Как не слить деньги на очередное наставничество и выбрать действительно стоящего специалиста?
За последние полгода я сама была примерно на 100 диагностиках у наставников, менторов, коучей. Все говорят +- одно и тоже, отличается только ценник. Кому верить?
Привет! Меня зовут Даша Боровикова, я руковожу маркетинговым агентством Borovikova Med 3,5 года. Параллельно веду трекерство для фрилансеров и небольших агентств по росту и повышению оборотов бизнеса.
В этой статьей предлагаю вместе разобраться, в чём же разница между такими специалистами, как трекер, коуч, наставник и ментор?
Как понять, к кому идти, с кем работать и на какие критерии ориентироваться при выборе, чтобы не слить деньги? Кстати если у вас уже есть мнение на этот счет, делитесь в комментариях
В этой статье обсудим каждое направление деятельности и его особенности. А также я поделюсь своим опытом, так как 6 лет работаю в сфере маркетинга и получилось побывать на позиции трекера, ментора и наставника
Трекер
Если обратиться к Википедии, трекер - это человек, оказывающий организационную поддержку команде проекта или стартапа в процессе акселерации.
Основная задача трекера - помощь в решении проблем, которые мешают эффективности и масштабированию проекта, а также его вывод на повышение прибыли.
Трекинг включает в себя микс различных методик, реализация которых может вывести бизнес на новый уровень:
- разработка стратегии развития
- оптимизация внутренних процессов
- увеличение показателей
- развитие маркетинга
- внедрение нового направления в работе.
Результат работы трекера всегда измеримый (в деньгах, лидах, количестве клиентов и т.д.) Также эффективность работы трекера обычно можно отследить в формате до/после.
Сила трекера заключается в большом опыте работы с разными бизнесами. Это тот человек, который поможет сфокусироваться предпринимателю на главном, оптимизировать время и ресурсы для достижения необходимых результатов.
Можно выделить три кита, на которых базируется работа трекера:
- опыт
- фокус
- взгляд со стороны.
А если вы стартапер? Трекер поможет выявить у вас на раннем этапе:
- принесёт ли бизнес-деньги
- сможет ли бизнес быть окупаемым, или нужно немедленно менять тактику и фокусироваться на совершенно другом направлении.
А также:
- определит проблемные места
- выявит риски финансового краха
- проследит за этапами реализации
- определит точки роста
Трекер не примет решение за вас, не будет вам указывать, что делать, а направит команду и выявит проблемы.
Мой опыт трекерства:
Почти 2 года я являюсь трекером в рамках Академии для интернет-предпринимателей. Я веду группы в формате трекинга, а также использую формат индивидуальной работы. В рамках группы ко мне приходят ребята с запросом построить маркетинговое агентство или же масштабировать уже имеющееся.
На трекерство могут прийти как совсем новички, так и предприниматели с оборотом от 20 - до 50 млн рублей в год. Моя задача в рамках 3 месяцев помочь ребятам достичь их целей по выручке и повышению рентабельности бизнеса.
Я это делаю с помощью:
- основательного погружения в отдел продаж
- подсвечивания слабых точек роста
- масштабирования сильных сторон
- оцифровки бизнес-процессов
- декомпозиции цели
С помощью такого точечного влияния на различные сферы в бизнесе подсвечиваю, что можно улучшить, чтобы в итоге через 3 месяца у ребят был классный результат, за которым они пришли. В среднем, в рамках групповой динамики 50 - 60% (в зависимости от потока) ребята становятся кейсами.
Пример применения одного из инструментов: проведение ролёвки в онлайн-формате для менеджера по продажам в маркетинговом агентстве Visual.
Цель: за 3 недели продать на 500 000 рублей новым клиентам
Чем помогла?
- Разобрали правильную отработку возражений
- Определили инструменты по улучшению продаж
- Проанализировали различные способы коммуникации с потенциальным клиентом
- Провели ролёвку:“Самый противный клиент” - “Менеджер по продажам”
Результат:
- была сделана продажа на самый высокий чек за всё время работы в агентстве
- продажи усилились как в количестве, так и в качестве
- МОП получил много инсайтов и мотивации для дальнейшей работы
В моем Телеграм-канале подробнее про этот кейс, прочитать можно тут
Ментор
Слово Ментор переводится с английского как наставник. Это человек, имеющий определённые знания в конкретной области. И он готов делиться ими с другими, тем самым помогая людям развиваться и принимать правильные решения. Это своего рода вдохновитель и мотиватор, встречи с которым придают сил и помогают не сдаваться.
Обычно ментора привлекают в сферу, в которой планируется вести бизнес или развивать экспертизу, и у него есть с собой копилка ценных знаний и опыта, которым он готов поделиться.
Чем может помочь ментор, если вы начинающий предприниматель?
- Знает, как не допустить большое количество ошибок в проекте и активизировать верные действия
- Может рассчитать инвестиции, которые требуются в бизнес-проект и емкость рынка
- Поможет составить финансовый план
- Комплексно посмотрит на ваш бизнес-проект, выстроит стратегию развития
А если вы не новичок, то к ментору можно обратиться со следующими запросами:
- если вы хотите достичь новых высот, но у вас не получается, ментор поможет вам определить сильные и слабые стороны, выявить пути развития и их проконтролировать
- если у вас появились определенные проблемы в бизнесе и вы хотите их решить
- если хотите обучиться чему-то новому, ментор поможет вам сэкономить время и дать рекомендации
Ключевое в менторстве - это работа с двух сторон. Ментор не будет вам навязывать свое мнение и убеждать в чем-то. Он даст рекомендации, поделится опытом, предоставит материал при необходимости, комплексно и со стороны оценит ситуацию. Тем самым сэкономит ваше время, деньги, ресурс, минимизирует риски.
На первой встрече с ментором в формате онлайн или оффлайн, определяются цели и задачи, которые необходимо реализовать с его помощью. Далее детально обсуждаются действия, и на последующих встречах обсуждается прогресс проделанной работы и строится дальнейший план. Работа с ментором может занять месяцы или даже годы.
В формате менторства у меня был опыт работы 2,5 года назад.
Дано: реализуя свою экспертность в сфере маркетинга, я решила открыть онлайн-школу: обучение сторисмейкингу в Нельзяграме. Было представлено несколько тарифов, в том числе предлагался формат индивидуального сопровождения. Благодаря, VIP-тарифу, на который приходили ученики, они могли освоить это направление с нуля.
Что я сделала ?
- Делилась своими профессиональными знаниями в сторисмейкинге и обучала этому направлению
- Научила красиво и грамотно создавать контент с помощью сторис и использовать этот инструмент в маркетинге для увеличения продаж
Отзывы:
Еще больше отзывов о моих менти можно найти в моем Телеграм-канале
Наставник
Наставник–это человек, со своими результатами в бизнесе определенной области. Он может обучать других людей, делиться своим опытом, и помогать людям достигать свои цели.
После работы с наставником, вы используете чужой опыт и применяете его на своей практике и достигаете определенных результатов.
Наставничество подойдет как новичкам, которые только начинают свой путь, так и профессионалам, которые стремятся развиваться и прокачивать свои навыки.
Грамотный и хороший наставник поделится своими знаниями, советами, инструментами, которые основаны на его опыте.
С какими запросами работает наставник ?
- краткосрочные и долгосрочные цели в бизнесе
- повышение эффективности в работе
- оптимизация рабочих процессов
- расставление приоритетов, правильно выстроенная работа со временем и ресурсами
- развитие личностных качеств: уверенность в себе, лидерская позиция, общительность, стрессоустойчивость, гибкость и др.
В целом можно сказать, что запросы к наставнику зависят от индивидуальных целей каждого человека. Задачи и цели могут быть разными, и зависят от того, на каком этапе находится ученик.
Понятия “ментор” и “наставник” тесно связаны между собой. Поэтому работа с наставником организовывается так же, как и со специалистом, описанным выше.
Формат работы наставника мне также знаком, и я поделюсь с вами еще одним кейсом:
Дано:
- ниша астрология, заработок 0 рублей с блога
- средний чек на услуги 3000 руб.
- социальные сети ведутся, но нет упаковки и воронки продаж
- нет позиционирования, понимания целевой аудитории, системы, которая будет приносить клиентов
Что было сделано:
- упаковка блога
- анализ целевой аудитории
- тестирование гипотез, с последующим внедрением их в работу
- запуск воронки найма
- проработка целей проекта
Результат:
- заработок 90 000 руб.
- средний чек 20 000 руб.
- упакован телеграм и инстаграм, выстроены прогревы и элементы, которые приносят клиентов
- есть четкое позиционирование, создан сайт со всеми услугами
- нанят помощник
Коуч
В отличие от наставника и ментора, коуч не делится своими знаниями и опытом, а занимается внутренним потенциалом человека, раскрывает его. В процессе работы решаются конкретные задачи и достигаются цели.
Это человек-мотиватор, если не хватает ресурса, времени, когда есть чувство, что идешь “не туда”, или когда одолевает страх, появляются сомнения в каких-либо вопросах. Как раз в такие моменты, коуч выступает в качестве дополнительного ресурса и проводит основательную работу с мышлением:
- помогает глубже понять происходящее
- находит слабые и сильные стороны
- корректирует траекторию движения
- заряжает энергией на дальнейшие действия
Стоит отметить, что работа с коучем не всегда связана только с бизнесом, а подойдет любому человеку, который хочет поработать со своим мышлением и выстроить свои внутренние процессы.
Резюмируя вышесказанное, кому подойдет:
- бизнесу и предпринимателям, которые нацелены развивать бизнес и в целом повышать эффективность работы
- специалистам среднего и высшего звена, которые хотят улучшить свои навыки, и также развить лидерские и управленческие качества
- людям, у которых есть личные проблемы, готовые изменить свою жизнь и найти внутренний баланс
На первой встрече коуч проводит диагностическую сессию, работает с первоначальным запросом клиента, анализирует его и изучает. Далее составляется план работы, определяются задачи, которые необходимо решить и какие действия нужны для их реализации. На последующих встречах проводится анализ работы, и при необходимости корректируется план.
В моем Телеграм-канале недавно вышел пост о Мише, который хочет масштабироваться, но не знает как. Актуально для фрилансеров
Для более глубокого понимания этих четырех направлений, я подготовила сравнительную таблицу: трекера, ментора, наставника и коуча
Как видите, у каждого специалиста свои уникальные навыки, но в то же время функционал очень похож между собой. В зависимости, от ваших целей можно сделать выбор в нужную сторону.
Если есть возможность получить готовый, успешный опыт, сэкономить время и ресурс на тестирование своих гипотез и использовать проверенные схемы - этим можно и важно воспользоваться.
Что конкретно требуется вам сейчас ?
Выбирайте специалиста исходя из потребностей, внутреннего отклика и личных предпочтений. В таком случае вы максимально быстро сможете оценить результат и решить все поставленные задачи. Пусть всё получится!
Обязательно обращайте внимание на релевантные кейсы. Наставничество сейчас продают на каждом шагу, возможно, что вам наставник и не нужен, а нужен коуч или трекер.
Остались вопросы? Пишите в комментариях
Вы фрилансер, и хотите масштабироваться ?
Пишите мне в Телеграм, разберем ваш запрос
Ссылка на тг-канал: