Маркетинг без бюджета

Маркетинг в России существует как полноценное направление деятельности уже около 40 лет. Казалось бы, за это время накоплена масса опыта, написаны кучи материалов и различных статей, книг. Маркетинг с большими бюджетами (и даже просто с бюджетами) имеет массу инструментов для продвижения, вариантов оперативного изменения и любого вида анализа.

А что делать тем, у кого маркетинг без бюджета? Тем, кто только выходит на рынок, кто выводит новый продукт, кто просто пытается вылезти из кризиса из последних сил?

Есть варианты маркетинговых решений, которые позволяют практически без финансовых затрат реализовывать множество эффективных мероприятий по взаимодействию с целевой аудиторией.

Рассмотрим некоторые из них. Оговорюсь сразу, многое из написанного покажется банальным, но практика показывает, что зачастую очевидное не очевидно и кому-то может оказаться крайне полезно.

1. Как ни банально, но блог.

Причем блог не написанный копирайтерами и профессионалами, а настоящее и искреннее повествование о жизни вашего бизнеса. В формате прямого разговора со своей аудиторией вы можете рассказывать как о своем продукте, так и об отношении, которое вы вкладываете в производство и контроль качества, в обслуживание. Демонстрируемая забота о клиентах дает зачастую больше эффекта, чем прямая реклама. В том числе блог дает возможность прямой коммуникации как с довольными, так и с недовольными клиентами (про неадекватных и истеричных клиентов речь не идет, очевидно, что в самом правильном начинании можно наткнуться на хейтеров и прочих желающих навредить вам по той или иной причине).

2. Комментарии в журналах и даже на ТВ.

Не просто так появляются такие ресурсы, как, например, Deadline Media. Журналисты не специалисты во всех областях сразу, но четко следят за потребительскими брендами и делают статьи и новости «на злобу дня». Если вы попадаете в список тех, о ком сейчас можно рассуждать, критиковать, превозносить – вы на правильном пути. Запросов от журналистов масса, сроки часто горящие, а вот потенциальные комментаторы ситуации часто и не в курсе, что их ищут. Таким абсолютно бесплатным способом можно опасть и на 1 канал и в Forbes – было бы желание и интересный кейс.

3. Социальные сети в целом.

Думаю, тут даже нет смысла рассказывать, по большому счету повторяет плюсы и минусы блога с той лишь разницей, что каждая социальная сеть дает свои дополнительные надстройки и инструменты, которыми можно пользоваться.

4. Доски объявлений.

Как ни странно, но в B2C точно работает. Причем Avito не панацея, множество сервисов помогают разместить свои предложения не менее эффективно. Для B2B подойдут, например, Яндекс.Услуги.

5. Кросс-маркетинг.

Объединение с другими участниками рынка для продвижения своей продукции на общую или близкую целевую аудиторию всегда дает положительный эффект. Не будьте банальны, ищите нестандартные коллаборации, чтобы о вас заговорили даже те (читай, СМИ), о ком вы и мечтать не могли. Пример навскидку – энергетик для папы к пачке подгузников. Слоган придумать не сложно. Кстати, подробно о кросс-маркетинге с разбором кейсов буду рассказывать на бесплатном семинаре – welcome.

6. Комплимент за покупку.

Скидки и акции, конечно, всегда работают, но не всегда приводят к результату в виде долговременного сотрудничества клиента с вашим продуктом. А вот чтобы клиент возвращался и испытывал удовольствие от работы именно с вами, дайте ему то, что нигде больше не встречается. Например, вы мастер по маникюру – подарите жидкость для снятия лака или специальную пилочку. Стоимость легко спрятать в стоимости услуги, а вот приятный «осадочек» останется.

7. Работа с отзывами.

Очевидно, что заказные отзывы – это плохо. А вот реальные клиенты часто ленятся оставлять. Что делать? Как вариант – фотографировать написанный от руки в книге отзывов, или снимать видео, если клиент позволяет. Или собирать отзывы с открытых аккаунтов клиентов в соцсетях (конечно, не забываем благодарить клиента за отзыв). Главное правило - не могут все отзывы быть идеально положительными! Даже если все клиенты тотально довольны, попросите вас немного покритиковать. Все просто – никто не верит идеальной картинке (ну, конечно, кроме женщин, смотрящих на фото звезд в журналах).

Какие варианты безбюджетных решений в маркетинге использовали вы?

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Карагач

я использовал и использую "Маркетинг без бюджета" Игоря Манна, чего и вам желаю.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Kirova

Если писать в блог и свои соц.сети без бюджета - откуда придет трафик, чтобы это читать? 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Штурмина
Автор

Пишите интересно - люди подтянутся. Вы же тут мою статью прочитали, а бюджет вложен нулевой. Конечно, с бюджетом трафик растет быстрее, но насколько он "чистый"? Точно такие же "коллеги", развивающие свой блог, подписываются только для того, чтобы вы подписались в ответ и так по кругу. Толку от такого трафика очень мало.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Kirova

Тут статью прочитала. Но на этом ресурсе вы используете аудиторию ресурса, а не свою. Блог подразумевает свой ресурс и наработку своей аудитории. 
Если же заведете свой блог, то без вложений в рекламу, никто на него никогда не попадет. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Штурмина
Автор

Лично ставила эксперимент в Instagram. Блог общего женского профиля, 100 живых подписчиков с комментариями за 3 дня. Для чистоты эксперимента - фото цветочное, имя отсутствует, ни одного человека из знакомых не приглашала.
Как вы сами пишете в своей статье: "Ни дизайн сайта, ни продающие тексты, ни угрозы в адрес вашего специалиста по рекламе не заставят посетителей сайта оставлять заявки, если ваше предложение неконкурентоспособно."
То же с блогом. Хоть обрекламируйся - если не интересно, то никто читать не будет. И привлеченная рекламой аудитория будет уходить очень быстро.
Конечно, лучше, когда есть хоть какой-то бюджет, чтоб интересные темы поддерживать рекламой. Но мы же с вами понимаем, что большинство представителей бизнеса в России тщательно анализируют и режут бюджеты именно на маркетинг. А когда компания разряда "микро-", то зачастую и резать-то нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Штурмина
Автор

И про аудиторию. Когда мы ставим островок в ТЦ, изначально к нам заходит аудитория других магазинов или развлекательных площадок ТЦ, но часть из этой аудитории становится в том числе и нашей. И аудитория сайта, где вы размещаете статью, тоже ведь с вашей пересекается. Не просто же так мы все тут печатаем свои мысли и разработки :)

Ответить
Развернуть ветку
Oli Bogomazova

Да это точно, полностью с вами согласна. Можно еще создать PR стратегию, и таким образом продвинуть вашу компанию в интернете. Все о цифровом маркетинге можно прочитать на этом блоге http://ikraine.net . Если внедрить это в собственный бизнес, то получится не плохой финансовый выхлоп.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Несмачный

Меня не устроил контент данной книги. Много банального и быстро нельзя применить идеи. Максимум 5 шт. особо заинтересовали.
Поэтому решил собирать свои идеи маркетинга без бюджета -http://kurmanov.com/ 

Причем я все тестирую у себя в отделе маркетинга! Пишите свои идеи, я проверю и напишу результат внедрения!

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда