Как разработать интернет-магазин медицинских товаров правильно

Привет, на связи Андрей Николаев из Medix IT. Одной из сильных сторон нашего digital-агентства является разработка сложных интернет-магазинов медицинской тематики.
Работа в этом направлении всегда непростая, поэтому мы решили поделиться своим многолетним опытом и показать как делать такие сложные проекты более эффективно.

Содержание статьи

Суровая правда онлайн-торговли

Основная задача бизнеса — прибыль. Для бизнеса интернет-магазин — это инструмент, позволяющий увеличить прибыль, используя продажи через интернет.

Далеко не каждый сайт может эффективно продавать по множеству условий. На рынке существует серьезная конкуренция и владельцам сайтов нужно стараться доводить свой интернет-магазин до идеала. Причем улучшение интернет-магазина это регулярный процесс с системным подходом.

Ситуация усложняется вопросом продвижения сайта. Если ваши потенциальные покупатели не увидят ваш сайт в интернете, то каким-бы он ни был идеальным - сайт не принесет продаж.

Чтобы гарантированно получить продажи - ваш сайт также должен быть “заточен” на трафик в интернете (seo-трафик, контекстная реклама, трафик из социальных сетей и видеохостингов).

Все эти аспекты важны и они всесторонне влияют друг на друга, поэтому рассмотрим каждый блок по отдельности.

Поиск примеров и конкурентный анализ

В разработке медицинских интернет-магазинов не нужно придумывать “велосипед”, нужно просто найти лучшие решения на рынке и внедрить их на своем проекте.

Примеры сайтов и отдельных решений на других проектах - это ваша опорная точка. На основе своих изысканий вы будете ставить конкретные задачи для команды разработчиков. Если ваши референсы хорошие - ваш будущий интернет-магазин будет качественным.

Для себя я выделил несколько подходов в поиске примеров реализации сайтов:

  • сайты прямых конкурентов в вашем городе/области (если ваш проект не из МСК)
  • интернет-магазины медицинской тематики из Москвы
  • лучшие интернет-магазины в своих областях (WB, Ozon, М.Видео, DNS и другие)

Информации будет много и её надо куда-то складывать. Предлагаю просто использовать Google-таблицы с такими шахматками сравнения

Продумать структуру сайта

Самая основная и разветвленная часть структуры интернет-магазина — каталог, категории, подкатегории и товары. Когда у вас до 150 товаров на сайте - то структурировать их не составляет труда. Но если у вас например более 10000 товаров, то вопрос структуризации этого номенклатурного ряда становится очень важен.

Итогом формирования структуры будет древо категорий и подкатегорий всех уровней.

пример дерева структуры интернет-магазина
пример дерева структуры интернет-магазина

Уровней может быть сколько угодно, но лучше делать глубину структуры не более 3-4 уровней, иначе пользователям может быть неудобно искать интересующую выборку товаров через каталог.

Удобнее всего структуру визуализировать с помощью Mind карт (ментальные карты). Вот несколько сервисов, выбирайте любой: Google Drawings , XMind , Miro , Mindmeister

В ходе структурирования вы можете столкнуться с проблемой приоритетов для категорий товаров. Категории и подкатегории часто выбираются на основе повторяющихся характеристик товаров. Есть некоторые характеристики товара, которые часто указываются в названии товара, но люди по ним просто не ищут. Из таких характеристик не стоит делать отдельные категории или подкатегории, а лучше отнести товары в более популярные подборки (или надеяться что такой товар найдут через поиск).

Каталог товаров

Если у вас менее 20 категорий товаров, то можете на главной странице использовать блок с плашками категорий. У каждой плашки должна быть кликабельная ссылка на раздел.

Если у вас более 20 категорий, то стоит задуматься о визуализации всей карты категорий (или карта каталога) через модальное окно или выпадающий список. С такими картами категорий и подкатегорий пользователь быстро находит целевой раздел визуально и приближается к покупке за 1 клик.

Внутри выбранной категории расположение элементов должно быть привычным для пользователя. Под хедер-меню идут “хлебные крошки”, далее слева набор фильтров, а в правом верхнем углу сортировки (по цене, по рейтингу/отзывам, по популярности) и переключение режима плитка/список.

Может присутствовать выборка по 10/20/50/100/все товары на одной странице.

Разделение товарной выдачи на несколько страниц называется пагинацией и находится внизу.

Фильтры и сортировки

Для пользователя фильтры всегда выглядят одинаково, но функционально у фильтрации товаров может быть разная техническая реализация.

  • Статичный набор фильтров для всего каталога. Допустим у нас интернет-магазин, который продает только медицинские перчатки. Пусть перчаток хоть 1000 разных вариаций - можно выделить 10-15 параметров, по которым будет лучше искать товар и вывести их для пользователей. Вот эти условные 10-15 параметров и будут статичным набором фильтров.
  • Уникальный набор фильтров для каждой категории. Ситуация усложнилась, продаем перчатки, оборудование, медицинские расходники и шприцы. Теперь задача будет на стороне сайта определить востребованные параметры товаров и вывести их для каждой категории.
  • Динамические фильтры от системы учета товаров (ERP/1С). Предположим у нас есть интеграция сайта с 1С (или другой ERP-системой). 1С передает сайту не только список всех товаров с характеристиками, но и условия того, какие параметры выводить в фильтры. То есть на стороне владельца магазина есть человек, который для категорий товаров сам выбирает какие фильтры нужны и просто отмечает это в 1С. Если в 1С изменят выбранные параметры, то на сайте также произойдут изменения в фильтре.
  • Умная выборка подходящих параметров через ElasticSearch (эластик). Эластик это поисковая система для сайта, которую можно настраивать. Настроек очень много и инструмент позволяет добиться на сайте очень целевых результатов поисковой выдачи, а также гибко воздействовать на наборы параметров в фильтрах категорий.

Умный поиск по сайту

Для разработки функционала поиска по сайту также есть несколько технических методов реализации. Одним из самых эффективных на данный момент является использование программной поисковой системы ElasticSearch. Система настраивается под потребности бизнеса. С помощью нее можно настроить исправление опечаток или, например, задать условие, при котором в поиске по ключевому запросу будут выводится не только самые релевантные карточки товаров, но и наиболее продаваемые товары над или под основной выдачей.

Поисковая система ElasticSearch для интернет-магазинов
Поисковая система ElasticSearch для интернет-магазинов

Спецпредложения и подборки товаров

Часто пользователи кладут в корзину дополнительный товар, который конкретно сейчас купить выгодно. Чтобы стимулировать такие продажи стоит добавлять на Главную страницу и даже в дополнительный раздел (как категория) - Распродажи и акционные товары.

Блок «сопутствующие товары» или «аналоги»

Блок «сопутствующие товары» или «с этим товаром покупают» популярен и не зря. Такие блоки упрощают сбор целого комплекта товаров в корзину.
Для интернет-магазинов медицинских препаратов возможны блоки «Формы выпуска» и «Аналоги».

Карточка товара

На карточке товара пользователи привыкли видеть фотографии и обзоры товара в левой части. Основные характеристики и ключевая информация располагаются справа в емком формате. Для доступа в подробные разделы Характеристик, Отзывов, Наличие используются якорные ссылки.

Не лишним будет добавить функционал “Купить в 1 клик” для пользователей, которые хотят быстро приобрести интересующий товар.

Избранное и сравнение

Эти разделы прошли проверку временем и пользователи регулярно ими пользуются.

Корзина

Один из важнейших разделов в разработке интернет-магазинов, так как удобство и функционал здесь напрямую может влиять на показатели продаж.

Корзину можно упростить до функционала форм обратной связи, а можно сделать целую выборку из возможных вариантов доставки (смотрите пример БазисМед).

Также в корзине следует отображать поле для ввода промокода, если такой маркетинговый инструмент у вас реализован.

Онлайн-оплата

Ну и какой же интернет-магазин без функционала онлайн оплаты (интернет эквайринг). Чаще всего ставят онлайн-оплату от Сбера, Тинькофф или Альфабанк.

Личный кабинет

В личном кабинете можно показать удобную статистику по заказам, их статусам доставки и содержанию. Также здесь хранятся данные о набранных баллах по системе лояльности или бонусной системе.

Другие разделы интернет-магазина

Вот еще несколько разделов, особый дизайн или функционал в которых вторичен. Важнее в этих разделах тот контент, который вы готовы показать своим клиентам.

  • Акции и скидки
  • Новости и/или Блог
  • Отзывы и/или благодарственные письма (могут быть отдельным разделом, а могут быть отзывы по каждому товару)
  • Раздел о Компании
  • Лицензии и сертификаты
  • Лого партнеров/клиентов

Соответствие сайта требованиям законодательства

Для любого владельца медицинского сайта важно знать, что его проект на 100% совпадает с требованиями законодательства РФ. В статье Актуальные требования к медицинским сайтам 2023 я подробно разобрал все документы и вывел перечни удобными списками, чтобы вы могли быстро и точно внести доработки и не нарвались на штраф.

Мульти-кнопка и формы обратной связи

Когда пользователь хочет что-то быстро утонить, ему надо дать такую возможность. Пользователь сам выберет удобный для него способ связи с вами.

Мульти-кнопка со всеми вариантами контакта с компанией
Мульти-кнопка со всеми вариантами контакта с компанией

Современный минималистичный дизайн

В интернет-магазине очень много информации и есть необходимость расположить все элементы удобно и информативно. В этом вопросе могу посоветовать делать дизайн на вашем сайте в минималистичном стиле.

Вот несколько примеров того, как мы визуализировали основные разделы медицинских интернет-магазинов:

Определиться с ERP-системой

ERP - это система управления предприятием. 1С - это самая популярная ERP-система на Российском рынке. Можно пользоваться и другими готовыми решениями. Можно заказать разработку такой системы у профессиональной команды разработчиков (например Medix IT).

Одной из основных функций такой системы является учет товаров. Чтобы в интернет-магазине не пришлось заново заводить товары в ручном режиме через административную панель - делают интеграцию сайта и ERP (например 1С). В результате этого обмена данными, товары из 1С попадают в каталог интернет-магазина и пользователи могут покупать товары.

Если вы хотите, чтобы с товарами на сайте был порядок, то следует для начала навести порядок в вашей ERP/1С. Поэтому уделяйте внимание регулярному мэтчингу товаров вашей номенклатуры. Когда в вашей номенклатуре порядок - интеграция ERP-системы и сайта пройдет быстро и без ошибок.

Выбор технологического стека

Выбор технологического стека во многом зависит от темпов развития, которые задает владелец интернет-магазина. Если нужен сайт в формате “один раз сделать и забыть” , то можно рассматривать даже шаблонное решение, например Битрикс Аспро Лайтшоп.

Бывает обратная ситуация, когда интернет-магазин точно будет регулярно дорабатываться и развиваться. В таких случаях предпочтительнее работать на фреймворках.

В Medix IT мы разрабатываем сложные интернет-магазины медицинской тематики, которые модернизируются ежедневно. Для работы мы используем PHP Framework Yii2 или Laravel.

Думать о SEO

У интернет-магазинов всегда есть хороший потенциал на добычу органического целевого трафика из поисковых систем Яндекс и Google. Для того, чтобы эти возможности работали на вас, нужно учитывать в ходе разработки:

  • микроразметка
  • мета-теги, альты
  • хлебные крошки
  • скорость работы сайта

Если вы продаете товары дальше своего города или даже по всей России, то вам стоит добавить на сайт:

  • определение города по ip
  • поддомены или подпапки для каждого города (мультирегиональность)

Работать на доверие

Одной из самых сложных проблем на рынке РФ является вызвать доверие у потенциального клиента. Работайте над социальным доказательством и размещайте свой экспертный контент на своем проекте:

  • ссылки на соц. сети и экспертные порталы
  • уникальный контент
  • обзоры продукции
Контент-маркетинг с экспертными обзорами вашей продукции очень интересны людям
Контент-маркетинг с экспертными обзорами вашей продукции очень интересны людям

Заключение

Все вышеуказанные нюансы разработки медицинских интернет-магазинов были выведены годами непрерывной работы. Пользуйтесь этими пунктами чтобы улучшать свои текущие проекты или создавать сразу крутые с нуля.

Если у вас есть вопросы по разработке интернет-магазинов или вы хотите обсудить доработки на существующем - свяжитесь со мной удобным для вас способом.

Контакты

4
Начать дискуссию