Как прокачать свой интернет-магазин в условиях конкуренции с маркетплейсами

Как прокачать свой интернет-магазин в условиях конкуренции с маркетплейсами

О маркетплейсах слышно отовсюду: реклама по телевизору, объявления в метро, соцсети, поисковики, радио. Купить на маркетплейсе можно все что угодно — от корма для хомячка до свадебного платья. И это не говоря о курсах по выходу на Wildberries и Ozon, которые появляются каждый день. Иногда кажется, в таких условиях развивать свой интернет-магазин просто нет смысла.

С опорой на исследования разбираемся, так ли это на самом деле, и рассказываем, как интернет-магазины могут конкурировать с маркетплейсами ↓

Какие есть маркетплейсы и чем они отличаются

Маркетплейс — это торговая онлайн-площадка, на которой компании продают свои товары. То есть это посредник между продавцом и покупателем, который берет на себя часть административных задач: от предоставления площадки до доставки товара.

Как прокачать свой интернет-магазин в условиях конкуренции с маркетплейсами

Главное отличие маркетплейса от интернет-магазина:

• Интернет-магазин — это сервис, который принадлежит одному продавцу.

• Маркетплейс — это сервис, на котором множество продавцов реализуют свои товары.

Маркетплейсы похожи по принципу работы, но у каждого есть свои особенности. Посмотрим, чем отличаются друг от друга маркетплейсы в первой пятерке рейтинга крупнейших интернет-магазинов 2022 года:

🟣 Wildberries — универсальный маркетплейс. Он занимает первую строчку рейтинга с 2016 года, обходя другие интернет-магазины по обороту. Аудитория Wildberries самая большая и разнообразная: его пункты выдачи есть даже в маленьких населенных пунктах. Сам Wildberries позиционирует себя как «модный интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров‎».

🟦 Ozon — универсальный маркетплейс, который считается одним из первых в России, он появился еще в 1998 году. Ozon начинал с продаж книг и видеокассет, а сейчас в его каталоге 24 категории товаров, включая цифровые продукты. Помимо обычной доставки, в Ozon есть и экспресс-доставка от 30 минут.

🟡 Яндекс Маркет — универсальный маркетплейс, который сильно вырос в последние годы. В результате — оказался в тройке лидеров по обороту в 2022 году. Ассортимент товаров здесь меньше, чем у Wildberries и Ozon. Зато в 2022 году его чек вырос сильнее. В основном Яндекс Маркет работает в крупных городах центральной части России.

🟧 DNS — маркетплейс, специализирующийся на продаже электроники и техники. Как и Ozon, основан в 1998 году. Помимо онлайн-площадки, у DNS есть около 2 000 офлайн-магазинов по всей России.

🟠 Ситилинк — маркетплейс, специализирующийся на продаже электроники и техники, открытый в 2008 году. У Ситилинк тоже есть офлайн-магазины, но их меньше. А в 2017-2019 годах Ситилинк занимал вторую строчку рейтинга сразу после Wildberries.

Есть еще множество специализированных маркетплейсов. Например, Apteka.ru продает товары для здоровья, Рив Гош — товары для красоты, а СберМаркет — FMCG, товары повседневного спроса.

<p>Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов, 2022. Источник: top100.datainsight.ru</p>

Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов, 2022. Источник: top100.datainsight.ru

Понимать особенности разных маркетплейсов важно, чтобы лучше знать своих конкурентов и эффективнее от них отстраиваться. Поэтому рекомендуем изучить рейтинг подробнее, а мы идем дальше.

«Маркетплейсы захватили рынок‎»: правда или миф

Есть популярное мнение, что маркетплейсы уничтожили обычные интернет-магазины и что продавать через интернет-магазины становится все сложнее. Давайте посмотрим на статистику и разберемся, так ли все плохо.

  • В 2022 году многие зарубежные бренды ушли из России, поэтому освободившуюся нишу стали активно осваивать российские проекты, в том числе локальные и небольшие.
  • В 2022 общий оборот рынка ecommerce в России составил 5,7 трлн рублей — это на 38% выше, чем в 2021 году.
  • В сумме три крупнейших маркетплейса, Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет, обеспечили 80% роста рынка в 2022 году.
  • На конец 2022 года количество селлеров (продавцов на маркетплейсах) увеличилось в 1,5 раза
  • Только 12% пользователей ищут товар на маркетплейсах. 88% используют для этого все доступные источники — в том числе переходят из поисковой выдачи в интернет-магазины.

Можно сделать вывод, что маркетплейсам действительно принадлежит большая часть рынка. Но в то же время другая часть рынка остается за интернет-магазинами, при этом с уходом зарубежных брендов у них появляется больше возможностей для развития. К тому же сами покупатели ищут товар не только на маркетплейсах 🧐

Продавать на маркетплейсах начинает все больше компаний — из-за этого конкуренция за покупателя растет. А это еще один аргумент в пользу прокачки собственного интернет-магазина.

Плюсы и минусы маркетплейсов для продавцов

Маркетплейсы активно растут, и может показаться, что сейчас это идеальный вариант для начала бизнеса. Но, помимо множества положительных черт, у маркетплейсов есть и темные стороны.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что маркетплейсы подходят всем. Каждый предприниматель должен взвесить плюсы и минусы и принять собственное решение:

Главный плюс маркетплейсов — готовый сервис. Продавцу не нужно создавать сайт, настраивать рекламу и маркетинг. Из-за этого пользователям легко выбирать, оплачивать и получать заказы. Кстати, пункты выдачи — это еще и возможность поставить свой товар в самые малодоступные точки страны, а значит увеличить прибыль. Еще один плюс — на маркетплейс легко выйти, поэтому начинающий продавец может быстро начать зарабатывать.

В то же время огромный минус маркетплейсов — продавец не может собрать базу клиентов. Да и сами клиенты не смотрят, у кого они покупают — куда важнее цена, скорость доставки и отзывы. Отсюда риск: если с маркетплейсом что-то случится, пользователи даже не вспомнят о продавце с маркетплейса.

Конкуренция на маркетплейсах постоянно растет, и отсюда вытекает еще один минус — ужесточение условий для продавцов. Маркетплейс может увеличивать комиссии, менять логистику, ставить скидки на товары. Сами селлеры жалуются, что видимость их товаров с каждым годом становится хуже. Приходится тратить лишние деньги на продвижение, чтобы их товар хоть как-то замечали покупатели‎.

Елена Петрякова, PR-директор Sendsay

Но в то же время не стоит категорично выбирать что-то одно. Тандем двух площадок будет приносить больше продаж. Но никогда не забывайте про свою клиентскую базу — собирайте ее и всегда держите связь с клиентами.

Как отстроиться от маркетплейсов

Стратегия продвижения интернет-магазина будет зависеть от его специфики: какой товар продается, насколько развита доставка, какие есть каналы связи с аудиторией

Но в любом случае важно развивать функционал сайта, условия доставки и другие качества, за которые покупатели выбирают маркетплейсы. И при этом важно понимать свои ограничения — ассортимент интернет-магазина не превзойдет ассортимент маркетплейса. Но и эти ограничения можно сделать своими сильными сторонами.

7 универсальных способов, которые позволят интернет-магазину отстроиться от маркетплейсов ↓

Развивать экспертизу

Ассортимент рядового интернет-магазина уже, чем ассортимент маркетплейса. Но здесь же скрывается и возможность для развития. Интернет-магазин, который специализируется, например, на чае и кофе, превзойдет маркетплейс, который специализируется на всем сразу. Потому что:

  • в интернет-магазине больше информации о товарах
  • можно напрямую задать вопрос продавцу
  • связь с продавцом остается и после покупки

Поэтому покупатели, которые ищут определенный товар, скорее отправятся в специализированный магазин, где они получат всю необходимую информацию, а не в маркетплейс.

Особенно это работает для магазинов, которые продают сложные продукты. Например, чтобы купить профессиональные наушники, зачастую нужна консультация специалиста, который разбирается в звуке и технике. А еще полезно изучить все характеристики такого товара и посмотреть сравнительные обзоры.

Интернет-магазин, который предоставляет всю эту информацию, превосходит маркетплейс. У пользователя появляется уверенность в том, что он покупает продукт у настоящих спецов, а значит такой продукт не может быть плохим. В этом случае клиент даже готов согласиться на более долгую доставку или более высокую цену.

Повышать узнаваемость

Этот пункт продолжает предыдущий. Чтобы становиться экспертом в глазах потребителя, важно постоянно заявлять о себе. И одного сайта в условиях конкуренции с маркетплейсами будет недостаточно. Важно присутствовать в самых разных каналах:

  • соцсети и мессенджеры
  • email-рассылка
  • СМИ, в том числе отраслевые
  • радиореклама
  • реклама в поисковых сетях
  • видеохостинги

Если магазин локальный, полезно участвовать в местных выставках и маркетах, сотрудничать с местным бизнесом. Все это создаст больше точек соприкосновения с аудиторией и повысит узнаваемость.

Один из самых простых способов держать связь с потенциальными покупателями — это использовать email-рассылки:

• Для отправки писем достаточно адреса почты и согласия на рассылку.

• Рассылки могут закрывать самые разные задачи: обучать, поздравлять, уведомлять о доставке, переводить на оплату, предоставлять скидки.

• Можно отправлять письма в зависимости от поведения пользователя на сайте и точнее попадать в его потребности.

Совершенствовать сервис

Сервис, как и специализация на определенном товаре — еще одна сильная сторона интернет-магазина. И это та причина, по которой покупатели зачастую предпочитают интернет-магазин маркетплейсу.

Постоянная связь с продавцом, техподдержка, возможность консультации — всего этого нет в маркетплейсе. А на сайте интернет-магазина связаться с продавцом можно буквально за один клик, просто написав в чат-бот.

То есть, покупая в интернет-магазине, пользователь находится буквально напротив компании и может задать ей любой вопрос, в то время как маркетплейс — это посредник, через которого получить ответ куда сложнее.

Поэтому интернет-магазину так важно прокачивать эту сильную сторону и активно развивать сервис:

  • настроить максимум каналов связи с покупателем
  • быстро отвечать на вопросы
  • помогать определяться с выбором
  • оперативно решать возникающие проблемы

Так получится выстроить по-настоящему крепкие отношения с покупателем и сделать его лояльным клиентом. Исследования все чаще показывают, насколько в современном маркетинге важен индивидуальный подход к каждому клиенту — этого ожидают 71% потребителей. И в интернет-магазине строить такое персонализированное общение куда проще.

Сделать сайт удобным

52,2% клиентов интернет-магазинов отказываются от покупки, потому что возникает какое-то препятствие:

Как прокачать свой интернет-магазин в условиях конкуренции с маркетплейсами

Каждый из этих пунктов открывает большой простор для действий. Если просто снизить стоимость доставки и дать возможность покупать без учетной записи, уже можно вернуть часть пользователей.

Но куда важнее провести анализ своего сайта и узнать, что мешает покупать именно вашим пользователям. Это не только сделает проще жизнь текущим клиентам, но и позволит привлечь новых.

Никто не даст более точной информации, чем сами пользователи. Поэтому проведите опрос клиентов — на самом сайте или в рассылке. Так вы сможете оптимизировать сайт под запросы аудитории и приблизиться по удобству покупки к маркетплейсам.

Заняться SEO

SEO — это оптимизация сайта под поисковые запросы. Она помогает вывести сайт в топ поисковой выдачи и привлекать больше посетителей.

Любые материалы сайта — от карточек товаров до статей — оптимизируются по ключам (поисковым запросам). По частотности ключи делятся на три категории:

  • высокочастотные — от 1000 показов в месяц
  • среднечастотные — до 1000 показов в месяц
  • низкочастотные — до 100 показов в месяц

Если вбить в поисковике высокочастотный запрос «‎купить платье», то именно маркетплейсы окажутся в первых строчках выдачи. И так происходит почти со всеми высокочастотными ключами. Конкурировать по таким заспросам с маркетплейсом простому интернет-магазину действительно сложно.

Поэтому лучше сделать ставку на средне- и низкочастотные запросы. Например, не «‎купить платье», а «‎купить белое платье льняное с поясом». Здесь конкуренция намного ниже, и у интернет-магазина куда больше шансов попасть в топ выдачи.

Для этого нужно выделить уникальные характеристики своих товаров, подобрать для них ключи и оптимизировать согласно им карточки товаров и другую полезную для пользователей информацию.

Особенно стратегия работы с SEO актуальна для интернет-магазинов, которые продают редкие и уникальные товары и для интернет-магазинов в сфере B2B.

Работать с отзывами

Работа с отзывами — еще одна выигрышная стратегия для прокачки интернет-магазина. В интернет-магазине проще быть на связи с клиентом: отвечать на вопросы, сообщать о статусе доставки и быстро отрабатывать возможный негатив.

На примере — допустим, пользователь заказал вазу, а она пришла с царапиной. Клиент маркетплейса скорее всего сразу оставит отрицательный отзыв и только потом отменит заказ. В то же время клиент интернет-магазина, который находится на связи с компанией, скорее напишет в чат менеджеру — и не факт, что дело дойдет до негативного отзыва.

К тому же для сбора отзывов у интернет-магазина больше каналов. Это можно делать на сайте, в рассылке, в соцсетях и даже по телефону.

Постоянно работать с трафиком

В интернет-магазине намного удобнее работать с потоком клиентов: отслеживать поведение на сайте, возвращать на сайт и доводить до покупки. Для этого достаточно узнать данные пользователей и подключить к сайту инструменты автоматизации.

Один из таких — Модуль Sendsay Продажи. Он отслеживает действия пользователей в интернет-магазине и в зависимости от этого отправляет им релевантные сообщения. Так, например, пользователь, который положил в корзину товар, получит на него скидку, а клиент, который долго изучал категорию товаров, получит подборку самых востребованных товаров из категории.

Подобные тактики помогают возвращать пользователей на сайт и побуждать к покупке, а в перспективе — мотивируют покупать чаще и на более высокие чеки.

В то же время продавец на маркетплейсе не может общаться с покупателями, потому что их данные просто недоступны. То есть даже обычные сообщения о скидках для селлера недоступны.

Итоги

  • Маркетплейсам действительно принадлежит большая часть рынка. Но это не означает, что в ближайшие годы интернет-магазины исчезнут. Нет, у них есть своя аудитория и при правильном подходе ее вполне можно расширять.
  • Чтобы привлекать в интернет-магазин новых клиентов и укреплять отношения с текущими, есть множество способов. Начать можно с базовых: сделать сайт удобным, улучшить сервис, поработать с поисковой оптимизацией.
  • Один из самых простых способов для прокачки интернет-магазина — это использование инструментов автоматизации. Например, Модуль Sendsay Продажи позволяет выстраивать персональную коммуникацию с каждым посетителем магазина. Инструмент работает автоматически — его достаточно только настроить.

Бояться маркетплейсов не стоит. Наоборот, с ними можно «‎подружиться» и использовать как один из каналов сбыта. Например, 80% продукции продавать через свой магазин, а 20% — через маркетплейс. Конечная стратегия будет зависеть от целей:

• Если вам нужен быстрый старт, маркетплейс — идеальный вариант. На раскачку интернет-магазина могут уйти годы в то время как маркетплейс — уже готовая площадка для продаж.

• Если вы начали продавать на маркетплейсе, достаточно заработали и уверены в продукте — идите дальше. Начните развивать бренд в рамках интернет-магазина. Так вам не придется платить лишние комиссии маркетплейсу и вы сможете обзавестись базой лояльных клиентов.

• Если у вас уже есть стабильно работающий интернет-магазин — продолжайте его прокачивать. Повышайте узнаваемость, привлекайте новую аудиторию, удерживайте текущих пользователей — в общем, работайте с данными клиентов. Данные пользователей — главный капитал интернет-магазина‎.

Елена Петрякова, PR-директор Sendsay
55
Начать дискуссию