Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Разбираемся как правильно реагировать не только на негатив, но и на положительные отзывы

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги
Антон Пустовалов
Генеральный директор агентства «Репутация»

💥 Команда агентства «Репутация»: гарантированно улучшим репутацию вашей компании и повысим конверсию

Если вы предприниматель и считаете, что люди, которые оставляют отзывы в интернете, просто сотрясают воздух и ни на что не влияют, то вы глубоко ошибаетесь. Еще как влияют! Более того, пара-тройка негативных отзывов, не заслуживших вашего внимания, обязательно заслужат внимание потенциальных клиентов, и тогда — готовьтесь к потере прибыли.

Ведь отзывы — это не просто слова, они представляют собой важнейший ресурс для развития бизнеса. В мире, где каждый клиент или сотрудник имеет возможность высказать свое мнение в интернете, умение правильно реагировать на эти самые отзывы становится неотъемлемой частью любого успешного бизнеса. Поэтому в данной статье я хочу рассказать вам о том, как отвечать на отзывы так, чтобы они не превратились в лавинообразный поток негатива, которой снесет ваш бизнес в небытие.

Дочитав статью до конца, вы узнаете:

Значение отзывов для бизнеса

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Как я уже сказал ранее — работа с отзывами является важным аспектом для любого бизнеса. Ведь по сути, отзывы — это зеркало, отражающее мнение клиентов и сотрудников о вашей компании. Каждый конкретный отзыв может повлиять на вашу репутацию, привлечение новых клиентов и мотивацию сотрудников.

Если же говорить конкретнее о важности работы с отзывами, то я бы выделил сразу несколько сторон бизнеса, в которых этот аспект проявляется:

1) Повышение доверия и улучшение репутации:

Положительные отзывы убеждают новых клиентов в высоком качестве продуктов или услуг и демонстрируют, что другие люди уже им доверяют. Бизнес с хорошими отзывами обычно имеет лучшую репутацию, что, в свою очередь, очень важно в конкурентной борьбе на рынке.

2) Исправление ошибок и улучшение качества:

Несмотря на то, что отрицательные отзывы само по себе явление неприятное, из них тоже можно извлечь пользу. Такие отзывы могут выявить проблемы, о которых бизнес мог не знать, что позволит исправить ошибки и улучшить качество продуктов или услуг. Например, негативные отзывы могут подсказать, где недорабатывают сотрудники и какие аспекты обслуживания требуют улучшения.

3) Повышение продаж и лояльности клиентов:

По статистике 75–80% потребителей принимают решение о покупке на основе изучения отзывов об интересующем их товаре.

Также своевременное реагирование на отзывы и последующее улучшение качества продукции или сервиса повышает лояльность среди клиентов.

4) Повышение конкурентоспособности:

Отзывы позволяют бизнесу следить за тем, как его продукты или услуги сравниваются с конкурентами. А анализ отзывов может помочь определить тренды и изменения в потребительских предпочтениях.

5) Улучшение SEO и онлайн-видимости:

Отзывы могут улучшить позиции в результатах поиска, особенно если они содержат ключевые слова, связанные с бизнесом. Вдобавок к этому, положительные отзывы и активность клиентов на сайте являются положительными поведенческими факторами в глазах поисковиков, что также влияет на ранжирование сайта в поисковых системах.

6) Развитие отношений с клиентами:

Отзывы предоставляют отличную возможность для выстраивания обратной связи, что позволяет клиентам чувствовать себя услышанными и понятыми. Благодаря отзывам бизнес может активно продвигать положительные клиентские истории, что может быть мощным маркетинговым инструментом.

Поэтому, можно сказать, что работа с отзывами — это не просто процесс получения обратной связи, а еще и стратегический подход к улучшению качества продуктов/услуг, укреплению репутации бренда и увеличению лояльности клиентов, что в конечном итоге способствует росту и успеху бизнеса.

Какие бывают отзывы и как на них реагировать

Несмотря на то, что реагировать на отзывы крайне важно, нельзя делать это бездумно. Ваш ответ не должен строиться по принципу: «главное ответить, а как — без разницы». Ведь отзывы бывают разные, а соответственно и цель их написания тоже. Поэтому важно уметь грамотно реагировать на разные типы отзывов. А типов этих существует как минимум три: положительные, негативные, нейтральные. В чем их особенности и как правильно на них отвечать, я разберу далее.

Положительные отзывы

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Может показаться, что когда речь идет о работе с отзывами, то имеется в виду отработка лишь негативных комментариев, и отчасти это так, но лишь отчасти. Действительно, основной пласт работы зачастую падает на нейтрализацию негатива в адрес компании/бренда/услуги, ведь потребители оставляют негативные отзывы куда чаще, чем положительные. Однако и про положительные отзывы в такой ситуации не стоит забывать, ведь правильная работа с позитивным мнением о вас способна не только удержать текущих клиентов, но и привлечь новых.

Согласно данным ReviewTrackers, 53% пользователей надеются получить ответ от представителей бренда на свой отзыв в течение недели.

Вдобавок к этому, ответы на положительные отзывы привлекают внимание не только непосредственно авторов этих отзывов, но и других пользователей (потенциальных клиентов).

Исследование компании BrightLocal подтверждает, что 88% людей больше склонны воспользоваться услугами бренда, если они видят, что его владельцы реагируют на все отзывы, как на положительные, так и на отрицательные.

Таким образом, правильная отработка положительной обратной связи поможет вам:

повысить продажи, привлечь новых клиентов и усилить эмоциональную связь с уже имеющимися клиентами.

Поэтому отвечайте на положительные отзывы грамотно, а именно:

  • Обратитесь к автору по имени.

Использование личного обращения позволяет установить доверительный контакт с человеком и продемонстрировать готовность помочь. После этого можно поздороваться или сразу перейти к сути сообщения. Однако стоит избегать устаревших форм обращения, таких как «дорогой» или «уважаемый», чтобы сохранить более естественный и близкий тон общения.

  • Поблагодарите клиента за его мнение.

Сказать «спасибо» можно за подробный, качественный, развернутый или приятный отзыв. При этом стоит избегать словосочетаний «честный отзыв» или «искренний отзыв», дабы не выставить остальные мнения «ошибочными».

  • Сделайте акцент на преимуществах.

Обычно, в своем хвалебном комментарии благодарный клиент подмечает то, что ему понравилось: вежливый персонал, качественный продукт, удобное расположение и т. д. Поэтому вам необходимо раскрыть эти преимущества в своем ответе и заострить на них внимание аудитории. Таким образом вы одновременно покажете клиенту вовлеченность и закрепите в сознании людей позитивный имидж бизнеса.

  • Предложите что-нибудь ценное.

В качестве вашей благодарности за уделенное клиентом время, вы можете предложить ему приятный бонус. Круто, если это будет бесплатный продукт или бонусы на карту. Если такой возможности нет, можно ограничиться анонсом новинок или напомнить про выгодную акцию.

  • Пригласите вернуться.

Отличным завершением вашего ответа будет призыв к действию. А именно приглашение к повторному взаимодействию. Можно использовать такие формулировки, как: «Заходите еще!», «Ждем вас снова», «Надеемся на новую встречу» и т. п.

  • Разместите подпись с пожеланием.

Для завершения ответа используйте фразы: «С уважением, команда… С наилучшими пожеланиями, команда… С уважением и наилучшими пожеланиями, команда...».

Таким образом, я могу гарантировать, что если вы будете отвечать на положительные отзывы по этой схеме, то ваши клиенты превратятся из просто довольных в счастливых. А счастливый клиент, как мы знаем, всегда платит больше.

Негативные отзывы

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Самая объемная и самая неприятная часть работы приходится именно на негативные отзывы. Люди намного охотнее делятся своим отрицательным опытом нежели положительным, и это неудивительно. Когда человек приобретает хороший продукт или сталкивается с качественно оказанной услугой, ему кажется это само собой разумеющимся. А вот когда услуга или товар оказались некачественными, тут то и появляется непреодолимое желание выплеснуть свою негативную энергию в виде отзыва. И если на эти всплески негатива не реагировать, то они могут нанести вашему бизнесу огромный ущерб. Поэтому, важно быстро и правильно реагировать на негатив. Под «правильно» я подразумеваю корректный и спокойный ответ, а не тираду в стиле: «наш товар самый лучший, это ты плохой».

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Правильный ответ на негативный отзыв должен выглядеть примерно так:

  • Обратитесь к клиенту напрямую

Любой человек ценит индивидуальное отношение к себе, поэтому, не забывайте поприветствовать клиента по имени (никнейму — если имя не указано). Так вы покажите клиенту, что вы обращаетесь к нему лично и решаете конкретно его проблему. Но при этом старайтесь избегать клише в стиле: «уважаемый клиент» или «дорогой гость».

  • Поблагодарите клиента за отзыв

Ваше «Спасибо за обратную связь» или «Спасибо, что обратили на это наше внимание» покажет клиенту, что его мнение, пусть оно и негативное, все равно важно для компании.

  • Признайте свою ошибку и проявите сострадание

Лучший способ расположить недовольного клиента к себе — признать ошибку и проявить сострадание. Простое: «Нам очень жаль, что ваш опыт сотрудничества с нами не соответствует вашим ожиданиям» — должно как минимум снизить градус недовольства со стороны клиента. Также, в определенных ситуациях не лишним бывает и извиниться (если, конечно, вы действительно предоставили некачественный товар или услугу).

  • Пригласите клиента к диалогу

Обязательно попытайтесь перевести диалог в закрытый канал связи. Предложите клиенту связаться по телефону, в мессенджере или встретиться лично, чтобы решить все проблемы. С одной стороны — это поможет более оперативно урегулировать конфликт, с другой — уменьшится объем негатива в сети.

  • Попросите еще один шанс.

Думаю, никто не будет спорить с тем, что сохранять постоянную клиентскую аудиторию — одна их главных задач любой компании. Поэтому, если клиент остался недоволен вашим брендом, обязательно заверьте его, что вы исправите все свои недостатки, и попросите его вернуться, пообещав бонусы, привилегии и в целом более высокий уровень отношения к нему.

  • Улучшайте качество обслуживания/товара

Ну и естественно выполняйте свои обещания. Правильные, но формальные ответы на негатив не исправят ситуацию сами собой. Нужно использовать обратную связь для улучшения своего продукта или сервиса. В ответе на отзыв клиента опишите, что вы уже сделали или планируете сделать, чтобы исправить ситуацию. Людям важно понимать, как решилась проблема: например, вы заменили терминал, поговорили с нахамившим официантом, вернули деньги за некачественный товар.

Вот 6 основных пунктов, которые помогут нейтрализовать негатив в свой адрес. Однако стоит помнить, что необязательно вставлять все эти пункты в один отзыв. В этом вопросе нужно отталкиваться от конкретной претензии и от конкретной ситуации.

Кстати по этой теме на моем ютуб канале есть видео, в котором я более подробно рассказываю о том как правильно отвечать на негативные отзывы. Ссылка на ролик прилагается↓

Нейтральные отзывы

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Еще одна категория отзывов — нейтральные. Такие комментарии представляют собой комбинацию из негатива и позитива. Они могут выглядеть, например, так:

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Поэтому и в ответе на такие отзывы стоит комбинировать приемы из предыдущих двух глав. К примеру, ответ на комментарий выше может выглядеть так:

Добрый день, Алексей, спасибо за ваш отзыв! Нам очень приятно, что наша мебель вам понравилась, мы прилагаем много усилий для того, чтобы предоставить нашим клиентам большой выбор мебели в нашем магазине. Что же касается цен, то они обусловлены тем, что мы реализуем мебель только из высококачественных материалов, отсюда и складывается их цена. С уважением, администрация магазина *название*.

В ответе мы и отработали негатив и подсветили свои положительные качества.

В целом нейтральные отзывы встречаются довольно редко, но естественно, как и предыдущие типы отзывов, их не стоит оставлять без внимания.

Отзывы сотрудников

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Зачастую, прибегая к услуге управления репутацией, большинство представителей бизнеса довольствуется лишь работой по клиентской линии, забывая о своей HR репутации. И это, я бы сказал, большая ошибка. Ведь залог успешного бизнеса это не только хороший продукт и довольные клиенты, ничего из этого вы не достигните без квалифицированных сотрудников.

Поэтому работа с HR репутацией это также очень важный аспект ведения бизнеса. А как заполучить хорошего работника, если бывшие ваши сотрудники распространяют о вас негатив? Я вам отвечу — это очень непросто. По исследованиям Headhunter,

около 90 % соискателей изучают репутацию потенциального работодателя.

Учитывается все — заполненность сайта, социальных сетей и лаконичность текста вакансии. Но главное, на что обращают внимание практически 100 % кандидатов, — это плохие отзывы бывших сотрудников.

Поэтому далее мы разберем, как правильно реагировать на отзывы бывших сотрудников.

Удалить нельзя оставить

Когда мы столкнулись с негативным отзывом от сотрудника, первое, что нам необходимо сделать — решить, ответить на него или попытаться удалить. Для этого нужно выяснить причину появления негатива и понять, что сподвигло автора на написание. Понимание его мотивации направит нас на путь к успешной нейтрализации негатива.

Основными категориями отзывов от сотрудников являются:

  • Реальные отзывы — это наиболее значимая категория. Работе с негативом следует уделять больше всего времени. Как правило, в тексте таких отзывов приведена конкретная информация, что делает его более достоверным в глазах читателей. Именно реальные отзывы наносят больше всего репутационных потерь.
  • Фальшивые (фейковые) отзывы — они могут быть как элементом целой кампании «черного пиара», так и случайным «подарочком» от конкурентов. Обычно такие отзывы давят на эмоции и практически не содержат конкретной информации.
  • Троллинг — бессмысленный и беспощадный. Зачастую жертвами троллинга становятся совершенно случайно. Такие отзывы пишутся забавы ради, а главная их цель — задеть ваши чувства на глазах у широкой аудитории и вызвать ответную реакцию. Часто подобные отзывы не имеют отношения к вашей компании, абстрактны, нелогичны и даже безумны.

Если вы столкнулись с одним из таких отзывов, то на него стоит ответить, причем ответить правильно (как это сделать, разберем далее). А вот если отзыв является полнейшей выдумкой, порочит вашу репутацию или прямо оскорбляет вас, то, скорее всего, он нарушает правила площадки, на которой размещен, и вы можете попробовать его удалить. Однако я сразу оговорюсь, сделать это будет довольно непросто.

Негатив от реальных сотрудников

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Итак, если вы столкнулись с реальным негативом, то для его нейтрализации вам стоит:

  1. Не поддаваться эмоциям. Часто, подобные отзывы бывают неприятными и даже обидными. Поэтому не нужно принимать их близко к сердцу. Ваша задача — спокойно и корректно ответить на них и защитить свою репутацию.
  2. Выяснить подробности. Перед тем, как вступить в диалог с автором отзыва, попытайтесь понять его истинную цель. Для этого, можно попробовать установить его личность, опираясь на обстоятельства, которые он описал.
  3. Принести извинения (если сотрудник прав). В случае если претензии в ваш адрес обоснованы, признайте ошибку, извинитесь и примите меры для исправления сложившейся ситуации. Можете даже предложить бывшему работнику лично убедиться в наступлении позитивных перемен.
  4. Стереть в пыль (если сотрудник НЕ прав). Здесь я, конечно же, шучу, никого стирать не надо, но если претензии в ваш адрес не обоснованы, то нужно твердо отстаивать свою репутацию. Для этого в своем ответе максимально аргументировано и корректно опровергнете доводы автора отзыва и приведите свою точку зрения на данную ситуацию.
  5. Пригласить на живой диалог. Чтобы разрешить спорную ситуацию, пригласите недовольного сотрудника на личную встречу. Так вы сможете в более доступном формате выяснить недопонимания и сгладить углы конфликта.
  6. Поблагодарить. Если автор комментария известен, то поблагодарите его за работу в компании.
  7. Завершите диалог на позитивной ноте. В качестве концовки своего ответа, вы можете пожелать удачи вашему бывшему сотруднику в поиске новой работы и попрощаться.

Заказные отзывы и черный PR

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Что касается негатива со стороны конкурентов, то здесь основной акцент вашего ответа должен быть смещен в сторону выяснения подробностей и приглашения на личную встречу. Предложите автору пообщаться очно, пообещав удовлетворить все его претензии. После такого обращения с вероятностью в 99.9% диалог прекратится, а ваш ответ, закрывающий негативный отзыв, останется последним в обсуждении.

Троллинг

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Как я уже сказал ранее, цель троллинга заключается в том, чтобы вызвать ответную реакцию с вашей стороны и тем самым обратить на себя внимание аудитории. Поэтому в данной ситуации я бы порекомендовал на такой отзыв не отвечать вовсе, либо же дать формальный одинаковый ответ! Он может выглядеть следующим образом:

«Уважаемый Иван Иванович, для того чтобы решить ваш вопрос, пожалуйста свяжитесь с нашим отделом кадров: *почта hr-отдела*».

Вот основные стратегии, которые можно, и, я бы даже сказал, нужно, использовать при отработке негатива. Ведь если забросить данное направление и не отрабатывать негативные отзывы от сотрудников, то мошеннические площадки просто спарсят их и будут распространять на огромном количестве других таких же площадок, которые обязательно попадут в ТОП 10 поисковой выдачи. И в дальнейшем вытеснить весь этот негатив будет огромной проблемой. Также все усложняется тем, что данные площадки зачастую не имеют функционала ответа на негативный отзыв и просят финансовые средства за его удаление. Это тоже необходимо держать в голове и своевременно и корректно закрывать данный пласт проблемы.

Поэтому, следуя вышеназванным стратегиям, вы сможете защитить свою репутацию и остаться надежным работодателем в глазах потенциальных кандидатов.

Типичные ошибки при работе с отзывами

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Выше я рассказал о том, как правильно отвечать на отзывы своих клиентов и бывших сотрудников. Однако многие бренды в своих официальных ответах пренебрегают здравым смыслом и часто совершают одни и те же ошибки. Ниже я приведу самые распространенные из них, которые обязательно нужно избегать.

Игнорирование отзывов: Если мы говорим о негативных отзывах, то с точки зрения обывателя, отсутствие реакции на отзыв приравнивается к признанию его правдивости, поэтому ни в коем случае не стоит оставлять без внимания негатив. Что касается положительных, то и на них лучше отвечать, хотя это и не обязательно. Но как я уже сказал выше, своим ответом на подобный отзыв вы повысите лояльность у действующих клиентов и закрепите положительную репутацию у будущих.

Агрессивные ответы: Агрессия, зачастую, также приравнивается к признанию правдивости отзыва. Поэтому никогда не отвечайте на негатив будучи на эмоциях, даже если эти самые эмоции бурлят.

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Неисправление ошибок: Одной из самых главных ошибок является неисправление выявленных проблем после негативных отзывов. Даже если вы написали самый правильный и грамотный, но при этом ничего не сделали с описанной проблемой, то вы рискуете помножить поток гневных отзывов в свой адрес. Так делать точно нельзя.

Как защититься от негатива

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

А чтобы после того, как вы отработаете весь негатив, он не появлялся снова и снова, вот три простых шага, которые помогут вам этого избежать.

  • Активный мониторинг: Следите за отзывами в социальных сетях и на популярных платформах.
  • Обучение сотрудников: Обучайте сотрудников правилам работы с отзывами и реагирования на них.
  • Анализ и улучшение: Используйте негативные отзывы как возможность для улучшения бизнес-процессов в целом и качества товара или услуги в частности.

Чек-лист

А чтобы вам было проще отвечать на отзывы я собрал для вас чек-лист в формате красивой картинки

Скачать его в хорошем качестве можно здесь↓

😡 Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги

Собрали для вас чек-лист с пошаговыми инструкциями для ответа на разные типы отзывов: негативные, положительные, заказные и отзывы бывших сотрудников.

Чек-лист поможет ответить на любой отзыв так, чтобы не только отработать негатив, но и обернуть его в свою пользу.

Тему подробнее разобрали в статье на vc.ru

📔 Чек-лист в хорошем качестве добавили в комментах 👇

#репутация #чек_лист

Как правильно отвечать на отзывы, чтобы не терять клиентов и деньги
5555
22 комментария

Познавательная статья, спасибо

4
Ответить

именно!))

Ответить

отзывы на WB это отдельная категория шедевров

2
Ответить

ага...

2
Ответить

И отдельная история работы с ними)

Ответить

Ну вот знаете на что давить, на мемы из сериала офис

2
Ответить