видео Yappy рост за этот же период составил 250%.

Вместо вывода: Будущее арбитражника на рекламном рынке

Маркетинговые стратегии разных компаний в 2023 году нацелены на то, чтобы не складывать все яйца в одну корзину. Диверсифицируется трафик, пробуются новые площадки, тестируются смелые гипотезы, открываются внешние и внутренние рынки. Все это требует крутых и квалифицированных специалистов, которые бы настраивали рекламу и получали сильные результаты. Арбитражники и специалисты в performance marketing имеют в этом накопленный опыт, а значит будут востребованы во всех развивающихся компаниях.

Акцент начинающим и опытным специалистам стоит сделать именно на эффективном продвижении, которое будет поражать и удивлять необычностью. При этом важно рассчитать статистические показатели, анализировать аудиторию и попадать четко в ее запрос.

Иван Караджов
COO в Up.ru и Aray.com

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

22
Начать дискуссию