Инструкция "как проводить CustDev"

Более 50 готовых вопросов для проведения глубинного интервью. А все для того чтобы:

Инструкция "как проводить CustDev"

Привет! Меня зовут Шохрух, я CEO маркетингового агентства «Отряд».

В этой статье я поделюсь с вами своими наработками, и вкратце объясню как проводить кастдевы. Но для начала давайте разберемся… Кастдев (от англ. Customer development, сокращенно custdev) — это «процесс получения инсайтов от пользователей для создания, проверки и оптимизации идей развития продукта с помощью интервью и структурированных экспериментов». По своей сути — это клиентоориентированный подход к бизнесу, когда продукт решает проблему клиента. Сначала выявляется проблема, потом разрабатывается продукт, а не наоборот.

Для чего нужны вообще исследования

Каждый раз когда я приходил на любой курс по маркетингу (не берите местные обучения, мне наполнение местных курсов вообще не нравится). Каждый спикер где я обучался, причем поголовно, мне говорил:

Чтобы разработать эффективную стратегию рекламирования любого товара или услуги, нужно ответить на 3 вопроса: кому мы продаем, что мы продаем и как мы продаем?

Естественно я эти моменты сразу пропускал, ну че я не знаю что ли кто моя ЦА и что есть мой продукт? И когда я должен был садиться и исследовать целевую аудиторию, распаковывать смыслы своего продукта, а потом их упаковывать в продающие офферы, я забивал.

И как думаете что из этого получилось?

Достаточно грустная ситуация, поэтому первый свой рекламный бюджет я естественно слил, а все потому что я сразу побежал изучать как настраивать рекламу в фейсбуке, в Гугле и Яндексе, как делать лэндинги, чат-боты — думая что это важнее. И собственно поэтому я и облажался. Это больная тема.
Стоит всегда помнить:

Видение команды может не соответствовать запросам рынка, поэтому иногда в ходе исследования продукт приходится менять. CustDev помогает не строить бизнес на догадках, а напрямую спрашивать у клиентов, что им необходимо. Поэтому работа над проектом строится по схеме:

Инструкция "как проводить CustDev"

Я много рассказывать о важности исследований не буду. Это достаточно большая и обширная тема. В данной статье просто разберу почему важно проводить именно кастдевы.
Итак…
В ежегодном рейтинге CB Insidest «12 основных причин, по которым проваливаются стартапы» второе место (35%) занимают продукты, которые не востребованы на рынке. CustDev, проведенный на стадии разработки, мог бы помочь этим стартапам остаться на плаву.

Если говорить о конкретных задачах, то CustDev помогает:

  • составить точный портрет клиента;
  • выявить потребности аудитории;
  • адаптировать продукт под запросы рынка;
  • сделать продукт, за который клиенты будут платить.

Мифы о маркетинговых исследованиях

Инструкция "как проводить CustDev"

Я не сторонник количественных исследований, просто потому что в 90% случаях их проводят ужасно. Однако, я прекрасно понимаю, что качественные и количественные исследования не должны противопоставляться, а должны дополнять друг друга:

Инструкция "как проводить CustDev"

Пример: из качественного исследования мы можем узнать, какие точки зрения есть на наш товар или услугу, из количественного – узнать, сколько процентов потребителей разделяют ту или иную точку зрения.
Пока, меня снова не унесло, переходим к главному, то зачем вы сюда попали:

Инструкция как проводить CustDev?

Когда создается новый продукт, который должен «закрыть» боль/проблему клиента, CustDev помогает понять:

  • действительно ли у клиентов есть эта боль (Может, продукт им не нужен?);
  • помогает ли продукт закрыть эту боль (Он точно решает проблему?);
  • готовы ли клиенты платить за продукт (Может, у них уже есть бюджетные аналоги?)

Я поделюсь с вами собственной инструкцией и наработками, отдам то, как это делаю я. Для начала несколько правил проведения кастдева:
1) Личный контакт.

Формат проведения должен быть либо онлайн, либо офлайн. Но очень важен контакт.

2) Запись. Если вы проводите оффлайн, то включите диктофон. В случае если онлайн, то поставьте ваш разговор на запись. Это понадобится, когда вы детально будете разбирать каждый ответ, еще раз увидеть жесты, мимику и считать эмоции.

3) Только открытые вопросы. При общении важны формулировки вопросов. Они должны подразумевать развернутый ответ, а не односложный «да» или «нет». Не стоит навязывать покупку потенциального продукта, так как это может насторожить собеседника и интервью окажется непродуктивным.

Неудачный вопрос:

«Сколько вы готовы платить за ежемесячную подписку на книжный сервис?»

Правильные вопросы:

Как часто вы покупаете книги? Как долго вы читали последнюю купленную книгу?

Когда вы в последний раз были в библиотеке? Насколько сложно вам до нее добираться?

4) Задавать короткие вопросы

Задавайте короткие вопросы, постепенно обсуждая разные аспекты продукта, и фиксировать информацию. В конце обсуждения задать итоговый вопрос и упомянуть в нем основные тезисы респондента. Таким образом в финале интервью будет озвучено развернутое резюме, в котором потребитель будет максимально искренним. Этот прием называют «эффектом Коломбо».

5) Сделать паузу в ходе интервью, когда собеседник уже открыто общается и охотно идет на контакт.

Практика показывает, что эти 10–15 секунд респонденты используют, чтобы озвучить мысли по продукту, которые появились у них в ходе разговора. Эти комментарии могут оказаться полезными.
6) Мой личный секрет.

Попробуйте задавать провокационные вопросы, так респондент начнет доказывать свою точку зрения, а значит даст максимально честный ответ. Пример провокационного вопроса:
"Сколько сахара/какие сладости можно позволить себе, чтобы не толстеть?"

Да, вы прекрасно понимаете, что при похудении необязательно отказываться от сладостей, скорее важно считать калории, и употреблять меньше, чем тратите. Но такие вопросы позволят вам узнать насколько человек разбирается в том или ином вопросе.

Другой пример провокационного вопроса:
"Почему вы курите IQOS, если научно доказано, что сигареты безопаснее для здоровья?"

Думаю суть вы поняли.

Структура и готовые вопросы для Кастдева

1) Точка А.

Здесь вы должны максимально описать точку А, в которой находится клиент. — Базовые соц. демографические параметры (Имя, Пол, Возраст, Гео проживания, Семейное положение, Уровень заработка)

Начать разговаривать о общей теме, ничего не говоря про свой продукт.

Инструкция "как проводить CustDev"
  • Какие сейчас отношения с моим продуктом. Здесь нужно выстроить мостик, и начать говорить не о вашем продукте, а о широкой категории интересов, выше пример.
  • На данном этапе вам нужно попросите интервьюируемого описать свою причастность или непричастность к вашей теме. Например, тема — заработок в интернете. Что он думает по этому поводу? Пробовал ли уже зарабатывать? Что он слышал от друзей и знакомых? Какое у него мнение на этот счет? Где он зарабатывает? Как? Сколько?
    Нам нужна все подводные камни, то есть его отношения и причастности к нашей теме.

  • БЛОК — Боли.
    Примеры:
    Какие проблемы есть сейчас (в поле моей темы)?
    Какая самая болевая точка из них?

Попросите респондента описать проблемы, прямо или косвенно связанные с вашей темой.

  • С чем он сталкивается? Что ему мешает? Какая из этих проблем самая болючая и острая?
  • Что ты делаешь сейчас, чтобы решить или облегчить эту проблему? Как ты ее решаешь сейчас? Решаешь ли эту проблему?

Нам нужно понять как в данный момент времени потребитель двигается к решению своей проблемы. Решает ли он ее? И если нет, то почему? Что его останавливает?

  • "Если бы я попросил тебя описать точку а, в которой ты сейчас находишься по отношению к (подставить желаемый результат сегмента), то как бы ты ее описал/описала?"
  • Что прямо сейчас не так? Что тебя не устраивает?

2) Точка Б. Результат от продукта.

После того, как вы закончили и резюмировали блок Боли, задайте вопрос

  • А как бы ты хотел чтобы было?

В блоке желания также есть несколько подразделов. Например «трансформация». Здесь мы должны описать идеальный мир клиента. Как выглядел бы его идеальный результат.

Есть еще одна коучинговая фишка — это вопрос "А что еще?". То есть очень часто респондент нам выдает какие-то поверхностные решения, а наша задача узнать что у него сидит внутри.

  • Какие изменения в жизни ожидает получить человек, после потребления вашего продукта?
  • Каким ты станешь после того как решишь свою проблему?

Есть подраздел — Критериально-измеримый результат, скорость, удобство сервис и безопасность:

  • К каким понятным/измеримым результатам ты хочешь прийти?
  • Как выглядит твое решение проблемы в цифрах?
  • Как быстро ты хочешь прийти к этим результатам?
  • Какой сервис ты хочешь получить при достижении результата?
  • Что для тебя будет удобно и комфортно при достижении результата?
  • От чего бы ты больше всего кайфанул?
  • Чего ты хочешь, чтобы чувствовать себя защищенным, а процесс достижения результата безопасным?

Далее есть блок «Способы решения проблемы»

  • Что ты делаешь сейчас, чтобы решить или облегчить эту проблему? Как ты ее решаешь сейчас? Решаешь ли эту проблему?
  • Какие варианты решения своей проблемы ты видишь?
  • Почему именно они? Какой самый эффективный?
  • Каким был бы идеальный продукт по решению этой проблемы для тебя?

3) "Страхи, Сомнения, Возражения?"

  • Как уже пробовал решить проблему? Что не получилось?

Провокационный вопрос:

  • Почему *Ваш продукт* не работают, так многие утверждают?
  • Как бы ты выбирал подрядчика/специалиста/спикера? На что обращаешь внимание при выборе?
  • Что является главным фактором твоего доверия?
  • Почему откладывал решение проблемы?
  • Что может не получиться по твоему мнению?
  • Что для тебя дорого/дешево? За что ты был бы готов заплатить N-сумму?
  • Какие гарантии/материалы/сервис подтолкнули бы тебя к покупке?

4) Финалим

Пусть респондент опишет свою мотивацию или ее отсутствие вникать в нашу тему или покупать наш продукт. Нас интересуют причины, которые его мотивируют или страхи, которые его останавливают

  • Почему эта тема/продукт сейчас важны/не важны для тебя?
  • Почему важно? Что будет если сделать …? Что будет, если этого не делать?
  • Почему это не важно настолько, чтобы прямо сейчас этим заняться?
  • Какая информация упростит решение твоей проблемы/поможет тебе сделать правильный выбор?

Здесь нужно узнать, что респондент хочет знать, чтобы быть на 100% быть уверенным в том, что наш продукт поможет в решении проблемы нашего потребителя.

Помните, что идеальной и готовой структуры не существует. Я всегда отталкиваюсь от задач и целей, и конечно же от продукта. Готовлю вопросы заранее, однако в процессе интервью могу задать вопросы, которые не были прописаны заранее.

Проведение кастдевов — это навык, который приобретается только путем практики. Так что проводите исследования, делайте востребованные продукты и будьте крутыми специалистами.

Оставляю свои контакты:
Канал в телеграме - @mukhsinov_mrkt
Инстаграм агентства Отряд - @otryad_agency
Мой личный тг - @me_shokh
Подписывайтесь, и не пропускайте годный контент.

Если информация в статье огонь, попрошу написать приятный комментарий. Я правда старался)

33
реклама
разместить
1 комментарий

Спасибо за четкую и понятную информацию, мне было полезно👌

1