Маркетинг
Maxim Spiridonov
2381

«Уже нельзя за $10 тысяч купить логотип на футболке и радоваться»: представители сферы киберспорта обсуждают рынок

Беседы провёл основатель образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

В закладки

Герои выпуска: Роман Дворянкин и Николай Петросян из холдинга ESforce и директор по развитию бизнеса компании Starladder Андреем Чередниченко.

Киберспортивные болельщики чем-то принципиально отличаются от спортивных?

Андрей Чередниченко, директор по развитию бизнеса Starladder: Они болеют за свои команды, как и спортивные болельщики, но больше предпочитают болеть из дома, так как компьютерные игры — более замкнутая вещь. Кроме того, они миролюбивее.

Николай Петросян, руководитель сайта Cybersport.ru: К счастью для киберспорта, киберспортивные болельщики полностью отличаются от футбольных. Я большой фанат футбола. Вся моя жизнь — футбол.

Когда я сравниваю атмосферу на стадионах футбольных и киберспортивных соревнований, очевидно: киберспортивные болельщики максимально толерантны и готовы поддерживать команду соперника.

Они аплодируют хорошим действиям игрока соперника, потому что больше ценят игру и признают достойного соперника. В футболе не так. Здесь чёткое разделение на два враждующих лагеря. Если ты красно-белый, ты красно-белый, и никогда игрок ЦСКА для красно-белого не может сделать что-то хорошее на поле. Признать это — предать свои цвета, отказаться от религии.

Что такое киберспорт сегодня?

Николай Петросян: Если перефразировать министра спорта Колобкова, это самый массовый вид спорта.

Действительно, когда Федерация компьютерного спорта России отчитывается о проведённых мероприятиях, о количестве участников, получается, что самый массовый спорт в России сейчас — киберспорт.

Люди видят: киберспорт превращается в настоящую бизнес-индустрию, перестаёт быть нишевым сообществом, которое взаимодействует по понятным только ему правилам, что здесь работают все те же механизмы, которые есть в большом спорте.

Роман Дворянкин, генеральный менеджер команды Virtus.pro: В киберспорте сконцентрирована большая аудитория, до которой крупным брендам трудно достучаться с помощью традиционных каналов.

Они не смотрят телевизор, не видят рекламу в вагонах метро, в браузере у них установлен AdBlock.

А киберспорт — то, что они любят, и, соответственно, для больших брендов это очень эффективный способ достучаться до молодой аудитории, тех, кто родился в 2000 году, даже чуть постарше или помладше.

Монетизация команды — рекламные деньги и призовые. Какая пропорция?

Роман Дворянкин: Если в категориях выручки, призовые занимают большую часть, составляют около 50% или чуть больше, но мы должны понимать, что 85–90% этих денег потом уходит игрокам, а именно в доход обращается 10–15%.

Если говорить о рекламных деньгах, наши спонсорские контракты измеряются сотнями тысяч долларов в год. Это сопоставимо с уровнем клубов-середняков Российской Премьер-Лиги по футболу, с уровнем спонсорских контрактов в КХЛ.

То есть киберспорт — уже довольно взрослая индустрия. Прошли те времена, когда за $10 тысяч ты мог купить логотип на футболке киберспортивной команды и радоваться жизни.

Надвигается, как говорят, экономический кризис. Это всегда связывается с падением рекламного рынка. Что-то готовите, чтобы подстелить соломку и перестраховаться другими направлениями выручки?

Николай Петросян: У нас кризис перманентный по двум причинам.

Первое — в последние 10–15 лет медиа в принципе переживают кризис из-за потери монополии относительно информации. Есть соцсети, блогеры, любой обладатель смартфона может что-то снять и лишить нас хлеба.

Второе — лишились монополии относительно рекламодателя. Если раньше производитель компьютеров приходил только в какое-то медиа, потому что знал, что здесь собраны люди, которые будут покупать компьютеры, то сейчас он может закупить рекламу в Google, «Яндексе», на Facebook, во «ВКонтакте», «Одноклассниках», контекстную, таргетированную, может пойти к блогерам — и только потом прийти к нам.

С одной стороны, мы лишились двух важных монополий. С другой — поколение Z активнее использует блокировщики рекламы, это вызов. Но даже так находим варианты монетизации.

Мы провели масштабное исследование аудитории и понимаем, что поколение Z, в отличие homo sovieticus, как я их называю, готово к микротранзакциям.

Советские люди до сих пор не могут понять, почему они должны платить 199 рублей за просмотр Чемпионата России по футболу. Они привыкли: включаешь Первый канал, там Перетурин, «Спартак» — ЦСКА, смотришь бесплатно, потому что так заведено. А новое поколение привыкло, что в играх есть микротранзакции, что нужно покупать предметы в игре.

Киберспорт заменит собой обычный спорт в сознании массового болельщика?

Николай Петросян: Я бы сказал, что будет дополнять. Есть несколько очевидных примеров глобального масштаба: футбольный клуб PSG, чтобы выйти на китайский рынок, на котором Real Madrid и Manchester United чувствуют себя вольготно, просто купил одну из самых крутых киберспортивных команд.

Команда называлась LGD, теперь она называется PSG LGD. Ребята выступают в той же форме, что и PSG. Вот пример того, каким образом большой спорт может взаимодействовать с киберспортом.

Роман Дворянкин: У киберспорта, в отличие от традиционного спорта, нет семейности. Мой папа болел за «Спартак», и я болею за «Спартак». Мой дедушка болел за Washington Capitals, я хорошо это помню, поэтому тоже за них болею. Можно создать эту базу, которая позволит через 10–15 лет иметь такую традицию, которую на самом деле не купишь. В неё осознанно инвестируют.

Я не разделяю прогнозы многих спортивных евангелистов, что киберспорт убьёт всё и будет главным спортом в мире. Думаю, киберспорт войдёт в пятёрку или семёрку самых популярных спортивных дисциплин в целом. Он не обгонит футбол, не обгонит баскетбол, вряд ли обгонит хоккей на рынках вроде Канады или России.

Подробнее о коммуникации с поколением Z, особенностях работы киберспортивной индустрии и кризисе медиа — в полной версии интервью.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Spiridonov", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u043a\u0438\u043d","\u043d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439\u043f\u0435\u0442\u0440\u043e\u0441\u044f\u043d","\u043c\u0430\u043a\u0441\u0438\u043c\u0441\u043f\u0438\u0440\u0438\u0434\u043e\u043d\u043e\u0432","\u0430\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043a\u043e","virtuspro","starladder","esforse","cybersport"], "comments": 0, "likes": 8, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 90122, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 29 Oct 2019 11:51:53 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90122, "author_id": 79772, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90122\/get","add":"\/comments\/90122\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90122"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }