Креативные безумцы: где учиться рекламе в 2023 году

Аналитики Яндекса отмечают рост интереса к курсам по маркетингу и PR — на 25% за последний год. В материале разбираемся, зачем и куда идут учиться на рекламщика сегодня. На развитие каких навыков стоит делать упор в учебе. Как попасть на первую стажировку. И какую зарплату можно получать в начале карьеры.

Креативные безумцы: где учиться рекламе в 2023 году

Что происходит в образовании и на рынке труда в рекламе?

Рекламный рынок стремительно развивается и является перспективной карьерной нишей. Так, по данным HeadHunter, в 2020 году специалисты по маркетингу, рекламе и PR вошли в десятку самых востребованных профессий. На них приходилось 9% всех вакансий в Москве и 7% — в Санкт-Петербурге. За прошедшие три года рынок неоднократно менялся: часть рекламных инструментов ушла, на смену им пришли новые, но спрос на специалистов сохраняет позитивную динамику. По данным «Авито», в январе 2023 года на фриланс-услуги рекламщиков и пиарщиков спрос вырос на 113% в сравнении с 2022 годом.

Сфера представляется перспективной для обучения и карьеры выпускникам школ. Согласно исследованию Газета.ру и РУДН, в 2022 году на направления, связанные с коммуникациями, подали рекордное количество заявок. А программа по рекламе и связям с общественностью и вовсе вошла в пятерку самых популярных в университете. Похожие тенденции отмечали и другие вузы — например РАНХиГС и НИУ ВШЭ. Кроме того, аналитики наблюдают рост интереса к курсам по маркетингу — на 25% в третьем квартале 2023 года относительно третьего квартала 2022-го.

Почему люди идут учиться на рекламщиков?

На факультеты подготовки рекламщиков и пиарщиков традиционно большой конкурс, и на это есть причины.

«Реклама как креативная отрасль дает широкий спектр знаний и связывает технологии с творчеством. Это сильно привлекает молодежь», — поделилась в рамках дискуссии «Как освоить креативную профессию: взгляд практиков рекламы и EdTech» Мария Мордвинова, академический руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ, заместитель руководителя школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

«На первых курсах у вас будет время поразмыслить, какое узкое направление выбрать дальше: уйти в креатив, исследования, рекламный менеджмент. Есть время осмотреться. Такая роскошь есть не во всех профессиях», — поделилась во время дискуссии Нина Трубникова, заведующая кафедрой рекламы и бизнес-коммуникации РУДН, руководитель программы «Реклама» РУДН.

Эксперты уверены — сейчас меняется вся концепция профессии. Так, если раньше рекламщик был тем, кто оказывает влияние на сознание потребителей, то сейчас — это человек, который помогает бизнесу меняться и выживать.

«Это [карьера в рекламе] прямой путь в топ-менеджмент, потому что именно рекламщик знает, как устроен бизнес, знает юнит-экономику, бизнес-модель, коммерцию, понимает, почему люди покупают. Ему гораздо проще договориться с акционером, нежели с нанятым менеджером, который просто умеет выполнять определенные функции. Рекламщик знает суть и ядро бизнеса. Поэтому люди вырастают на проектах и быстро уходят на повышение. Тем более сейчас, в кризисные времена, рекламщик превращается в кризис-менеджера. Потому что топ-менеджер всегда приходит к рекламщику и спрашивает, почему его продукт не покупают и что делать, чтобы покупали. И вот специалист по рекламе думает, креативит — получается спасти компанию», — поделился в ходе дискуссии «Как освоить креативную профессию» Влад Ситников, экс-бренд-директор Skillbox, преподаватель ВШЭ и Сколково, член АКАР.

Где обучаются рекламщики?

В российских вузах абитуриентам есть из чего выбрать: факультетов по креативным направлениям много, например в упомянутых выше РУДН, РАНХиГС, ВШЭ. Кроме того, рекламу можно выбирать в качестве дополнительного профессионального образования. В Skillbox курсы, связанные с инструментами маркетинга, рекламы и пиаром, в последнее время растут в популярности:

«Маркетинг как направление обладает большим темпом роста. Здесь мы изучаем и перформанс, и креатив, и используем „лабораторки“ — собираем студентов разных направлений и предлагаем им поучаствовать в рекламных фестивалях. Это работа, которую студенты заберут в портфолио», — добавил Влад Ситников, экс-бренд-директор Skillbox, преподаватель ВШЭ и Сколково, член АКАР.

Кроме того, ДПО добавляет к академическим знаниям большую практикоориентированность, возможность во время обучения собрать портфолио кейсов. Это является хорошим заделом для карьеры в прикладной профессии.

«Почти все рекламщики или креаторы, с которыми мне удалось поработать, не были выпускниками профильных вузов. Они все приходили за практикой, чтобы увидеть реальную работу», — отмечает Влад Ситников, экс-бренд-директор Skillbox, преподаватель ВШЭ и Сколково, член АКАР.

На рекламщика можно пойти учиться уже после 9-го класса в рамках среднего специального образования. Например, Skillbox и Московский городской открытый колледж летом 2023 года запустили программу по рекламе. Поступить на нее могут выпускники средней школы без результатов ОГЭ — нужно только сдать вступительные экзамены. Приемная кампания будет длиться до 25 ноября.

На курсе студентов учат продвигать бренды, товары и услуги, создавать продающий контент и поднимать активность соцсетей с помощью акций и конкурсов, создавать логотипы, оформлять кампании и презентации, писать тексты под разные запросы рынка. По окончании обучения студент получает государственный диплом и возможность сразу выйти на работу.

Что ждут работодатели от соискателей?

Представители рекламных агентств также отмечают большой конкурс на стажерские места для тех, кто хочет попробовать себя в креативных специальностях:

«Сейчас все институты поняли, что не нужны астрофизики и инженеры, поэтому везде есть факультеты рекламы и дизайна. Это создает очень большой поток стажеров — примерно 500 человек на одно стажерское место у нас всегда есть»,рассказал Виталий Быков, руководитель креативного агентства Red Keds.

Современный рекламист — это уникальный специалист, чьи навыки позволяют реализовывать потенциал в различных направлениях, будь то продвижение рекламных кампаний, SMM, копирайтинг и другие. Причём эти направления можно сменить в любой момент профессиональной деятельности, что позволяет специалистам по рекламе оставаться гибкими и востребованными на рынке труда.

«Работодатели прежде всего смотрят на портфолио и soft-skills, а также на умение продать себя как специалиста. Важно как можно раньше собирать свои работы и проекты, чтобы можно их предоставить будущему работодателю и, самое главное, отследить свой собственный рост.

Основными навыками, которыми должен обладать специалист по рекламе, являются насмотренность, гибкость и сосредоточенность. Сама по себе отрасль и вся рекламная индустрия не стоит на месте, постоянно появляются инновации, требующие внимание и обучения.

Чтобы развивать насмотренность, следует посещать выставки, смотреть фильмы, изучать креативную рекламу. Нужно смотреть на мир с разных сторон — иногда и просто красивый закат может послужить источником вдохновения для новых идей. А также не стоит забывать про нетворкинг. Общение с успешными в индустрии людьми, специалистами в других отраслях и просто единомышленниками поможет посмотреть на привычные вещи с другой стороны», — объясняет Березина Анна, руководитель отделения «Реклама» Московского городского открытого колледжа.

Сколько зарабатывает специалист по рекламе

Маркетолог, event-менеджер, PR-специалист, таргетолог, копирайтер, SEO-специалист… Трудиться в рекламе можно по-разному — многие роли позволяют работать удаленно и получать высокие доходы.

По данным HeadHunter, зарплата PR-менеджера, или менеджера по связям с общественностью, будет зависеть от нескольких факторов: масштаба компании, опыта работы, профессиональных навыков и задач. Новички без опыта в Санкт-Петербурге могут получать от 35 тысяч рублей, а в Москве от 40 тысяч.

Опытные специалисты зарабатывают 75 тысяч рублей в месяц и больше. Средняя зарплата специалиста с опытом работы от шести лет в Москве — 100 тысяч рублей. Доход пиарщика на фрилансе может составлять 150 тысяч в месяц и более. Все зависит от количества заказчиков и объема работы.

Сегодня на менеджеров по рекламе в России большой спрос — только на HeadHunter опубликовано более 12 тысяч вакансий по всей стране. Зарплата в среднем начинается с 30 тысяч рублей в регионах и от 60 тысяч в Москве. Опытный специалист получает от 160 тысяч рублей. Медиаменеджер и менеджер по маркетингу может претендовать на доход от 50 до 225 тысяч рублей.

1111
9 комментариев

"Сейчас все институты поняли, что не нужны астрофизики и инженеры" - интересно, а институты про это знают?)

3
Ответить

говорят, инженеры все-таки начинают опять быть нужными

Ответить

Автор решил и за тех, и за других

Ответить

а еще можно учиться сразу на работе)) приходить куда-то ассистентом и за год-два до крутое спеца дорасти!

2
Ответить

В топовые вузы на рекламу сейчас такая большая конкуренция...

1
Ответить

можно в регионы поступать, работодателям не так важно

Ответить

Кстати, про путь в топ-менеджмент и то, что рекламщик знает всё, это действительно так))

Ответить