Внедрить геймификацию в бизнес. Зачем?

Свойства игры и как игра работает в бизнесе.

Меня зовут Сергей Долженков. По специальности я социальный психолог. И сегодня я хотел бы поговорить с вами на тему игры.

Сергей Долженков, Директор по развитию в "Кондитерский дом "Куликовский"

Все люди играют в игры: начиная с раннего детства и заканчивая глубокой старостью. Мы играем в любовные игры, в семейные, в профессиональные, в деловые, социальные игры, даже наше соседство - это социальная игра, которая носит определенные роли. И каждый из участников игры неизбежно испытывает азарт во время стремления к достижению результата.

Игра является досознательным процессом и именно она позволяет человеку не испытывать перенапряжение во время взаимодействия с неизвестным. Именно игра позволяет молодым аспирантам и специалистам науки добиваться результатов куда больше, чем все остальные сотрудники научных институтов, которые, увы, называются посредственностями" - говорят Стюарт Браун и Кристофер Воган

Чтобы раскрыть тему геймификации, давайте рассмотрим свойства игры, и поймем: почему же игру так часто называют основным механизмом мотивации.

Очевидная бесцельность

Бесцельность должна быть первым ощущением, которое ворвется в сознание сотрудников перед тем, как они погрузятся в настоящий игровой мир. И это должно произойти, иначе контакта с игрой не будет.

Добровольность

Это свойство, на самом деле, всегда является камнем преткновения во время внедрения геймификации в компании. Все потому, что сотрудник никогда не будет добровольно вовлекаться в игру. Он может сослаться на занятость или просто не будет испытывать желание участвовать. Но добровольность, на мой взгляд, главнейшее качество игры, которое мы должны использовать как инструмент.

Неотъемлемая привлекательность

Само слово «игра» вызывает в людях желание пробовать что-то. Сейчас вспомните, пожалуйста, свои ощущения когда на какой-нибудь вечеринке ваши друзья говорят: «У нас есть замечательная настольная игра». Как воспринимает это ваш организм? Держу пари, что как минимум вы улыбнетесь. Это и есть та самая неотъемлемая привлекательность, которую стоит использовать. Это свойство будет позволять людям ощущать теплоту и радость в момент рабочего процесса.

Свобода от времени

И вновь различия с принципами менеджмента. А как же управление временем? А как же дедлайн и сроки? И как это, воспринимать в контексте дословно «свобода от времени»? Именно так и воспринимать. Игра позволяет людям отдохнуть от жестких дедлайнов, от бесконечных сроков и от постоянного ощущения цейтнота. Благодаря именно этому правилу, вы можете растянуть игру на долгое время. Благодаря свободе от времени, игра может стать традицией компании, которая может продлиться десятки лет.

Ослабление самосознания

И здесь, друзья, мы начинаем приоткрывать завесу тайны. Как часто Вы сталкиваетесь с тем, что говорите: "Сотрудники этому сопротивляются". Так точно, они сопротивляются всему новому. И только благодаря игре, ослабляя самосознание сотрудников, вы можете привносить новые элементы трансформации. Всякая игра при продуманном механизме ослабляет самосознание игроков. Они погружаются в неё, они впитывают её не только своей головой, но и всеми остальными возможными каналами чувств.

Потенциал для импровизации

И снова лицом к лицу сталкиваются свойство игры с основами менеджмента. Что говорится в менеджменте? Всякая инициатива наказуема. Она может привести к нарушению бизнес-процессов. А значит, что импровизировать в производстве и большом бизнесе не рекомендовано. Ведь это грозит большими потерями для компании.

Но мы спонтанные люди, в нас кипят эмоции, мы иррациональны по своей природе. Где же тогда импровизировать? Конечно, там же, где мы работаем. Просто стоит разделять эти понятия. С одной стороны, ты делаешь своё дело и делаешь его хорошо, а с другой - ты погружаешься в игру и можешь стать тем персонажем, который тебя интересует. Можно импровизировать уже в чём-то новом, создавая свой статус в компании, находя свое место и по-настоящему "прикипая" к культуре организации.

Желание продолжать

Всякая игра порождает желание продолжить. Это уже не раз проверено. Этому есть огромное количество доказательств: всякая игра порождает желание продолжить. Если Вы сможете перенести сейчас эти свойства игры на свой бизнес или на то дело, которым Вы занимаетесь, Вы очень легко найдете ответы на такие вопросы как: "что сейчас противоречит счастливой жизни Ваших сотрудников" и другие, очень схожие по теме вопросы.

Думаете, что свобода от времени, потенциал для импровизации и ослабление самосознания - это не реализуемо в рамках бизнес-процессов? Давайте поступим следующим образом. Я предлагаю Вам выбрать любимую Вашу игру, пусть это будет всё что угодно: начиная от коллективных спортивных игр и заканчивая какой-нибудь интернет-стрелялкой. Попробуйте перечислить всё что связано с этой игрой: её правила, атрибуты, герои, как строятся легенды игры, как она вас втягивает, какие существуют механизмы. Попробуйте описать всё, что вы об этой игре знаете, и после этого ваша задача - переложить всё то, что вы узнали о понравившейся вам игре на свой бизнес.

Например, в правилах футбола есть такое понятие «офсайд». Как я могу перенести правила офсайда на свои бизнес-процессы? Куда это ляжет, и как мы будем выдавать этому игроку желтую карточку после нарушения?


Мне будет крайне интересно узнать, что у вас получится! Пишите, что получается вот здесь, в комментариях. А вообще, интересно ли внедрение геймификации в Ваш бизнес, дело, команду?

1212
3 комментария

Интересная точка зрения. Правда пункт первый - бесцельность, лично мне кажется ошибочным. Очень многие игры как раз имеют цель (как минимум игровую, иногда индивидуальную, иногда - командную).

И игра в игру вполне себе может иметь цель (иногда даже вполне себе рациональную, например - командообразование). Другой вопрос что удовольствие от самого процесса игры должно быть велико и часто - важнее цели, чтобы человек вовлекался в процесс ради него самого.

Вы правильно обозначили противоречия между игрой и бизнесом. Но так и не показали, каким образом его можно разрешить на конкретных кейсах, как и возможные сферы применения геймификации. Например - для операторов на АЭС применение геймификации к Чернобылю не приведёт? ;-)

2
Ответить

По поводу бесцельности, мы согласны с Вами. Но в частности люди не соглашаются на игры потому, что считают времяпровождение с игрой - бесцельно прожитым. И мы считаем, что это тоже нормально. 

А вот по поводу применения геймификации Сергей больше расскажет в своем курсе. Он специально подготовил онлайн-курс и там все расписал подробно. Очень интересный курс, с домашними заданиями и практикой. https://equora.ru/course/gamification

1
Ответить

Очень странно читать про то, в менеджменте инициатива наказуема

Ответить