Гениальные презентации как у Стива Джобса: три лайфхака

Учимся эффективной презентации для бизнеса, инвесторов, потребителей у Стива Джобса по книге Кармина Галло “iPresentation”.

Стив Джобс никогда не был инженерным гением: технические инновации и революционный дизайн для продуктов Macintosh и Apple создавали совсем другие люди. Но именно Джобс был визионером компании и великим коммуникатором. Его выступления на Macworld стали легендарными и превратились в пособие по бизнес-презентациям.

TSEKH.design делает презентации для заказчиков и для собственных спикеров. Естественно, мы изучаем чужой опыт и стараемся привнести его в свою практику. Учимся у лучших, и потому пройти мимо презентаций Джобса было бы преступлением :)

Сегодня мы поделимся с вами тремя важнейшими уроками для проведения эффективной презентации. Неслучайно этих уроков три, а не четыре или два. Джобс группировал тезисы «по тройкам» — именно так, как советуют психологи и эксперты по риторике.

В посте использованы материалы книги iPresentation Кармина Галло и выдержки из выступлений Стива Джобса.

Как сделать презентации как у Стива Джобса

Самый простой ответ: никак. Такими ресурсами, какие были доступны главе Apple, располагают единицы на всей Земле.

Мало кто сможет пригласить на видеозвонок Мадонну, организовать ежегодное двухчасовое шоу со спецэффектами и режиссурой голливудского уровня, разделить сцену с Биллом Гейтсом (да, такое в истории Apple тоже было).

Но секреты Стива Джобса не в миллионных бюджетах ежегодного шоу. Великим коммуникатором он стал потому, что мастерски владел риторическими приёмами и умел дирижировать аудиторией!

И вот как раз этому вполне можно научиться безотносительно «звёздного присутствия» и миллионных бюджетов. Итак, начинаем уроки убеждения от Стива Джобса.

Урок первый: создайте историю

Вы удивитесь, насколько хорошая презентация по внутренней структуре похожа на классическую сказку или увлекательный роман. В ней есть злодей, герой, повод для сопереживания и хеппи-энд.

Как это было у Джобса? В презентации первого iPhone в 2007 году он обозначил «врага»:

«Самые продвинутые телефоны называются смартфонами. Проблема в том, что они не такие уж „смарт“ и пользоваться ими непросто. Все они имеют в нижней части клавиатуру, управляющие клавиши одинаковы для всех приложений. Её нельзя оптимизировать под функции каждого приложения».

Представил «героя»:

«Мы избавились от клавиатуры и сделали огромный экран. Чтобы управлять телефоном, вам не потребуется мышь, клавиатура или стилус, который легко потерять. Мы изобрели технологию „мультитач“: вы будете использовать для управления лучший указывающий инструмент в мире — ваши пальцы».

И обеспечил хеппи-энд:

«„Мультитач“ намного точнее сенсорных экранов. Он подстраивается под все приложения. Это похоже на волшебство!»

Логика его презентации проста, как сказка про Царевну-лягушку. И вместе с тем она апеллирует к проблемам, понятным каждому пользователю смартфонов образца 2007 года. Она «включила» аудиторию в процесс повествования и аккуратно провела её до нужного финала (и решения о покупке iPhone).

Усилить презентацию просто: превратите её в логичную историю. И вы увидите, насколько вырастет её эффективность!

Урок второй: управляйте впечатлениями и эмоциями

Люди забудут гирлянды из цифр. Люди забудут, что именно вы показывали. Но свои эмоции и впечатления они запомнят! Поэтому: удивляйте, вовлекайте, демонстрируйте то, что вашей аудитории понятно и близко. И помните: Стив Джобс предупреждает — буллит-поинты* убивают (интерес).

Буллит-поинты — маркеры, которыми отмечаются элементы в маркированном списке, например в презентации.

Сравните это:

  • Высота 0,4-1,94 см
  • Ширина 32,5 см
  • Глубина 22,7 см
  • Масса 1,36 кг

И это:

Одна и та же информация, но насколько разная подача!

«Голые» цифры и буллит-поинты аудитории сложно ощутить. Обычный офисный конверт понятен людям — они знают его размеры и вместительность. Они уже чувствуют фантомный MacBook Air в своих руках!

Великий коммуникатор Джобс эксплуатировал все возможные каналы, чтобы усилить свою презентацию. Он использовал живые слова — эмоционально наполненные, тактильные, экспрессивные. Он мастерски интонировал свои выступления, подчёркивая голосом самые важные моменты и заставляя прислушиваться к себе на ключевых фразах. Он не боялся дирижировать жестами: посмотрите, как чётко поставлено его выступление на Macworld 2003!

«Два года назад мы представили этапный продукт для Apple. Titanium PowerBook немедленно стал лучшим ноутбуком в отрасли. Объектом вожделения номер один».

Поднимает указательный палец.

«Об этом говорилось в каждом обзоре».

Разводит руки в стороны ладонями вверх.

«И знаете что? За эти два года нас никто не догнал».

Поднимает два пальца на правой руке.

«Почти все обозреватели сегодня по-прежнему говорят, что это ноутбук номер один в отрасли. Никто к нам даже не приблизился».

Рубит воздух левой рукой.

Нет, цифры тоже важны. Но они должны быть вписаны в контекст!

Четыре миллиона — это много или мало? 5 % — это достойная доля рынка или пора уходить из бизнеса? Сравнивайте, упрощайте, рассказывайте истории, удивляйте.

Урок третий: репетируйте (и репетируйте снова), улучшайте

Посмотрите любое выступление Стива Джобса. Он выглядит на сцене расслабленным, уверенным и удивительно непринуждённым. Кажется, он импровизирует и выступает так же естественно, как дышит…

Но на самом деле эта спонтанность — результат многочисленных репетиций. Джобс репетировал каждую сцену и реплику десятки раз. Часами. Днями. Улучшая свою речь и сценические эффекты, которые должны были обеспечивать другие люди.

Что именно происходило за кулисами? Ответ — ниже.

В октябре 1999 года корреспондент журнала Time Майкл Кранц брал интервью у Джобса накануне представления линейки разноцветных компьютеров iMac. Джобс репетировал главный момент — когда он должен был произнести: «Скажите „привет“ новым iMac!»

Предполагалось, что компьютеры в этот момент должны были появиться из темноты, но, как пишет Кранц, Джобс был недоволен освещением. Он хотел, чтобы прожекторы светили ярче и включались быстрее.

«Давайте повторять этот момент до тех пор, пока он у нас не получится, хорошо?» — сказал Джобс. Осветители стали повторять снова и снова, но разочарование Джобса только росло. «Наконец, — пишет Кранц, — у них это получилось: пять отлично освещённых iMac плавно выехали вперёд. „Вот! То что нужно! Это великолепно!“ — воскликнул Джобс, ликуя при виде самых прекрасных компьютеров во вселенной. „Безупречно!“ — закричал он, и его голос заметался эхом по пустому залу».

«И знаете что? — спрашивает Кранц. — Он был прав. Эти iMac выглядели просто великолепно — намного лучше, чем в предыдущих попытках».

Скорее всего, у вас не хватит времени на десятки «прогонов» презентации. Но отрепетируйте своё выступление как минимум четыре раза — это уже лучше, чем у большинства ваших коллег.

One more thing! Правило 10 минут

Через 10 минут после начала презентации внимание аудитории начинает «плыть». Если вы планируете более длительное выступление, продумайте способы вернуть внимание слушателей. Предложите интерактив. Покажите клип. Включите музыку. Раздайте образцы продукции. Переключите внимание и разбудите ощущения!

Выступления Стива Джобса длились до полутора и даже двух часов, но раз в 10 минут он обязательно делал что-то такое, что позволяло ему удерживать зал «на краю кресла» с первых до последних секунд.

Как видите, секреты презентации Стива Джобса не такие уж сложные. Освоить эти навыки может каждый!

Готовим эффективную презентацию

Выступления Стива Джобса — это отличный кейс по эффективным презентациям. Каждое из них стоит разбирать с карандашом в руке, делая заметки и выводя закономерности. Если вам часто приходится выступать или вести переговоры в режиме презентации, настоятельно рекомендуем поступить именно так.

А чьи бизнес-презентации вы считаете лучшими?

3131
2 комментария

Отличный разбор, спасибо!

3
Ответить

Можно пользоваться принципом Минто, вот где-то здесь видел разбор 

http://artofviz.space/

Ответить