{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Telegram-бот вместо мобильного приложения — хороший вариант?

Хотите цифровизировать рабочие процессы внутри компании и сделать мобильное приложение для своих сотрудников? Хорошей альтернативой может стать Telegram-бот — у него есть минимум 8 преимуществ, хотя есть и недостатки. Расскажу какие.

Немного истории: в апреле 2022 года Telegram запустили первую версию Telegram web apps - инструмента, который создал широкие возможности для создания собственных приложений внутри мессенджера. За последние полтора года в web apps внедрили ряд улучшений, поправили ряд багов и инструмент стал ещё краше.

Что позволяет делать Telegram web apps?

Как минимум - навороченные телеграм-боты с кнопками и менюшками, которые могут связываться по API с вашим бэкендом и в которых можно реализовывать сложные сценарии взаимодействия с пользователем - получать и отправлять данные, обмениваться документами, делать разные роли и уровни доступа, играть в текстовые игрушки, раздавать пароли и явки и т.д. и т.п.

Как максимум - вы можете прикрутить полноценный визуальный интерфейс, сделанный на React, и получить вполне симпатичное решение, по функционалу идентичное веб-сайту или мобильному приложению. Но открывающееся по клику в Telegram.

Т.е. у приложений внутри Telegram есть много общего с обычными мобильными приложениями:

  • можно интегрировать с вашей информационной средой - CRM, ERP, 1С и т.д.
  • есть полноценный интерфейс для коммуникации, обмена файлами
  • можно сделать удобный визуальный интерфейс
  • доступно в мобильном устройстве

Но также у них есть отличия, одни из которых можно отнести к плюсам Telegram-ботов, а другие - к минусам.

Плюсы Telegram-ботов в сравнении с мобильными приложениями:

  • Кроссплатформенность - web apps доступны на любых платформах, где работает Telegram - на Android, iOS, Windows, MacOS и Linux
  • Есть встроенный функционал для командной работы - общие чаты, звонки, демонстрация экрана - их предоставляет сам Telegram
  • Не нужно ничего устанавливать - перешел по ссылке в telegram-бот и всё сразу работает
  • Безопасность - никто не может взломать ваше приложение, потому что его нет :)
  • Нельзя заблокировать в appstore или google play market
  • Нет проблем с обновлением версий - вы один раз обновили бэкенд бота и он обновился у всех пользователей
  • Сильная команда разработки - Telegram - один из наиболее быстрорастущих и технологичных мессенджеров и команда его разработки очень нацелена на его дальнейшее развитие
  • Более низкая стоимость разработки по сравнению с мобильными приложениями - значительную часть фронтенда и API вам дает сам Telegram, нет необходимости делать разные приложения для разных операционных систем.

Минусы Telegram-ботов в сравнении с мобильными приложениями:

  • Больше кликов для запуска приложения - если в иконку мобильного приложения достаточно один раз ткнуть пальцем, то чтобы запустить telegram-приложение нужно:открыть Telegram найти телеграм-бота нажать кнопку запуска
  • Не нужно ничего устанавливать - ваше приложение менее заметно на мобильном устройстве и хуже запоминается пользователю
  • Это непривычно - идти в Telegram чтобы заказать пиццу или передать показания по электроэнергии - странная идея для многих
  • Зависимость от Telegram - если вдруг кто-то когда-то сможет заблокировать мессенджер или обвалить его сервера - то и ваше приложение станет недоступным (правда пока это даже РКН не удалось сделать)
  • Сложная документация к API, на освоение которой требуется время
  • Маленькое сообщество - в сравнении с языками программирования для мобильных приложений, вы найдете в десятки раз меньше компетентных специалистов, ответов на вопросы и полезных статей. Есть техническая поддержка самого Telegram, но она далеко не всегда сможет помочь и отвечает очень долго.

В итоге, у нас с вами появился технически мощный кроссплатформенный инструмент для коммуникации с пользователями, который позволяет многие задачи закрывать быстрее и бюджетнее, чем в случае с мобильным приложением.

Но конечный продукт обладает более слабыми характеристиками в плане маркетинга - это менее привычно, пользователю сложнее его найти и сложнее запомнить ваш бренд, телеграмом пользуются далеко не все посетители Интернета, а значит целевая аудитория меньше чем у мобильного приложения.

Последний пункт со временем теряет свой вес - в 2023 году Telegram - второй по популярности мессенджер и самая популярная соцсеть в России, им пользуются свыше 56% населения страны. И это самое популярное приложение среди молодежи до 24 лет.

Сейчас в Telegram существуют уже сотни интернет-магазинов, служб доставки и различных сервисов (можно, например, заказать суши, выписку из ЕГРН или купить криптовалюту), но чаще всего это дополнительный канал для бизнеса, который ведется через сайт или мобильное приложение.

То есть на массовом рынке Telegram-бот - это плохая замена мобильному приложению.

А вот на рынке корпоративных приложений - он вполне может составить конкуренцию.

Если вам нужно цифровизировать рабочие процессы в компании, обеспечить быструю коммуникацию, взаимодействие с корпоративной информационной системой и при этом обеспечить безопасность, кроссплатформеность, а UX/UI не так критичен - то Telegram web apps - это хороший выбор. Прислал сотруднику ссылку на корпоративного бота в почте - и он уже подключен к информационной системе и получает задания, заблокировал его аккаунт на стороне бэкенда - и он отключен от системы.

Телеграм-бот для пива и хот-догов

Приведу пример возможного применения.

Мы в grammers.pro недавно сделали по заказу клиента Telegram-бот, через который осуществляется управление кейтерингом на спортивных соревнованиях.

Изначально у клиента была база в несколько тысяч нештатных сотрудников и потребность быстро формировать из них команды для обслуживания соревнований. Например, будет проходить футбольный матч и вам нужно привлечь на 5-6 часов 500 работников, которые будут разделены на 30 команд и будут разносить пиво и хотдоги, обслуживать VIP-трибуны, подвозить продукты и забирать мусор.

Ваша задача:

  • оповестить несколько тысяч человек из вашей базы
  • выяснить кто из них готов в указанное время работать
  • разделить их на команды
  • назначить старших и познакомить их с членами команды
  • обеспечить коммуникацию
  • раздавать задачи и получать отчеты и фотографии о сделанном
  • переводить людей в другие команды, исключать плохих работников
  • использовать информацию о командах и их работе для начисления зарплаты

Изначально, задачи учета у клиента были реализованы в 1С, а управление командами осуществлялась аналогово - при помощи бумажек и телефона.

Сами понимаете, управлять так большой массой людей в условиях аврала - очень сложно. А аврал на таких мероприятиях - всегда.

Совместно с клиентом мы разработали информационную систему, в которой учет пользователей и все операции с ними проводились в 1С, а Telegram выступал как простой фронтенд, через который сотрудник взаимодействовал с системой.

В итоге:

  • Сотрудники могли иметь разные роли (рядовой сотрудник, руководитель команды, менеджер, HR, супервайзер) и разные права.
  • Сотрудников можно собирать в команды
  • Можно создавать для команд рабочие чаты в Telegram и управлять этими чатами
  • Можно рассылать уведомления разным группам сотрудников
  • Для включения в систему достаточно прислать ссылку новому сотруднику в его Telegram-аккаунт
  • Можно ставить задачи и получать отчеты об их выполнении с приложением фото и др. документов
  • Для исключения сотрудника из чатов и из системы достаточно заблокировать его в 1С.

При этом, стоимость разработки такого бота в 2-5 раз ниже, чем разработка аналогичного мобильного приложения.

В заключение

Пока что телеграм-боты могут составить конкуренцию классическим мобильным приложениям лишь в некоторых случаях. Я думаю, что помимо корпоративных систем их уместно использовать в тех нишах, где Telegram очень распространен среди пользователей, если у вас есть сообщество пользователей со сложными алгоритмами взаимодействия (например чат-бот для бизнес-клуба) или у вас очень лояльная аудитория, которой важно “не шашечки, а ездить”.

Telegram-бот может также быть хорошей альтернативой корпоративному мессенджеру - по сравнению с SaaS-решениями у вас гораздо больше возможностей для доработки под свои нужды.

А как на ваш взгляд, где еще телеграм-боты могут составить конкуренцию мобильным приложениям?

0
4 комментария
Олег Бовин

Отличное решение для широкого круга пользователей на разных платформах

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Chelovechkov
Автор

Спасибо за комментарий, да, мне тоже такие решения очень нравятся. :)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Telegram-бот вместо мобильного приложения - слишком громкое высказывание. Для интернет-магазинов все равно Telegram-бот не заменит мобильное приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Chelovechkov
Автор

спасибо за комментарий. В статье как раз рассматриваю случаи, когда можно заменить. Согласен, что для b2c это редко когда возможно. А для корпоративного проекта - вполне.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда