Как писать хреновые тексты: топ-7 вредных советов копирайтеру

Привет, друзья :) Меня зовут Алексей, я – автор коммерческих и информационных текстов, копирайтер и чуть-чуть редактор. Последние два года работаю удаленно: тексты для бизнеса стали моим основным источником дохода. За это время скопилось некоторое количество опыта, и я хочу им поделиться.

Это моя первая статья на VC.RU и она будет полезна:

  • копирайтерам-новичкам – поможет избежать ошибок, делающих текст нечитабельным, унылым и дешевым;
  • владельцам бизнеса, решившим заказать контент для сайта или соцсетей – даст наглядное представление о том, какой контент им точно не нужен.

Почему «вредные советы»? Во-первых, так прикольней и запоминательней. Во-вторых, передо мной нет цели кого-то чему-то учить – я покажу, как НЕ НАДО делать. Покажу на основе собственного опыта.

Короче, погнали. Учимся писать так, чтоб прям бррр :)

Как писать хреновые тексты: топ-7 вредных советов копирайтеру

Совет №1. Делаем большое отвлеченное вступление и обязательно посвящаем читателя в историю

Каждый, кто вбил в поисковик запрос «Рецепт салата Цезарь», мечтает узнать, почему этот салат так назвали, когда его впервые приготовили, в каких ресторанах подавали и у кого из знаменитостей от этого салата изжога. Если не дать читателю ответов на столь банальные вопросы – он умрет от информационного голода.

Но тут важно не переусердствовать с историей и забавными фактами: пары страниц достаточно, иначе читатель рискует умереть от голода физического.

Хреново:

Салат Цезарь – одно из популярнейших блюд североамериканской кухни. Вопреки устоявшемуся мнению, салат назван не в честь великого римского полководца: именем угощенье обязано своему создателю – мексиканскому повару Цезарю Кардини.


А вот так уже лучше:

Сегодня готовим классический «Цезарь» с курицей и анчоусами. Помимо курицы (филе, 500г) и анчоусов (70г) нам понадобится: ...

Совет №2. Не пишем просто, дабы не выглядеть профаном

Показываем свою экспертность. Мы же разбираемся в том, о чем пишем? Значит нужно побольше терминов. Умные слова и сложные обороты – это круто, это признак профессионализма и осведомленности. Иначе заказчик подумает, что мы недостаточно вникли в его бизнес. И не заплатит. И читатели все разбегутся. И война начнется.

Помните, как писали диплом? Здесь действуют те же правила: замысловатые конструкции сделают наш материал весомым, полезным и значимым.

Хреново:

Резка стекла – важнейший этап стекольной промышленности. Это сложный ответственный процесс, сопровождаемый рядом нюансов, понимание которых позволит провести процедуру качественно и без изъянов. Опытный резчик знает, как правильно подготовить поверхность и провести ее обработку, чтобы избежать возникновения дефектов, приводящих к порче материала.


А вот так уже лучше:

Мы с напарником занимаемся резкой стекла 10 лет. У нас все отточено до автоматизма: даже и не вспомним, когда последний раз браковали заготовку. Как добиться такого результата? Сейчас расскажем.

Совет №3. Не обращаемся к экспертам и не листаем справочники – по первым трем ссылкам Гугла достаточно сведений для нашей статьи

Нет, ну правда: все уже написано до нас. Так зачем изобретать велосипед? Гуглим, бегло читаем, пишем (местами можно даже копипастить). Максимальный профит с минимальными вложениями. Фактчекинг и, упаси божечки, общение с экспертами – это неоправданная трата времени.

Да и нужно ли выделяться среди сотен тысяч похожих статей? Едва ли. Однообразие контента определенно свидетельствует о его полезности, а исследования британских ученых – самый надежный и компетентный источник.

Хреново:

Программист – самая востребованная и высокооплачиваемая профессия на сегодняшний день. Именно программисты чаще всего трудятся удаленно и зарабатывают при этом не меньше 120 тысяч рублей в месяц.


А вот так уже лучше:

По результатам опроса службы исследований HeadHunter, больше всего удаленных сотрудников в сфере маркетинга, рекламы и PR. Подсчитать средний заработок маркетологов-фрилансеров сложно: слишком много факторов влияют на итоговые цифры. Поэтому будем руководствоваться уровнем заработной платы в вакансиях на том же HH + соберем статистику по проектам на нескольких популярных биржах.

Совет №4. Не упускаем возможности приврать и приукрасить

Мы пишем тексты для бизнеса. Главная цель любого бизнеса – деньги. И если ради достижения цели все средства хороши, то почему бы немного не приврать? Да и вообще, вдруг у продвигаемого нами товара нет каких-то супер преимуществ? Что тогда делать?

Анализировать и искать – долго и скучно. Но мы же копирайтеры, мы гении креатива, генераторы идей – сами придумаем эти преимущества. Соврем потенциальным клиентам. Убедим заказчика, что это нужно, можно, и «все так делают». Главное – результат. Подумаешь, ввели ЦА в заблуждение самую-самую малость. Ерунда. Зато денег поднимем много, а репутация от этого сильно не пострадает. Наверное.

Как писать хреновые тексты: топ-7 вредных советов копирайтеру

Хреново:

Устал от офисной рутины? Надоело просиживать штаны за 30 тысяч в месяц? Интенсив «Сайты для бизнеса: от новичка до гуру» поможет тебе освоить самую востребованную профессию и заработать свои первые 100 000 рублей уже через месяц после обучения ;)


А вот так уже лучше:

Говорим честно: этот курс не превратит новичка в гуру. Никакого инфоцыганства и обещаний золотых гор через месяц. Мы учим РАБОТАТЬ. Делимся фишками, объясняем, как продавать свои услуги, помогаем с оформлением крутых кейсов для портфолио. А самым успешным предлагаем занятость в наших или партнерских проектах.

Совет №5. Не утруждаемся придумывать примеры

Никому не интересны реальные случаи из жизни. Никто не захочет узнать о практической пользе того, о чем мы пишем. Вывалили презентацию – достаточно. Зачем проецировать преимущества новой программы для похудения на условного жирного Петю, если можно тезисно о них рассказать и не заморачиваться? Образное мышление – пережиток прошлого. Кому нужно, тот и сам догадается, что мы тут мегакрутую тему продвигаем.

Хреново:

Гидроизоляция жидкой резиной – это передовая методика борьбы с влагой в жилых и производственных помещениях. Такой вариант гидроизоляции удобен в первую очередь клиенту: материал экологически безопасен, на работы по нанесению уходит не больше 8-10 часов.


А вот так уже лучше:

Гидроизоляция жидкой резиной – реально действенный способ борьбы с сыростью. Удобная и безопасная методика:

* материал быстро наносится – чтобы установить рулонную гидроизоляцию на крышу коттеджа потребуется не меньше двух-трех дней, а жидкую резину специалисты нанесут за 8-10 часов;

* не выделяет вредных летучих соединений – не нужно эвакуировать домочадцев, пусть спокойно занимаются своими делами, не опасаясь, что станет плохо и разболится голова.

Совет №6. Назидаем, поучаем, доминируем

Мы серьезные чуваки, настоящие профи – в тему вникали, Гугл листали. Имеем полное право учить нашу целевую аудиторию. Наставлять на путь истинный, а при необходимости и носом в лужу потыкать, словно провинившихся котят. На уважении далеко не уедешь – надо брать ситуацию в свои руки и доминировать. Больше понтов, больше снобизма, больше пренебрежения.

Хреново:

Каждый уважающий себя автор уже давно освоил платформу Яндекс.Дзен и вывел пару-тройку каналов на монетизацию.


А вот так уже лучше:

Я уже год веду канал в Яндекс.Дзен – пришло время поделиться своими наблюдениями о платформе и возможности заработка на ней.

Совет №7. Не используем пикчи, мемы, да и вообще любые иллюстрации – это несерьезно и отвлекает

Очень трудно донести смыслы до аудитории, если аудитория будет постоянно отвлекаться на мемы про котиков. Даже если эти мемы в тему. Даже если не про котиков. А то еще в закладки добавят или расшарят в соцсетях, скажут «жиза, бро». И все из-за картинки, а текст – проигнорят. Нет, так не пойдет.

Кстати, это еще и не наша работа: мы ведь ПИШЕМ. А картиночки – это к дизайнерам, пикчерам и прочим рисовальщикам. Копирайтеру за знаки платят: изображение знаками не измерить.

Хреново:

14 подзаголовков, 6 списков, 47 абзацев текста и 0 иллюстраций. Много текста. Много-много текста. Картинка не нужна даже в анонсе.


А вот так уже лучше:

Прикольные пикчи. Веселые мемасики. Картиночки в тему.

Как писать хреновые тексты: топ-7 вредных советов копирайтеру

P.S.: А вы часто сталкиваетесь с хреновыми текстами? Что в них больше всего бесит? Делитесь мнением в комментах :)

15
17 комментариев

Трудно было понять при чтении что реально хорошо, а что плохо. Особенно в примерах, так как привыкаешь их воспринимать в лоб. 
Прочитал второй раз и все понял. 
Статья для тех кому это реально надо, кому не надо, тот и не поймет.

6
Ответить

тоже перечитывал по два раза - интересный прием.

1
Ответить

Кому не надо - тот не ЦА. Так что пофиг - пусть не понимают :)

Спасибо за фидбек, на будущее учту, что возможно стоит еще проще материалы делать!

Ответить

Реально крутые фишки. Не сразу вьехал в логику текста. Даже чуть не закрыл статью. Но потом как лампочка зажглась. Интригу не сразу понял, принял за чистую монету. Рискованный метод. Но оценят действительно те кому это важно и актуально. Вопрос автору, как можно с вами связаться для сотрудничества?

4
Ответить

Спасибо :) Там сверху ссылочка на страницу ВК - пишите, все обсудим. 

Ответить

Почему то добрая такая часть интернета в целом следует этим советом как специально. 
Еще в вузах рф явно где-то подобной методичкой обладают))

сохраню и буду показывать это знакомым которые предлагают почитать их труды, а я смотря на всё это даже не могу ясно сказать что конкретно не так... слово всё их не устраивает

2
Ответить

Именно для этого в ТЗ прописываются дикие требования по уникальности, тошноте, водности, спамности и прочим Главредам/Тургеневым. Так проще обосновать отказ :)

2
Ответить