Снял короткометражку — что дальше? Все о продвижении короткого метра

Продвижение короткометражных фильмов во многом сходно с дистрибуцией полного метра. Но если полнометражки рекламируют на ТВ, радио и афишах, то короткий метр делает ставку на фестивали, социальные сети и онлайн-кинотеатры. Об этих и других каналах продвижения поговорили со Светой Габдрахимовой, режиссёром, креативным директором Tactic production, куратором «Видеомастерской» в Skillbox.

Фото с защиты итоговых проектов «Видеомастерской»

Как устроены фестивали и конкурсный отбор

Как правило, фестивали проводятся в течение нескольких дней. И они начинаются с фильма-открытия. Зачастую это лента известного режиссёра с медийным кастом (актерским составом). Далее проводится профессиональный смотр программы основного конкурса — шорт-листа. Параллельно с шорт-листом проходят показы внеконкурсной и специальных программ. В последний день проходит церемония закрытия, на которой награждают победителей.

Так как время проведения фестиваля ограничено, отборщики каждый год проходят через муки выбора. Очень небольшой процент поданных на фестиваль фильмов проходят в шорт-лист. Важно понимать, что у фильма длиной в 10–15 минут шансы на попадание в шорт-лист выше, чем у короткометражки в 25–30 минут. Такую киноленту могут неохотно включать в показ, потому что вместо нее можно взять несколько более компактных.

Каталоги фестивалей находятся на платформах Festagent, Festhome, Filmfreeway. Здесь можно посмотреть, какими событиями богато фестивальное комьюнити, подобрать подходящие ивенты и отправить заявки на участие.

Чтобы отправить фильм на фестиваль, необходимо изучить его регламент и убедиться в том, что фильм соответствует всем требованиям, например формату изображения или субтитров. Также важно, чтобы фильм не нарушал действующее законодательство. Если в нем есть нецензурная лексика или сцены с употреблением алкогольной или табачной продукции — понадобится соответствующий дисклеймер с обозначением возрастной категории 18+.

После изучения требований фестиваля можно смело подавать заявку. Как правило, она состоит из основной информации о фильме (год производства, съемочная группа, краткая аннотация и т. д.) и из его просмотровой версии весом до 3 Гб, загруженной в файлообменник с доступом по ссылке. К просмотровой версии фильма фестивали могут выдвигать дополнительные требования. Например, если фестиваль международный или зарубежный, понадобятся субтитры. Если просмотровая версия пройдет отбор — останется собрать необходимый пакет документов и подготовить версию фильма для показа.

Нужно быть готовым, что стандартное требование крупных фестивалей — премьерный показ. Если до участия в таких фестивалях фильм был показан в рамках другого фестиваля или выложен в соцсети — его не включат в шорт-лист.

Своим опытом поделились Ксения Яковлева, сценарист, режиссер и студентка «Видеомастерской» Skillbox, а также продюсер и режиссер Софья Руденко:

«Мы готовили документальный фильм «Последние единороги» в «Видеомастерской». Еще на этапе препродакшена мы двигались в направлении фестивалей. Мы не хотели ограничиваться и сразу подготовили английские субтитры для фильма. Фестивали выбирали по разным критериям: по году, жанру, хронометражу и даже полу и возрасту создателей. Фестивалей оказалось невероятное количество, на любую тему есть свой в любом уголке мира. В основном использовали для подачи платформу Filmfreeway.

Подобные платформы очень удобны, но надо быть готовым к долгому процессу. При выборе фестиваля следует внимательно читать регламент, причем и на сайте организаторов, и на платформе.

Спустя месяц после подачи наш фильм отобрала для показа британская стриминговая платформа Paus. Затем мы прошли еще на один британский фестиваль, а потом на два международных фестиваля, с очными показами в Москве и Петербурге — ShortShot и «Влюбленные в искусство» соответственно.

Мы советуем не создавать фильм под фестиваль, а подбирать фестиваль, соответствующий фильму. А также очень важно начинать подготовку к фестивальному будущему еще на этапе препродакшена — отобрать фото, написать биографии и синопсис. И самое главное — сохраняйте монтажные листы, всегда делайте субтитры и «очищайте» все права, которые возможно».

Как отправить фильм на фестиваль и что делать дальше

Как правило, отправкой фильма занимается продюсер. Ему полезно будет заранее собрать всю необходимую информацию, промоматериалы (постер, тизер или трейлер, кадры из фильма) и несколько версий фильма (например, просмотровую и для показа — с субтитрами и без), а также составить стратегию фестивального продвижения, которая зависит от возможностей команды. Если вы амбициозны, то в построении плана нужно отталкиваться от календарей крупных фестивалей, требующих российскую или международную премьеру.

После прохождения фильма в программу крупного фестиваля может понадобиться заключить с ним лицензионный договор о предоставлении права на публичный показ картины. Этот документ должен быть согласован и подписан с создателями фильма — автором сценария, режиссером и композитором. Крупные российские фестивали могут потребовать также прокатное удостоверение, дающее право на показ фильма.

После отправки важно постоянно быть на связи. Как мне рассказали организаторы фестиваля «Короче», иногда представители фильмов после отправки заявки перестают отвечать. Так фестивалям не удается получить необходимые документы и промоматериалы, и они вынуждены отказаться от включения фильма в программу.

Если мероприятие проводится очно, нужно быть готовым приехать, подготовить визы, собрать копии паспортов, чтобы не возникло проблем с покупкой билетов и бронированием номеров в гостинице. Участие в фестивале — сложный организационный процесс, поэтому важно позаботиться об этом заранее, возможно, делегировать эту задачу отдельному сотруднику.

Поговорим о деньгах. Есть множество бесплатных качественных фестивалей, кинолабораторий и смотров. Среди них есть и узконаправленные. Например, некоторые отбирают только фильмы, снятые кинорежиссерами-женщинами, посвященные определенной тематике (спорт, экология, религия и так далее) или сделанные в конкретном регионе.

Некоторые фестивали при подаче заявки требуют уплатить денежный взнос. Если мы говорим о фестивале с именем или вы подаете заявку через специализированную платформу, которая просит уплатить символический взнос за свою работу, опасаться мошенничества не стоит. Важно понимать, что уплата взноса не гарантирует включение фильма в программу.

Как отличить качественный фестиваль от недобросовестного

Не так-то просто. В основном, конечно, по совокупности факторов. Как правило, это неизвестные фестивали, которые требуют уплатить довольно большой взнос. Их названия кажутся знакомыми и ассоциируются с престижем. При этом у такого фестиваля нет своего сайта и о нем невозможно найти качественной информации в интернете. Также в его регламенте нет пункта о необходимости уплаты взноса и о его размере. Регламента может не быть вовсе.

Приведу пример фестиваля, недобросовестность которого можно распознать практически сразу. Моя коллега подала заявку, ничего не оплачивая, после чего с ней связались организаторы фестиваля и поздравили с тем, что ее фильм вошел в лонг-лист. Для того чтобы пройти в шорт-лист, нужно было набрать определенное количество голосов на специальном портале. Казалось, что цель оправдывает средства: фильмы из шорт-листа обещали показать в Сочи, а их представителям обещали оплатить перелеты и проживание. Однако очень быстро мою коллегу начали беспокоить назойливые звонки и сообщения с предложениями купить голоса по выгодной цене.

Есть и пример более сложного кейса. Когда я только начинала заниматься фестивальным продвижением, подала заявку на участие в кинофестивале, после чего со мной связались и попросили уплатить взнос. Я нашла сайт фестиваля, информацию о мероприятиях предыдущих лет и даже регламент. Уплатила взнос. Фестиваль обещал показы в кинотеатрах трех городов России. В одном из городов живет мама нашего оператора, в назначенную дату она пришла на показ. Но вместо кинозала ее отвели в какую-то каморку, где включили фильм на ноутбуке. Я связалась с директором фестиваля, он не смог дать никаких внятных объяснений, но быстро согласился снять фильм с участия и вернуть деньги.

Есть и определенная категория фестивалей, которые за уплату взноса присылают статуэтки и грамоты. При этом фильмы не получают никакой экспертной оценки. Грубо говоря, участники просто покупают себе лавры.

К российским фестивалям, участие в которых имеет вес, относятся Московский международный кинофестиваль, «Кинотавр», «Короче», «Послание к человеку», «Окно в Европу», Beat Film Festival и другие. К зарубежным — все фестивали класса А от Берлина до Канн, Sundance и многие другие.

Также есть авторитетные фестивали для начинающих кинематографистов, например «Святая Анна» — фестиваль студенческих и дебютных фильмов. Есть отличный пример фестиваля-практикума киношкол — «КиноПроба». Для заявок открыты двери фестивалей, которые проводят главные кинематографические институты: ВГИК и СПБГИКИТ. В жюри традиционно входят ведущие кинематографисты, эксперты и преподаватели.

Как продвигать короткий метр в социальных сетях?

В социальных сетях много популярных киносообществ. Например, в VK есть группа Art Short Films с более чем 30 тысячами подписчиков. Администраторы группы часто выкладывают короткометражки известных режиссеров с медийным кастом. Также с ними можно договориться о публикации собственной ленты. Здесь активно комментируют посты с фильмами, что позволяет получить обратную связь не от киносообщества и своих коллег, а от живого зрителя, что тоже очень полезно. Просмотры в VK набираются довольно быстро.

Сегодня существует довольно много телеграм-каналов о кино с большим охватом, что позволяет публиковать в них ссылки на собственные фильмы. Если своего канала нет, можно наладить эффективные знакомства и коммуникации. Например, написать автору канала, поделиться информацией и прикрепить ссылку на фильм, выложенный на YouTube или Vimeо. Если пост опубликуют, он однозначно поможет собрать просмотры.

Ну и, конечно же, не стоит забывать о публикации постера, тизера и ссылки на фильм на своей личной страничке во всевозможных социальных сетях с тегами участников съемочной группы и актеров. Репосты не соберут огромного количества просмотров, но помогут в создании личного бренда.

Онлайн-кинотеатры: как короткому метру попасть в «Кинопоиск», «Иви», PREMIER?

Во время пандемии фестивали не проводились очно, и многие из них выкладывали программу в онлайн-кинотеатрах. Фильмы здесь можно было посмотреть в течение определенного времени.

«Мы в онлайн-кинотеатре PREMIER ежедневно получаем большое количество заявок от желающих показать свой контент. И мы всегда рады этим заявкам, потому что они значат, что люди доверяют нам и хотят поделиться своим контентом. Но, к сожалению, далеко не всегда проекты оказываются действительно стоящими, а заявки – грамотно оформленными».

Макар Кожухов, заместитель генерального директора PREMIER.

Сейчас онлайн-кинотеатры предлагают к просмотру немного короткометражных фильмов. Условия включения в каталог онлайн-кинотеатра могут быть как платными, так и бесплатными. Разумеется, шансы повышаются, если актерский состав фильма медийный, а вы уже взяли главный приз на «Кинотавре». Однако всегда можно написать онлайн-кинотеатру на почту и прикрепить ссылку на свой фильм — возможно, он заинтересует отборщиков.

Стоит обратить внимание на специализированные платформы: для игровых, документальных и анимационных фильмов это «Пилигрим», для документальных — Artdoc.Media. Отборщики часто включают в каталог фестивальные короткометражки. Но даже если у вас нет громких побед, вы все равно можете отправить заявку. Например, можно почитать telegram-канал Софьи Митрофановой, генерального директора PREMIER, где она делится советами для начинающих специалистов киноиндустрии.

«Как попасть на стриминговый сервис? Первый путь — это участие в питчингах. На них зачастую присутствуют не только продюсеры и представители киностудий, но и представители онлайн-кинотеатров. Питчингов много, у всех разные условия. Поэтому лучше быть всегда готовым донести свою идею за 2-3 минуты даже без презентации и видео. Нужно научиться влюблять в свой проект быстро: вдруг продюсер вашей мечты встретится вам на лестнице. Советую заранее выбрать продюсера, которому вам хочется доверить свой проект, а также площадку, аудитория которой релевантна вашей истории. Это важно! Поможет сократить число неудачных походов и быстрее приблизит вас к цели».

Макар Кожухов, заместитель генерального директора PREMIER.

По мнению Макара Кожухова, идеальный питчинг занимает не более 3-5 минут и еще 5 минут для ответов на вопросы. По содержанию включает следующие аспекты:

  • О чем проект, в чем его уникальность?
  • Кто главный герой, в чем его основной конфликт?
  • Какая у проекта стилистика?
  • Какой аудитории он может быть интересен? Для кого этот проект?
  • Какая стоимость и сроки производства?

А завершить выступление можно рассказом о команде.

Подведем итоги

Дистрибуция короткого метра — сложный организационный процесс, который требует времени и ресурсов. Сегодня киноиндустрия находит новые инструменты: она активно выходит в Telegram-каналы, а у короткого метра появляются собственные платформы. Свои коррективы внесла и пандемия: произошел бум онлайн-кинотеатров, кинематограф нарастил свое присутствие онлайн. Для начинающих кинематографистов участие в фестивалях — хороший старт карьеры и способ заявить о себе. Если вы только начинаете свой путь в кино, то предлагаем обратиться к специалистам, которые поделятся своим опытом и раскроют секреты индустрии в «Видеомастерской».

«Видеомастерская» Skillbox — комьюнити для студентов направления «Кино и музыка», в котором пользователи находят единомышленников, объединяются в команды и создают фильмы. В процессе работы командам помогают кураторы — опытные сценаристы, режиссеры и продюсеры: от этапа воплощения идеи в сценарий и съемок до итоговой презентации фильма.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Никита Заречный

Если мы сейчас отстранены от мировой арены, то нужно развивать комьюнити киношников в телеграме и соцсетях. Может быть это облегчит вход на стриминговые сервисы

Ответить
Развернуть ветку
Артур Кожевников

Зачем на стриминговые сервисы? Есть ютуб, есть вимео. Если люди куда-то ходят за коротким метром, то на них.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир К

А у вас есть уверенность, что ютуб закроют?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Лидовский

Получается, возможность участия в международных фестивалях сейчас закрыта для начинающих кинематографистов без имени?

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Наоборот, об этом Ксения и Софья говорит в интервью, их фильм участвовал на фестивале в Британии.

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Цветикова

Я не знала, что в фестивалях может принимать участие каждый

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда