IBM: бизнес-модель и SWOT-анализ

IBM: бизнес-модель и SWOT-анализ

IBM (International Business Machines) – один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также IT-сервисов и консалтинговых услуг. Распространённое прозвище компании – Big Blue, что можно перевести с английского как «голубой гигант».

Бизнес-модель IBM основана на предоставлении различных технологических решений и услуг предприятиям. Компания зарабатывает деньги, взимая со своих клиентов плату за различные продукты и услуги, включая облачные хранилища, компьютеры, обновления, аксессуары, системы и серверы.

IBM также предоставляет программное обеспечение и консалтинг, что, согласно официальному сайту компании, составляет более 70 % ее доходов. Среди других продуктов и услуг, предоставляемых IBM – аутсорсинговые услуги, аналитика данных и искусственный интеллект, которые играют огромную роль в бизнес-модели компании.

В последнее время IBM инвестирует в различные научно-исследовательские проекты, включая большие данные, квантовые вычисления и технологию блокчейн, которые в будущем могут обеспечить новые источники дохода.

Краткая история компании IBM

International Business Machines, известная как IBM – одна из старейших транснациональных технологических корпораций в мире, основанная еще в 1911 году. Штаб-квартира IBM находится в Армонке, штат Нью-Йорк.

В 1911 году компания Tabulating Machine Company объединилась с тремя другими фирмами и образовала компанию Computing-Tabulating-Recording Company (CTR). CTR продолжила разработку табуляционных машин, которые использовались предприятиями и правительствами для быстрой и точной обработки больших объемов данных.

В 1924 году CTR получила более широкое название – International Business Machines (IBM) – и начала расширяться по всему миру. В 80-е годы IBM столкнулась с растущей конкуренцией со стороны таких компаний, как Microsoft и Apple, которые разрабатывали персональные компьютеры. В ответ на это IBM представила в 1981 году свой собственный персональный компьютер IBM PC, но он оказался не таким успешным, как хотелось бы.

В 1990-х и начале 2000-х годов компания IBM претерпела значительные изменения, превратившись в сервисную и консалтинговую компанию, которая сосредоточилась на предоставлении клиентам бизнес-решений. Это изменение фокуса позволило IBM стать более прибыльной и адаптироваться к быстро меняющемуся технологическому ландшафту.

Сегодня IBM – одна из крупнейших технологических компаний в мире, имеющая подразделения и клиентов в более чем 170 странах. По данным Fortune, в этой транснациональной корпорации работает более 345 000 человек по всему миру.

Согласно официальному сайту IBM, выручка этой компании составляет 57,4 миллиарда долларов, а денежный поток – 12,8 миллиарда долларов. По оценкам Yahoo Finance, рыночная стоимость IBM составляет примерно 122,06 миллиарда долларов, а одна акция торгуется по цене 152,98 доллара (на момент написания статьи).

Среди последних достижений IBM – совместная работа с Microsoft и Google над специальным проектом, призванным помочь решить проблемы взлома и кибербезопасности. В 2021 году эта корпорация представила самый маленький и самый мощный в мире микрочип (размером с ноготь).

Кто собственник IBM

По данным CNN Business News, институциональные инвесторы, такие как Vanguard Group, SSgA Funds Management Inc и BlackRock Fund Advisors, владеют примерно 59,73 % акций IBM.

Однако у компании есть и индивидуальные акционеры, причем не более известные, чем люди, входящие в совет директоров и руководство IBM. К ним относятся Кришна Арвинд, Кавано Джеймс, Броуди Мишель и Розамилия Томас. Однако индивидуальные владельцы составляют лишь около 0,41 % от общего числа акционеров IBM.

Миссия IBM

Миссия IBM официально не опубликована на сайте компании. Однако эта транснациональная технологическая компания заявляет примерно следующее:

"Мы объединяем все необходимые технологии и услуги, независимо от того, откуда эти решения поступают, чтобы помочь клиентам решить самые насущные бизнес-задачи".

Как работает IBM

IBM – одна из ведущих мировых компаний в области технологий и услуг. У них большой и разнообразный портфель продуктов и услуг. Эти услуги обычно относятся к облачным вычислениям, искусственному интеллекту, аналитике данных, ИТ-инфраструктуре, мобильным технологиям и кибербезопасности. Основная деятельность IBM заключается в разработке этих продуктов и услуг для корпоративных клиентов.

Компания IBM разрабатывает и производит различные компьютерные системы в области аппаратного обеспечения. Это мейнфреймы, серверы и устройства хранения данных. Крупные предприятия используют эти системы для выполнения важнейших бизнес-функций и приложений.

Что касается программного обеспечения, то IBM разрабатывает и продает целый ряд продуктов, включая операционные системы, промежуточное программное обеспечение и корпоративные приложения. Этот многонациональный гигант также продает программные продукты, призванные помочь предприятиям повысить производительность, эффективность и сократить расходы.

На этом IBM не останавливается – компания также предлагает разнообразные услуги консалтинга и поддержки, чтобы помочь предприятиям внедрить и оптимизировать технологические решения. Эти услуги включают консультирование по стратегии, цифровую трансформацию, внедрение технологий, а также постоянную поддержку и обслуживание.

Как IBM зарабатывает деньги

Для получения прибыли IBM использует сочетание интенсивных исследований и разработок с акцентом на продажи продуктов и постоянный доход от услуг, таких как облачные вычисления и подписка на программное обеспечение. Вот краткий обзор того, как IBM зарабатывает деньги:

Облачные решения и продажа программного обеспечения (искусственный интеллект)

IBM предлагает свои лучшие облачные сервисы под общим названием IBM cloud. Этот сервис позволяет масштабировать развитие как небольших, так и крупных организаций. Как вы уже поняли, облачные бизнес-модели можно классифицировать как IaaS, SaaS и PaaS и все они монетизируются по модели подписки.

Облачные сервисы IBM позволяют клиентам получать доступ к вычислительным ресурсам, программным приложениям и другим услугам на платной основе, без необходимости инвестировать в дорогостоящую ИТ-инфраструктуру. IBM также предлагает гибридные облачные решения, которые сочетают в себе публичные и частные облачные сервисы, позволяя клиентам использовать преимущества обоих.

IBM получает доход от облачных и других программных решений с помощью различных бизнес-моделей. К ним относятся ценообразование на основе подписки, ценообразование на основе лицензирование рассчитанного от объема. Компания также получает доход от профессиональных услуг, таких как консалтинг и внедрение, которые помогают клиентам интегрировать и оптимизировать решения IBM.

Профессиональные бизнес-услуги (глобальный бизнес и глобальные технологии)

IBM – глобальный бренд, работающий более чем в 175 странах. Это позволяет ей выходить на различные рынки, которые, как правило, отличаются разнообразием, открывая новые возможности для транснационального технологического гиганта. IBM предлагает профессиональные бизнес-услуги, в том числе услуги аутсорсинга.

Эти услуги призваны помочь клиентам сократить расходы, оптимизировать операции и повысить эффективность. Например, аутсорсинговые услуги IBM включают в себя аутсорсинг бизнес-процессов (BPO – business process outsourcing), аутсорсинг информационных технологий (ITO – information technology outsourcing), аутсорсинг процессов знаний (KPO – knowledge process outsourcing) и другие.

IBM также предлагает различные профессиональные бизнес-услуги, включая управленческий консалтинг, консалтинг по цифровой стратегии и технологический консалтинг. Эти услуги призваны помочь клиентам решить наиболее актуальные проблемы и возможности их бизнеса и использовать новейшие цифровые решения для обеспечения роста и инноваций.

ИТ-консалтинг

Консультационные услуги IBM направлены на оказание помощи предприятиям в трансформации и внедрении новых технологий в глобальном масштабе. Однако консалтинговые услуги компании распространяются и на другие области, включая цифровую трансформацию, технологическую стратегию, совершенствование бизнес-процессов, управление рисками, управление цепочками поставок и т. д.

Значительная часть доходов IBM приходится на консалтинговые услуги. По словам генерального директора Арвинда Кришны, около 70 % всех доходов IBM поступает от программного обеспечения и консалтинга.

Консультационные услуги IBM также приносят доход за счет постоянной поддержки и обслуживания (это обновление ПО и обучение). Это помогает клиентам поддерживать и оптимизировать решения, внедренные консультантами IBM.

Финансовые услуги

Несмотря на то, что на долю финансовых услуг приходится около 2% всех доходов IBM – это направление является неотъемлемой частью бизнес-модели компании. Через свое финансовое подразделение под названием IBM Global Financing компания предоставляет решения по финансированию и лизингу своим клиентам по всему миру.

Эти варианты финансирования включают займы, лизинг и планы рассрочки платежей. Такие варианты позволяют клиентам приобретать продукты и услуги IBM без предварительной оплаты всей суммы.

Канва бизнес-модели IBM

Канва бизнес-модели IBM
Канва бизнес-модели IBM

Бизнес-модель IBM можно представить в виде следующей схемы:

[1] Потребительские сегменты IBM

Клиентские сегменты IBM включают в себя:

  • Компании из списка Fortune 500 (крупные предприятия всех отраслей). IBM предлагает свои услуги крупнейшим и наиболее влиятельным компаниям мира. Сюда входят крупные компании из всех секторов экономики, например L'Oréal, Walmart и Nintendo;
  • Поставщики медицинских услуг. Специалисты и учреждения этой отрасли составляют один из основных сегментов клиентов IBM. Они предлагают множество решений, разработанных специально для этой отрасли;
  • Учреждения сферы финансовых услуг. IBM предлагает набор решений, которые помогают финансовым учреждениям автоматизировать процессы, оптимизировать работу и получать полезные сведения из данных;
  • Правительства. Правительства по всему миру полагаются на опыт и инновационные решения IBM, которые помогают им решать сложные задачи и добиваться лучших результатов для своих граждан;
  • Академические и исследовательские организации. IBM предлагает широкий спектр передовых решений и услуг, которые помогают академическим и исследовательским организациям проводить высококачественные исследования, повышать эффективность работы и углублять понимание мира.

[2] Ценностные предложения и преимущества IBM

Ценностные предложения IBM состоят в следующем:

  • Для компаний из списка Fortune 500, Правительств и других организаций. IBM предлагает уникальные решения для уникальных задач, стоящих перед организациями: Некоторые организации сталкиваются с уникальными проблемами, которые требуют уникальных решений. Например, правительство сталкивается с задачами при оказании государственных услуг и обеспечении безопасности конфиденциальных данных. IBM имеет богатый опыт в предоставлении решений для такой работы;
  • Для сферы здравоохранения. IBM позволяет медицинским учреждениям добиваться лучших результатов благодаря своим решениям мирового класса и инструментам анализа данных. IBM понимает, что медицинские учреждения сталкиваются с уникальными проблемами, такими как управление и защита конфиденциальных данных пациентов, улучшение результатов лечения и сокращение расходов. Чтобы помочь решить эти проблемы, IBM предлагает инновационные решения, такие как аналитика данных, безопасный обмен данными и поддержка принятия клинических решений.

[3] Каналы сбыта IBM

Каналы сбыта IBM включают в себя:

  • Официальный сайт;
  • Мероприятия и вебинары;
  • Платформы социальных сетей (например, Twitter, LinkedIn и Facebook);
  • Сообщества.

[4] Взаимоотношения с клиентами IBM

Отношения с клиентами IBM состоят из:

  • Сообщество поддержки IBM;
  • Круглосуточная поддержка по телефону;
  • Онайл-инструменты коммуникации: чат, чатбот Watson, электронная почта.

[5] Потоки поступления доходов IBM

Потоки доходов IBM включают в себя:

  • Облачные решения и продажа программного обеспечения (искусственный интеллект);
  • Профессиональные бизнес-услуги (глобальный бизнес и глобальные технологии);
  • ИТ-консалтинг;
  • Финансовые услуги.

[6] Ключевые ресурсы IBM

Ключевые ресурсы IBM включают в себя:

  • Сотрудники;
  • Гибридная облачная инфраструктура, включая данные, облако и взаимодействие;
  • Репутация мирового бренда;
  • Сильное финансовое положение – доступ к большому капиталу, что увеличивает возможности компании по расходованию средств;
  • Интеллектуальная собственность (ИС) – IBM обладает значительным портфелем патентов и товарных знаков, которые она использует для защиты своих технологий и прав на интеллектуальную собственность.

[7] Ключевые виды деятельности IBM

Основные направления деятельности IBM включают в себя:

  • Основными направлениями деятельности являются разработка и обеспечение работы программных решений, облачных сервисов, проектирования / разработки оборудования, управление приложениями и ИТ-консалтинг;
  • Управление цепочками поставок. Сюда входят снабжение, производство, логистические операции и услуги аутсорсинга;
  • Исследования и разработки (R&D).

[8] Ключевые партнеры IBM

В число ключевых партнеров IBM являются:

  • Cisco,
  • Klynveld Peat Marwick Goerdeler (KPMG);
  • Twitter;
  • Apple;
  • Tencent;
  • Adobe;
  • AWS (Amazon Web Services);
  • Microsoft;
  • Oracle.

[9] Структура издержек IBM

Структура затрат IBM состоит из:

  • Исследования и разработки (R&D);
  • Маркетинг;
  • Защита интеллектуальной собственности;
  • Заработная плата и льготы для сотрудников таких отделов, как финансовый, кадровый, юридический и маркетинговый;
  • Аренда, коммунальные услуги и прочие накладные расходы на содержание офисных зданий и других объектов;
  • Командировочные расходы для отделов продаж и руководителей.

Конкуренты IBM

  • Oracle. Oracle – еще один технологический гигант, разрабатывающий мощные программные решения, которые помогают компаниям управлять данными и приложениями. Oracle зарекомендовала себя как надежный партнер для предприятий всех размеров и различных отраслей благодаря своему высококлассному оборудованию и облачным сервисам;
  • SAP. SAP также предлагает мощные программные решения, помогающие компаниям достигать поставленных целей. Как и IBM, этот технологический гигант предлагает выгодные предложения для компаний, которые хотят улучшить свою деятельность, получить информацию из своих данных и опередить конкурентов;
  • Microsoft. Microsoft стала известной в мире технологий. За последние десятилетия компания значительно улучшила свои облачные технологии, что сделало ее грозным конкурентом в технологическом пространстве;
  • AWS. AWS, подразделение Amazon, стало основным конкурентом IBM в технологическом пространстве. Они предлагают огромный портфель решений и услуг для облачных вычислений предприятиям по всему миру. AWS заслужила репутацию лидера в области облачных вычислений, предоставляя клиентам безопасные, масштабируемые и гибкие облачные решения, которые позволяют им с легкостью достигать своих бизнес-целей;
  • Accenture. Accenture является одним из лидеров в сфере профессиональных услуг, предоставляя клиентам по всему миру консалтинговые, технологические и аутсорсинговые услуги.

SWOT-анализ IBM

SWOT-анализ IBM
SWOT-анализ IBM

Ниже приведен подробный SWOT-анализ компании IBM:

(1) Сильные стороны IBM

  • Сильная репутация ведущего поставщика ИТ-услуг в отрасли. IBM – одна из самых известных и уважаемых технологических компаний в мире. Она ведет свою деятельность уже более века. Кроме того, IBM завоевала репутацию компании, которая выходит на новые рынки и добивается успеха;
  • Серьезные достижения в исследованиях и разработках. IBM успешно занимается инновациями и разработкой новых продуктов, включая искусственный интеллект, блокчейн и квантовые вычисления. Это позволяет компании опережать своих конкурентов и быть лидером в области инноваций;
  • Финансовая устойчивость. IBM обладает хорошим денежным потоком. Это позволяет компании получать доступ к ресурсам для расширения новых проектов;
  • Большой и разнообразный портфель продуктов и услуг. IBM предлагает широкий спектр продуктов и услуг, от аппаратного до программного обеспечения и облачных сервисов. Это позволяет компании получать доход из разных источников, снижая риск зависимости от одного продукта или рынка.

(2) Слабые стороны IBM

  • Трудности в направлении аппаратного обеспечения. В последние несколько лет отдел аппаратного обеспечения IBM переживает не лучшие времена: доходы и прибыль сокращаются, а позитивных перспектив на будущее нет;
  • Отсутствие гибкости или маневренности. Большой размер и бюрократическая структура IBM не позволяют ей быстро адаптироваться к изменениям на рынке. В результате компания уступает свою долю рынка более проворным конкурентам, предлагающим гибкие услуги;
  • Медленное внедрение облачных технологий, особенно на развивающихся рынках. Медленное освоение IBM технологии облачных вычислений привело к тому, что компания отстала от своих конкурентов, таких как Amazon Web Services и Microsoft Azure.

(3) Возможности IBM

  • Возможности облачных вычислений. На текущий момент некоторые рынки не спешат внедрять облачные вычисления. По прогнозам, рынок облачных вычислений будет значительно расти в течение следующих десятилетий;
  • Приобретения и партнерства. IBM может укрепить свои позиции за счет стратегических приобретений и партнерства с другими компаниями. Учитывая репутацию бренда и сильное финансовое положение, у IBM есть уникальная возможность сотрудничать с другими компаниями, чтобы укрепить свои позиции. Совсем недавно IBM приобрела компанию Red Hat, и этот шаг был встречен с большим успехом.

(4) Угрозы IBM

  • Удержание талантов. IBM завоевала репутацию компании мирового класса с сильной корпоративной культурой. Ее успех в основном зависит от сотрудников и удержания лучших талантов. Однако это становится все труднее, поскольку появляются конкуренты, предлагающие более высокие зарплаты и льготы;
  • Усиление конкуренции. IBM сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны таких соперников, как Amazon, Microsoft и Google. Однако это не единственные компании, ведь существует множество корпораций, которые также вкладывают значительные средства в искусственный интеллект и облачные вычисления.

Заключение

Бизнес-модель IBM предполагает разработку и продажу программных решений компаниям-клиентам, чтобы помочь им улучшить свою деятельность и повысить эффективность, сократив при этом расходы. IBM зарабатывает деньги, предлагая финансовые, консалтинговые услуги и программные решения.

Прочное финансовое положение, репутация бренда и успешная работа на различных рынках помогли IBM занять лидирующие позиции в ИТ-индустрии. Однако в последнее время это положение оспаривается многими компаниями, вложившими миллиарды в исследования и разработку облачных сервисов.

Тем не менее, прибыльная бизнес-модель IBM в сочетании с открывающимися возможностями гарантирует, что IBM останется одной из лучших транснациональных технологических компаний в мире.

Была статья полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

5
Начать дискуссию